Обоснование цены контракта с единственным поставщиком

11801
Расскажем о возможностях применения каждого из предусмотренных Законом о контрактной системе методов расчета и обоснования цены контракта при закупке у единственного поставщика, когда необходимо обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Из этой статьи вы узнаете:

  • когда необходимо обоснование НМЦК;
  • особенности обоснования цены контракта при формировании плана-графика;
  • метод сопоставимых рыночных цен контракта;
  • нормативный метод обоснования цены контракта;
  • тарифный метод обоснования цены контракта;
  • проектно-сметный метод обоснования цены контракта;
  • затратный метод обоснования цены контракта.

При осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, осуществляется при формировании:

  • плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона о КС);
  • извещения о проведении запроса котировок (п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о КС);
  • документации о закупке при проведении конкурсов, аукционов, запросов предложений (п. 1 ч. 1 ст. 50, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 6 ст. 83 Закона о КС);
  • документально оформленного отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки у единственного поставщика (ч. 3 ст. 93 Закона о КС);
  • контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 4 ст. 93 Закона о КС).

При этом для каждого из вышеперечисленных документов Законом о КС предусмотрены свои особенности. Вопросы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по общему правилу регламентирует ст. 22 Закона о КС.

Случаи, когда обоснование цены необходимо, определены ст. 93 Закона о КС. Так ч. 3 ст. 93 Закона о КС содержит перечень оснований, когда не требуется подготовка документально оформленного отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), содержащего в т. ч. расчет цены контракта. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 93 Закона о КС, если заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика на основании пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36, 42 ч. 1 ст. 93 Закона о КС, нет необходимости формировать отчет о невозможности и нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, а также прикладывать к контракту расчет и обоснование цены.

Особенности обоснования цены контракта при формировании плана-графика

Стоит обратить внимание заказчиков, что все закупки, осуществляемые у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом Особенностей формирования планов-графиков на 2014 и 2016 гг. подлежат включению в план-график, при этом цена контракта должна быть рассчитана в соответствии с требованиями ст. 22 Закона о КС.

При этом для случаев заключения контракта по пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о КС обоснование цены при формировании плана-графика не осуществляется, т. к. такие закупки включаются в план-график без конкретизации объекта закупки в размере годового объема денежных средств с разбивкой по кодам бюджетной классификации по каждому из перечисленных ниже объектов закупки:

  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о КС);
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о КС).

С 1 января 2016 г. вступает в силу ст. 18 Закона о контрактной системе, обязывающая заказчиков обосновывать цену контракта при формировании плана-графика. С учетом положений п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона о КС такое обоснование цены осуществляется безотносительно к объекту закупки, т.е. без учета положений ч. 3 и 4 ст. 93 Закона о КС. При этом необходимо отметить, что в соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона о КС порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ. Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что с момента установления Правительством РФ порядка и формы обоснования закупок, при формировании плана-графика любая закупка у единственного поставщика, отраженная в плане-графике будет подлежать обоснованию, в т. ч. и в части цены контракта (если Правительством РФ не будут установлены иные требования).

Форма и методы обоснования цены

Для определения и обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан руководствоваться методами расчета, указанными в ч. 1 ст. 22 Закона о КС. А именно, для каждого случая заключения контракта с единственным поставщиком может быть использован один или несколько методов расчета и обоснования:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод;
  • иные методы, в случае невозможности применения вышеперечисленных методов с обоснованием такой невозможности (ч. 12 ст. 22 Закона о КС).

Порядок применения методов определения и обоснования цены контракта в настоящий момент отражен лишь в Приказе № 567.

Метод сопоставимых рыночных цен

Первый из предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона о КС методов определения и обоснования цены контракта – метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – является приоритетным. Таким образом заказчик при определении и обосновании цены контракта в первую очередь должен рассмотреть вопрос о возможности применения именно этого метода. При этом для случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) использование данного метода будет не столь обширно, как в случае проведения закупок конкурентными способами. Из обязательных случаев подготовки расчета цены контракта, определенных ч. 3 и 4 ст. 93 Закона о КС, метод анализа рынка возможен к применению по основаниям, предусмотренным пп. 3, 9, 12, 17, 18, 31, 32, 34, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона о КС.

При определении и обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, заказчик может использовать общедоступную информацию о ценах товаров, работ, услуг. Перечень источников такой общедоступной информации содержится в ч. 18 ст. 22 Закона о КС.

Нормативный метод обоснования цены

Нормативный метод определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), может быть применен, когда будут утверждены нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов в соответствии со ст. 19 Закона о КС. При этом такие нормативы должны иметь не только количественный и качественный характер, но и устанавливать предельные цены. Таким образом, как только заказчики получат нормативы затрат с установленными предельными ценами, для целей определения и обоснования цены контракта достаточно будет предельную цену умножить на объем закупаемой продукции. Обоснованием же такой цены по сути будет являться ссылка на норматив. Приведенная в Приказе № 567 формула расчета цены контракта с применением нормативного метода отражает порядок расчета, но при этом необходимо отметить, что не предусматривает включение в расчет размера налоговых платежей и не позволяет учитывать условия поставки, что, безусловно, представляет некоторую сложность с позиции корректности такого расчета. Возможно, утвержденные в будущем нормативы и предельные цены позволят осуществлять корректировку предельной цены с учетом коммерческих и финансовых условий каждой конкретной закупки.

Тарифный метод обоснования цены

Применение тарифного метода возможно, когда в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Самым очевидным основанием применения данного метода являются случаи заключения контракта на коммунальные услуги (тепло-, водоснабжение, водоотведение, передачу электрической энергии), услуги почтовой связи, некоторые услуги общедоступной электросвязи (пп. 1, 8 ч. 1 ст. 93 Закона о КС).

Проектно-сметный метод обоснования цены

Проектно-сметный метод для случаев заключения контракта с единственным поставщиком будет применяться в очень ограниченном количестве случаев, например при заключении контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о КС (при осуществлении ликвидации последствий ЧС). По общему правилу проектно-сметный метод применяется, когда объектом закупки является:

  • строительство;
  • реконструкция;
  • капитальный ремонт;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • текущий ремонт, если заказчик выбрал данный метод обоснования цены.

Расчетом и обоснованием цены контракта в случае применения проектно-сметного метода будет являться проектная документация.

Затратный метод обоснования цены

Затратный метод может быть применен заказчиками в случае невозможности использования всех вышеперечисленных методов или в дополнение к ним.

Затратный метод предусматривает, что заказчик самостоятельно рассчитает затраты, связанные с исполнением контракта. При этом должны быть рассчитаны как прямые, так и косвенные затраты, а также обычный для данной сферы деятельности размер прибыли. При заключении контракта в соответствии с пп. 10, 17, 34, 35 ч. 1 ст. 93 Закона о КС для расчета цены контракта может быть использован затратный метод.

Обоснование цены контракта с единственным поставщиком

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе "Госзаказ"



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль