Расторжение контракта по инициативе поставщика

2436
На практике случаи расторжения контрактов по инициативе поставщиков встречаются крайне редко. Однако в нынешних условиях экономической нестабильности данная возможность приобрела актуальность. Авторами статьи подробно описан порядок возможного расторжения контракта поставщиком.

Из этой статьи вы узнаете:

  • ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком;
  • расторжение контракта в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения;
  • расторжение контракта в связи с существенным изменением обстоятельств.

Как правило, расторжение государственных контрактов происходит по инициативе государственного заказчика в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств.

Ситуации, в которых поставщику по каким-либо причинам необходимо расторгнуть контракт, в практике, в т. ч. судебной, практически не встречаются.

В сложившихся экономических обстоятельствах ситуации, в условиях кризиса и резкого роста курса иностранных валют, исполнение заключенного государственного контракта может повлечь причинение убытков поставщику, и вопрос о расторжении государственного контракта по его инициативе стал актуальным.

До вступления в силу Закона о контрактной системе право поставщика отказаться от исполнения контракта хоть и было предусмотрено в последней редакции Закона № 94-ФЗ, но не было четко регламентировано.

Возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа поставщика от его исполнения полностью регламентирована Законом о контрактной системе. Также ГК РФ предоставляет возможность требовать расторжение договора, в т. ч. государственного контракта, в связи с существенным изменением обстоятельств.

Далее рассмотрим оба возможных случая расторжения контракта: в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения и в связи с существенным изменением обстоятельств.

Расторжение контракта в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения

Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Судебная практика (например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу № А49-2126/2014) показывает, что в государственном контракте должна быть четкая формулировка «права заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта», а не формальная отсылка к законодательству.

Необходимо отметить, что не для всех видов обязательств предусмотрено право стороны на односторонний отказ от исполнения обязательств, поскольку по общему правилу в силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Расторжение государственного контракта по данному основанию возможно и имеет смысл, если заказчик неоднократно не оплатил предусмотренные контрактом партии товара.

При расторжении контракта длительность неоплаты товара при разовой поставке, скорее всего, не будет иметь значения для поставщика.

Что касается неоднократной невыборки товаров, то необходимо отметить следующее. В соответствии с ч. 2 ст. 510 ГК РФ договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Закон о контрактной системе в ч. 20 и 21 ст. 95 четко регламентирует процедуру отказа поставщика от исполнения контракта. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику.

Таким образом, с учетом положений законодательства такой путь расторжения государственных контрактов возможен и четко регламентирован. Однако необходимо отметить, что судебная практика, при которой рассматривался спор о законности расторжения государственного контракта в связи с односторонним отказом поставщика вследствие нарушения сроков оплаты заказчиком отсутствует и невозможно оценить, как суд, рассматривающий такой спор, в каждой конкретной ситуации будет толковать положения законодательства.

Расторжение контракта в связи с существенным изменением обстоятельств

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

  • в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
  • изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
  • исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  • из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Так, сложившаяся судебная практика говорит о том, что изменение курса валют, повышение цен на товары, финансовые кризисы не могут являться обстоятельствами, которые поставщик не мог предвидеть при заключении договора. Такие обстоятельства практика включает в предпринимательские риски.

Хотя возможность расторжения контрактов по основанию существенного изменения обстоятельств имеется, все равно необходимо серьезное обоснование такого расторжения, сделать которое для договора поставки достаточно сложно.

Таким образом, несмотря на то что законодатель предоставляет поставщикам возможность требовать расторжения контрактов, в стабильной экономической ситуации они такой возможностью не пользуются, что в целом говорит о том, что в исполнении государственного контракта заинтересованы обе стороны правоотношений.

Авторы: А.И. Илишева, С.А. Никиташев; статья опубликована в журнале "Госзаказ в вопросах и ответах"

Расторжение контракта по инициативе поставщика

О судебной практике по делам о расторжении контрактов по инициативе поставщика и в связи с существенными изменениями обстоятельств Вы можете прочитать в постоянной рубрике «Комментарии специалистов» журнале "Госзаказ в вопросах и ответах"



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль