Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ

2546
Статья посвящена довольно нетрадиционному подходу к регулированию закупок в рамках Закона № 223-ФЗ – добровольной стандартизации правил закупок, которую в середине лета 2015 года предложила ФАС России, используя свой накопленный опыт.

Cитуация вокруг Закона № 223-ФЗ остается двоякой: с одной стороны, система явно не демонстрирует максимума эффективности и открытости, которых от нее ожидают, с другой — не делается и явных шагов зарегулировать отрасль, превратив ее в двойника системы государственных закупок. Так, Андрей Цариковский, заместитель руководителя ФАС России, в ходе одной из пресс-конференций1 отметил, что заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, а не чиновниками — у них должна быть свобода хозяйственной деятельности, поэтому ФАС не планирует сближения норм Закона № 223-ФЗ и Закона о КС.

Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ

Узнайте всё о Стандарте закупочной деятельности в Электронной системе "Госзаказ"

Причины создания Стандарта закупочной деятельности

Антимонопольный орган, очевидно, выбрал более тонкий и долговременный вариант стратегии борьбы за честность и прозрачность закупок отдельных видов юридических лиц — просвещение, наставничество и социальную ответственность. В качестве инструмента таковой стратегии был принят и 21 июля текущего года опубликован Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (далее — Стандарт).

Необходимо подчеркнуть, что Стандарт является не нормативным документом, а, скорее, взглядом ФАС России на то, каким должно быть положение о закупке организаций-заказчиков. А. Ю. Цариковский даже назвал его общественным долгом. При этом Стандарт не стал образцом положения — его невозможно применить в качестве такового. «Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке» — говорится в преамбуле документа.

Интересным является и тот факт, что Стандарт стал предтечей, пожалуй, наиболее радикальных поправок, которые планируется внести в Закон № 223-ФЗ в ближайшее время. В Государственной Думе находятся сразу два законопроекта, один из которых (№ 821534-6) в случае принятия должен произвести маленькую революцию в сфере закупок: планируется ввести ограниченный перечень способов закупки, уточнить понятие закупки в электронной форме и др.

Обеспокоенность результатами работы системы закупок высказывал директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов: «Практика применения закона о закупках госкомпаниями и монополиями говорит о том, что его нужно менять. Негативные тенденции в системе закупок отдельных видов юридических лиц в этом году усилились»3. Похвастаться действительно нечем. Стабильно высокими со склонностью к росту остаются доли закупок у единственного поставщика и закупок иными способами (см. рисунок); на Официальном сайте в настоящее время имеется информация о более чем 2,7 тыс. наименований способов закупок.

Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ

Динамика долей закупок у единственного поставщика и закупок иными способами, % от общего числа в денежном выражении

Содержание Стандарта закупочной деятельности

Предложенный Стандарт включает в себя рекомендации, касающиеся практически всех аспектов закупочной деятельности. В частности, п. 2 раздела II Стандарта указывает на целесообразность подробного, полного описания объекта закупок при подготовке плана закупок.

Действительно, требования постановления Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 в этой части зачастую выполняются заказчиками формально: вместо описаний в планы включаются формулировки согласно условиям ранее заключенного договора, согласно эскизу и договору, поставка качественных мясопродуктов согласно договору и иные. К сожалению, в этом вопросе приходится уповать лишь на сознательность заказчиков.

Отдельно Стандарт указывает на возможность дополнительной публикации сведений о закупках на сайтах организаций-заказчиков (п. 1 раздела III Стандарта). Такая рекомендация, безусловно, может быть эффективной для крупного заказчика. Применительно же к малому заказчику, имеющему низкофункциональный сайт, можно сказать, что публикация на нем станет лишь дополнительной трудозатратой.

Целесообразными видятся рекомендации п. 2 раздела V Стандарта, касающиеся порядка работы заказчика, его комиссий с недостоверной информацией. Практика применения и Закона № 223-ФЗ и Закона о контрактной системе говорит о том, что в положение о закупке стоит включить определение термина «недостоверная информация», порядок доказывания недостоверности (в частности, перечень источников информации, на основе которых комиссия будет делать свои выводы).

В какой-то части Стандарт направлен на избежание заказчиком грубых ошибок при проведении закупки. Нередки случаи некорректного применения заказчиками их же положений о закупке, оплошностей при установлении требований к участникам и документальном подтверждении соответствия этим требованиям.

Авторы Стандарта словно пытаются донести следующую мысль: требования к участникам, способы закупки могут быть различными, главное — их исчерпывающее описание и применение в соответствии с этим описанием.

В Стандарте можно обнаружить и рекомендации, противоречащие сложившейся судебной практике. Так, п. 4 того же раздела VII указывает на желательность отказа заказчика от установления требований «к поставляемому товару, которым соответствует товар единственного производителя, в т. ч. указание на товарный знак, модель, марку товара без сопровождения словами „или эквивалент“, „или аналог“ и определения параметров эквивалентности». Таким образом, находит свое подтверждение традиционная для антимонопольного органа концепция конкуренции производителей, а не поставщиков. Суды далеко не всегда встают по этому вопросу на сторону ФАС России. Об этом, в частности, свидетельствуют постановление ФАС Уральского округа по делу № А71-11453/2012 от 31.05.2013, определение Высшего Арбитражного Суда РФ № ВАС-4722/14 от 15.04.2014.

В п. 1 раздела VIII Стандарта содержится немаловажное замечание об установлении сроков заключения договоров не ранее сроков обжалования действий заказчиков. Отсутствие подобного нормативно закрепленного условия стало настоящим барьером для участников, пытающихся оспорить действия заказчика в административном порядке. Более полезным видится совет о включении в положение условий заключения договора с иными, кроме победителя, участниками закупки. Опыт указывает на то, что должностные лица заказчика в ряде случаев не имеют четкого представления о том, как поступить при уклонении победителя от заключения договора.

Таким образом, Стандарт нельзя считать полностью универсальным, а его положения – полностью эффективными. Он не предполагает какой-либо процедуры присоединения к нему или его одобрения. Заказчикам, полагающим предложенные идеи плодотворными, стоит воспользоваться процедурой внесения изменений в положение о закупке и его последующего утверждения. Также не требуется и публикации какой-либо информации о том, какая организация присоединилась к Стандарту, полностью ли или в части.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль