О некоторых вопросах применения реестра недобросовестных поставщиков в рамках Закона № 223-ФЗ

1218
В ст. 5 Закона № 223-ФЗ установлен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, а также основания, при которых сведения об участниках закупки включаются в указанный реестр. Остановимся на некоторых неоднозначных вопросах и дадим исчерпывающие ответы.

Целями Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 рассматриваемого закона, в товарах, работах, услугах, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, эффективное использование денежных средств, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение прозрачности и гласности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Одним из инструментов, обеспечивающих реализацию целей регулирования отношений, определенных в вышеуказанной статье Закона № 223-ФЗ по добросовестной конкуренции, предотвращению коррупции и других злоупотреблений, является реестр недобросовестных поставщиков.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в единой информационной системе.

Согласно п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом № 223-ФЗ, является ФАС России.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков регулируется также постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"».

Согласно п. 5 указанного постановления заказчик обязан направить в уполномоченный орган сведения, предусмотренные пп. 2–4 постановления в письменной форме с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным должностным лицом заказчика, либо в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи, для осуществления проверки данной информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.

Основания для включения в  реестр недобросовестных поставщиков

Часть 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ предусматривает два самостоятельных основания для включения недобросовестного участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков:

  • уклонение от заключения договора;
  • расторжение договора с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в связи с существенным нарушением им условий договора.

При этом одной из особенностей регулирования процедуры ведения реестра недобросовестных поставщиков является тот факт, что в Законе № 223-ФЗ в отличие от Закона о контрактной системе понятие «уклонение от заключения договора» не раскрыто.

Таким образом, в каждом отдельно взятом случае при рассмотрении вопроса о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков подлежат исследованию конкретные обстоятельства дела, документы и сведения, представленные на рассмотрение Комиссии по контролю в сфере закупок отдельными видами юридических лиц.

Вместе с тем, учитывая важность и значимость ведения реестра недобросовестных поставщиков, данный вопрос объективно требует регламентации и при наличии обязательных для исполнения норм может функционировать еще более эффективно, тем более что законодатель фактически предусмотрел возможность детальной регламентации правоотношений при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц в положениях о закупке.

Так, согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок заключения и исполнения договоров.

На основании изложенного выше целесообразным со стороны заказчиков было бы указание в положении о закупке наряду с порядком заключения договора также понятия «уклонение от заключения договора». В качестве него могут быть, например, такие случаи, как:

  • прямой письменный отказ от подписания договора;
  • неподписание участником проекта договора в предусмотренный заказчиком для этого срок;
  • несвоевременное представление обеспечения договора;
  • предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора в противоречие ранее предложенным в заявке участника и другие.

Уклонение от контракта по вине заказчика

Зачастую при исследовании информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика, контролирующим органом выявляется, что на стадии заключения договора по итогам проведения закупочной процедуры заказчиком нарушен данный порядок, установленный документацией и положением о закупке. Практика показывает, что в большинстве случаев заказчики ненадлежащим образом исполняют требования в части передачи победителю закупки проекта договора.

В таких случаях сведения о поставщиках не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что из-за недобросовестных действий заказчиков было нарушено право победителя закупки заключить договор в порядке и на условиях, установленных положением о закупке и документацией.

На основании вышеизложенного следует подчеркнуть важность строгого соблюдения всех предусмотренных требований к порядку заключения договора как со стороны победителя закупочной процедуры, так и со стороны заказчика.

Данная позиция также подтверждена практикой арбитражных судов, в частности, постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-62415/2014.

Уклонение от  контракта по  итогам процедуры, проведенной не в виде торгов

Интересна практика включения в реестр сведений о недобросовестных поставщиках, уклонившихся от заключения контракта по итогам проведения процедуры не в форме конкурса или аукциона.

Так, согласно ч. 4 ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме конкурса и аукциона.

Вместе с тем ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено право заказчика предусмотреть в положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

На практике имеют место случаи, когда участник закупки, проводимой иным способом закупки, отличным от конкурса или аукциона, например, в форме запроса цен или предложения делать оферты, после признания его победителем данной закупочной процедуры, уклоняется от заключения договора, считая себя не обремененным никакими обязательствами в части заключения договора по итогам проведения закупочной процедуры на том основании, что она проводилась не в форме торгов.

Вместе с тем такая позиция недопустима, противоречит положениям ГК РФ, Закона № 223-ФЗ, судебной и административной практике его применения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ заказчики руководствуются в т. ч. ГК РФ.

В силу п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Частью 2 ст. 435 ГК РФ установлено, что оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом, т. е. выпуск оферты связывает оферента обязательством заключить указанный в оферте договор с акцептантом, официально принявшим предложение на условиях, изложенных в оферте.

Согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Таким образом, акцептом оферты ( т. е. заявки на участие в закупочной процедуре) можно рассматривать составление заказчиком протокола подведения итогов закупки о признании участника победителем закупки, а также действия по направлению ему проекта договора, содержащего в себе условия, указанные в заявке победителя закупки, для подписания.

ПРИМЕР

Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 22.12.2014 № А40-179257/2013 подчеркнул, что применительно к Закону № 223-ФЗ лицо, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным законом.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, т. е. создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

На основании вышеизложенного участник закупки, не отозвавший свою заявку на участие в процедуре до установленного положением о закупке срока, в случае признания его победителем закупки обязан заключить с заказчиком договор на условиях, указанных в документации о закупке, а также в заявке данного участника.

Таким образом, довод участников закупок о том, что проведение процедуры не в форме конкурса или аукциона исключает возможность уклонения от заключения контракта, основан на неправильном толковании норм материального права.

Самостоятельным основанием для включения сведений о поставщике в реестр является расторжение договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком данного договора.

Целесообразность включения третейской оговорки

Важным вопросом, подлежащим исследованию, является целесообразность включения третейской оговорки в договор, заключаемый по итогам проведения закупочной процедуры в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» по соглашению сторон третейского разбирательства в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 26.05.2011 № 10-П, «третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов… Конституция РФ не исключает возможность разрешения гражданско-правовых споров между частными лицами в процедуре третейского разбирательства посредством третейских судов».

Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 28.01.2014 № 11535/13 отметил, что наличие в едином правоотношении такой концентрации общественно значимых публичных элементов не позволяет признать споры, возникающие по контрактам, спорами исключительно частного характера между частными лицами, которые могут рассматриваться в частном порядке — третейскими судами.

В связи с тем что Закон № 223-ФЗ содержит нормы как публичного, так и частного права, носит специальный характер по отношению к общим положениям гражданского законодательства, используемый в нем термин «суд» не может рассматриваться в качестве собирательного понятия, охватывающего также третейские суды.

На основании вышеизложенного сведения об участниках закупки, договоры с которыми расторгнуты по решению третейского суда в связи с существенным нарушением ими договоров, не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в силу отсутствия на то прямого указания закона.

О некоторых вопросах применения реестра недобросовестных поставщиков в рамках Закона № 223-ФЗ

Ознакомиться с общими требованиями к осуществлению государственных закупок и разъяснениями экспертов Вы можете в  Электронной системе "Госзаказ"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль