Обзор лучших мировых практик в сфере государственных закупок

1199
Анализ лучших, по мнению Организации экономического сотрудничества и развития, практики в сфере госзакупок в странах "Большой двадцатки".

Исполнительным комитетом Организации экономического сотрудничества и развития к очередному заседанию глав государств «Большой двадцатки» подготовлен обзор лучших мировых практик в сфере государственных закупок. Он включает анализ стран, являющихся членами «Большой двадцатки».

Данные материалы представляют большую ценность для российской стороны, т. к. анализ передового опыта в этой области крайне необходим для дальнейшего совершенствования сферы государственных и муниципальных закупок, в т. ч. на территории Таможенного союза и Евразийского экономического пространства.

Обзор сфокусирован на двух направлениях:

повышении прозрачности;

обеспечении целостности системы государственных закупок.

Повышение прозрачности системы госзакупок

На сегодняшний день в большинстве стран «Большой двадцатки» прозрачность закупок обеспечивается за счет их перевода в электронную форму. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при осуществлении государственных закупок позволяет снизить финансовые, административные и временные издержки.

Применение электронных форм закупок дает возможность сэкономить до 20% совокупного годового объема закупок.

К примеру, по данным Министерства планирования, бюджета и управления Бразилии, в 2012 г. экономия бюджетных средств за счет использования электронных форм закупок составила 19% совокупной стоимости контрактов (около 2,4 млрд евро).

Австралия

Важным аспектом обеспечения прозрачности государственных закупок является обязательность публикации в сети Интернет всей информации о закупке (план закупок, извещение о закупке, документация о закупке, сведения об исполнении контракта). В данном контексте наиболее интересным представляется опыт Австралии.

В соответствии с правилами государственных закупок Австралии все заказчики обязаны публиковать извещение и документацию о закупке стоимостью свыше 10,0 тыс. австралийских долл. (приблизительно 400 тыс. руб.) в государственной системе закупок AusTender (www.tenders.gov.au). Данный портал содержит не только стандартные документы о закупках (извещение, документация), но и большой объем статистической информации о государственных закупках, в т. ч. по следующим направлениям:

участие индивидуальных предпринимателей, а также малого и среднего предпринимательства в госзакупках;контракты, заключенные с иностранными поставщиками;соотношение поставленных товаров и оказанных услуг;двадцатка лучших категорий товаров и услуг (включая анализ стоимости контрактов);десятка лучших поставщиков.

Мексика

Обязанность публикации заказчиками информации о закупке в сети Интернет существует и в Мексике. Соответствующие сведения размещаются в информационной системе по государственным закупкам Мексики — Compranet (www.compranet.gob.mx), использование которой стало с 2009 г. обязательным для федеральных органов государственной власти. Помимо функции ознакомления с информацией о закупке в Compranet реализована возможность регистрации официальной жалобы на процедуру закупки, а также ознакомление с результатами рассмотрения жалоб.

Бразилия

Несколько иной подход к обеспечению прозрачности закупок реализован в Бразилии. Так, в 2004 г. был создан «Портал прозрачности» — Transparency Portal (www.portaldatransparencia.gov.br), который обеспечивает доступ в режиме реального времени к информации об исполнении бюджета, в т. ч. о расходах на осуществление госзакупок.

Для доступа на Transparency Portal не требуется прохождение регистрации или получение пароля. Наполнение портала осуществляется в автоматическом режиме (путем извлечения необходимой информации и данных из информационных систем органов государственной власти), что избавляет от необходимости выполнения специальных операций для публикации необходимых сведений.

С мая 2010 г. данные о доходах и расходах Transparency Portal обновляются ежедневно. Количество посещений портала увеличилось с 700 тыс. на начальном этапе его существования до 2,3 млн посещений в месяц (ежемесячный прирост количества посещений составляет от 10 до 230 тыс.).

Transparency Portal получил широкую известность на международном уровне. Так, в 2008 г. на  2-й Конференции членов Конвенции ООН против коррупции данный информационный ресурс был назван одним из лучших способов обеспечения прозрачности и борьбы с коррупцией.

США

Говоря о лучших практиках информационного обеспечения контрактной системы, нельзя не отметить опыт США. Так, с 1979 г. Федеральная система государственных закупок (Federal Procurement Data System) являлась основной базой данных о заключении контрактов органами государственной власти США. В 2003 г. она была модернизирована и получила новое наименование — Федеральная система государственных закупок «Следующее поколение» (Federal Procurement Data System «Next Generation», FPDS-NG).

FPDS-NG обеспечивает информационное сопровождение закупок 65 органов федерального правительства США и содержит информацию о закупках стоимостью 450 млрд долл. США (в годовом выражении), а также о 160 тыс. поставщиках.

Федеральная система FPDS-NG является основной для базы данных о правительственных расходах www.usaspending.gov, которая в т. ч. содержит информацию о государственных контрактах, грантах, ссудах и соглашениях о сотрудничестве. Также с помощью FPDS-NG можно в т. ч. получить информацию о тенденциях закупок правительственных учреждений, о влиянии государственных закупок на достижение социально-экономических целей, развитие отдельных регионов и рынков. С 2010 г. на www.usaspending.gov реализована функция поиска информации о субконтрактах (субдоговорах, субгрантах).

В некоторых странах прозрачность закупок обеспечивается не только посредством Интернета. Почти во всех странах «Большой двадцатки» публикуется решение об определении поставщика и о заключении контракта с победителем закупки. В то же время в таких странах как США, Канада, Великобритания является обязательным проведение заказчиками опроса участников закупки на предмет ясности и понятности правил закупки, а также справедливости принятого решения.

Южная Корея

Безусловным лидером в сфере информационного обеспечения закупок на сегодняшний день является Южная Корея. В 2002 г. Служба по государственным закупкам, центральное ведомство по закупкам Кореи, презентовала полностью интегрированную, сквозную систему электронных закупок KONEPS (www.pps.go.kr). Она охватывает весь цикл электронных закупок (начиная с регистрации и заканчивая контролем и оплатой контракта) и обеспечивает электронный обмен документами, связанными с закупками.

KONEPS взаимодействует со 140 внешними системами для обмена необходимой информацией и обеспечивает полную автоматизацию процесса закупки, включая сбор данных о квалификации поставщика, формирование отчета о доставке, выставление счета-фактуры, электронная оплата контракта.

В 2012 г. более чем 62,7% государственных закупок (106 млрд долл. США) в Южной Корее осуществлено с использованием системы KONEPS. На сегодняшний день в данной системе зарегистрировано 45 тыс. заказчиков и 244 тыс. поставщиков.

В целях снижения уровня злоупотреблений в сфере государственных закупок в Южной Корее стали использоваться электронные сертификаты. В 2010 г. был разработан и представлен электронный сертификат с распознаванием отпечатков пальцев (Fingerprint Recognition e-Bidding). В данной системе пользователь может совершить закупку для одной организации только с применением биометрического ключа доступа. При этом отсутствует единое хранилище биометрических данных пользователей, т. к. информация с отпечатками пальцев хранится только в электронном файле поставщика. Начиная с 2010 г. использование данной системы обязательно для всех организаций, осуществляющих закупки с применением KONEPS.

В 2011 г. Служба по государственным закупкам Южной Кореи запустила новый сервис, позволяющий осуществлять закупки с использованием смартфонов с помощью мобильного приложения.

Великобритания

В Великобритании опрос участников проводится в течение 15 дней после заключения контракта в форме личной беседы (по телефону) или видеоконференции. Возглавляет процедуру руководитель закупки.

Тема обсуждения зависит, главным образом, от характера закупки. Вместе с тем обсуждение ведется по заранее определенному сценарию. На первом этапе, после вступительного слова, участнику закупки разъясняется процедура рассмотрения и оценки заявок. На втором этапе обсуждаются достоинства и недостатки предложения участника закупки. После этого поставщика просят высказать мнение о процессе закупки, а также сообщить, имеются ли какие-либо проблемы или вопросы в отношении результатов закупки.

Важным аспектом данной дискуссии является то, что на всех ее этапах запрещено раскрывать информацию о предложениях других поставщиков. Результаты обсуждения фиксируются и сохраняются в документах о закупке. Материалы с такими обсуждениями снижают вероятность юридических проблем, а также повышают уровень доверия поставщиков к процедурам закупки.

Обеспечение целостности системы госзакупок

Помимо мероприятий по повышению прозрачности системы государственных закупок ( в т. ч. за счет более широкого применения информационно-телекоммуникационных технологий) в мировой практике имеются примеры, когда для повышения эффективности закупок внимание органов государственной власти сосредотачивается на обеспечении единства и целостности закупочной системы.

Турция

Одним из наиболее ярких примеров в формировании единой системы государственных закупок является опыт Турции. В 2002 г. в этой стране прошла серьезная реформа сферы государственных закупок, которая раньше отличалась следующими недостатками:

отсутствие единого законодательного акта, который распространял бы свое действие на всех участников системы государственных закупок;отсутствие необходимости публикации извещения для всех способов определения поставщиков (в том случае, когда публикация извещения требовалась, устанавливались слишком сжатые сроки подачи заявок, что серьезно снижало уровень конкуренции);отсутствие единых критериев оценки заявок потенциальных поставщиков;отсутствие необходимости публикации информации о победителе процедуры закупки.

Таким образом, система государственных закупок Турции до реформы отличалась своей закрытостью и низким уровнем законодательного регулирования.

С принятием в 2002 г. единого закона о государственных закупках в Турции было создано финансово и административно независимое агентство по государственным закупкам. Главными функциями данного агентства стали регулирование и мониторинг системы закупок.

В настоящее время руководство данного агентства формируется Советом министров Турции сроком на 4 года. Для претендентов на пост в агентстве является обязательным требование об отсутствии членства ( в т. ч. в прошлом) в  какой-либо политической партии. Назначенный руководитель агентства обязан дать клятву о том, что он будет честно и беспристрастно выполнять свои обязанности, а также что не будет нарушать (и не будет позволять другим нарушать) требования закона о государственных закупках.

К руководству агентства выдвигаются также и другие требования, в т. ч. невозможность работы в другой государственной или частной организации ( в т. ч. являться владельцем акций в коммерческих организациях), обязанность ежегодно предоставлять сведения о доходах, запрет на участие митингах и выборах, в которых участвуют «кровные родственники до третьего колена» или «родственники по браку до второго колена».

Канада

В ряде стран в целях обеспечения единства системы государственных закупок утверждаются кодексы этического поведения. Например, в Канаде существует Кодекс этического поведения государственного закупщика (The Code of Conduct for Procurement). Он  в т. ч. устанавливает, что представитель заказчика в своей деятельности руководствуется нормами законодательства о государственных закупках, что он должен незамедлительно сообщить в письменной форме о фактах подкупа или нарушений законодательства, что закупщики должны избегать конфликта интересов.

Также данный кодекс предусматривает, что представитель заказчика не должен принимать подарки, должен отсутствовать конфликт интересов в связи с семейным положением. Кодексом также установлены требования к поведению поставщиков: последние не должны привлекать заказчиков к нарушению закона, а также не должны нанимать сотрудников контрактной службы (в течение установленного времени).

3 вида нормативных правовых актов, устанавливающих этические нормы поведения участников системы госзакупок в странах G20

1. Законы и подзаконные нормативные правовые акты (Австралия, Австрия, Бельгия, Чехия, Корея, Люксембург, США, Великобритания, Испания).

2. Отдельный кодекс (свод) правил этического поведения в сфере государственных закупок (Бразилия, Канада, Франция, Турция, Мексика, Голландия).

3. Рекомендации (Ирландия, Дания, Германия).

Таким образом, в мировой практике широко применяются нормы, устанавливающие правила этического поведения участников системы закупок.

Германия

Другой пример обеспечения целостности системы государственных закупок реализован в Германии. Так, Федеральное агентство по закупкам Германии (Federal Procurement Agency) является правительственным учреждением, осуществляющим закупки для 26 различных федеральных органов государственной власти, фондов и  научно-исследовательских институтов. Данное агентство является вторым по величине «закупочным» государственным органом после Федеральной службы оборонных технологий и закупок (Federal Office for Defence Technology and Procurement).

В агентстве сформирован ряд механизмов, обеспечивающих профессионализм и высокую квалификацию сотрудников: служба поддержки, совет по предотвращению коррупции, служба организации семинаров и тренингов по предотвращению коррупции.

С 2001 г. для новых сотрудников является обязательным участие в тренингах по предотвращению коррупции. От представителей окружных судов они узнают о последствиях взяточничества и о возможных моделях поведения взяткодателей. В ходе обучения также демонстрируется, как необходимо себя вести в таких случаях. Особое внимание в ходе семинаров уделяется тем должностям, которые в большей степени подвержены коррупционным рискам.

В агентстве используется другой механизм противодействия коррупции — регулярная (каждые 5–8 лет) ротация персонала. Данный механизм, с одной стороны, позволяет избежать установления длительных контактов сотрудников агентства с поставщиками, а с другой, позволяет «разнообразить» деятельность сотрудников. Вместе с тем многие специалисты отмечают ограниченность частых кадровых перестановок, поскольку из-за высокого уровня специализации большинство сотрудников не могут изменить направление деятельности, а их знания являются крайне востребованными для закупочной деятельности.

Бразилия

Большое распространение в мире получило развитие институтов внешнего контроля в области государственных закупок. Так, в 2008 г. в Бразилии в целях непрерывного наблюдения и предотвращения злоупотреблений и коррупции в сфере государственных расходов была создана «Обсерватория государственных расходов» (Observatório da Despesa Pública). Основной целью данной организации является изучение имеющихся информации и данных о государственных расходах и идентификация нетипичных ситуаций, которые требуют дальнейшего расследования, даже если налицо отсутствует нарушение законодательства.

Во многих случаях последующая обработка и анализ данных проводится совместно со специалистами органов внутреннего контроля и аудита государственных учреждений. К примерам нетипичных ситуаций относят возможный конфликт интересов, необоснованное предоставление льгот, отказ от исполнения или внесение существенных изменений в условия контракта.

В 2013 г. было выявлено 60 тыс. ситуаций «возможного нарушения» процедур закупки, среди которых: наличие деловых отношений между поставщиками, участвующими в закупке, наличие личных отношений между должностными лицами заказчиков и поставщиков, несоблюдение поставщиками сроков подачи документов, получение заявок до публикации извещения о закупке, подача заявок в нерабочие дни, участие недавно зарегистрированных поставщиков (так называемых фирм-однодневок) в закупках, несоблюдение правил обоснования цены контракта (завышение стоимости), изменение условий контракта через месяц после его заключения.

Мексика

Другим примером внешнего контроля государственных закупок является институт общественных контролеров. Так, в Мексике с 2009 г. установлена обязанность осуществления общественного контроля для закупок стоимостью свыше 336 млн мексиканских песо (около 25 млн долл. США).

Общественный контроль может осуществляться неправительственными организациями и специалистами, отобранными по результатам открытых процедур Министерством государственного управления Мексики. Для этих целей ведется реестр специалистов, наделенных соответствующими полномочиями, а также осуществляется регулярная оценка эффективности их деятельности (непродуктивная деятельность влечет исключение из реестра общественных контролеров). В случае если для осуществления закупки требуется участие общественного контролера, соответствующий специалист отбирается из указанного реестра.

На сегодняшний день реестр общественных контролеров включает 5 общественных организаций и 34 специалиста в данной области.

Использование зарубежного опыта в России

Проведенный анализ мировых практик в сфере государственных закупок позволяет сделать вывод, что формируемая в настоящее время в Российской Федерации контрактная система в сфере закупок соответствует мировым практикам. Более того, в определенных направлениях российская система закупок не только опередила мировые тренды, но и выступает «законодателем мод» для многих, в т. ч. развитых стран мира. Речь идет прежде всего о создании официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. В ходе международных конференций часто отмечается, что не во всех развитых странах организован единый портал, на котором размещается вся информация о закупках. Вопрос о необходимости создания такого портала активно обсуждается в ходе заседаний Исполнительного комитета Соглашения по правительственным закупкам ВТО.

С другой стороны, можно отметить практики, которые должны приниматься во внимание архитекторами российской контрактной системы. Так, статистические данные о соотношении товаров, работ и услуг, о лучших категориях товаров, формируемые в австралийской AUSTender, могут, например, генерироваться информационной системой по ведению каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Создание каталога товаров, работ, услуг предусмотрено ст. 23 Закона о контрактной системе.

Сфера общественного контроля закупок, которая сегодня эксплуатируется отдельными «медийными персонажами» и общественными организациями, требует дальнейшей институционализации и профессионализации. В этом смысле весьма востребованным является мексиканский опыт.

Вне всякого сомнения должны быть продолжены мероприятия по развитию информационного обеспечения государственных закупок. Так, при создании единой информационной системы в сфере закупок должна учитываться реализованная в Мексике возможность электронной подачи жалобы на действия заказчиков.

При этом должен приниматься во внимание передовой опыт США и Южной Кореи (аналитические инструменты, демонстрирующие влияние государственных закупок отдельных регионов, осуществление закупок с помощью мобильных устройств и устройств биометрии).

Представляется, что формирование кодекса этического поведения государственного закупщика будет способствовать большей профессионализации данной деятельности и снижению коррупционных проявлений в этой сфере. За основу такого кодекса может быть взят Канадский кодекс.

Реализация указанных практик в сфере государственных закупок может быть осуществлена не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль