Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком

2418
Приказ № 189 качественно усовершенствовал порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Рассмотрим основные изменения в Законе о контрактной системе относительно этого порядка, а также остановимся на нерешенных вопросах в этой области.

Несмотря на то что согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не является абсолютной новеллой контрактной системы, устанавливающая данную процедуру норма Закона о КС стала одной из самых дискуссионных. Полемика обусловлена переходом от диспозитивной нормы права к императивной. Так, в соответствии с Законом №  94-ФЗ согласование несостоявшейся закупки являлось правом заказчика наряду с возможностью провести повторную процедуру. С момента же вступления в силу Закона о контрактной системе вышеуказанное право заменено безальтернативной обязанностью заказчика.

Изначально в Законе о контрактной системе необходимость согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) была установлена в отношении несостоявшихся закупок по всем без исключения конкурентным способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В результате такого подхода контрольные органы захлестнула волна обращений относительно согласования заключения контракта. У заказчиков, в свою очередь, увеличились временные и трудовые затраты на подготовку документов для согласования, а в случае отказа осуществление повторной закупки.

Таким образом, возложенная на процедуру согласования функция дополнительного контрольного фильтра оказалась неоправданно обременительной.

В этой связи уже в 2014 г. в Закон о контрактной системе были внесены изменения, обеспечившие некоторую либерализацию процедуры согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), введены исключения из общего правила (табл. 1), а также продлен срок заключения контракта за счет установления точки отсчета — с даты получения согласования (не более 20 дней).

Таблица 1.
Первые новеллы законодательства относительно согласования заключения контракта с единственным поставщиком

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Случаи, когда требуется согласование (в ред. Закона № 498-ФЗ) Исключения (в ред. Закона № 498-ФЗ)
Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс Части 1 и 7 ст. 55 Закона о КС
Электронный аукцион Части 1–3.1 ст. 71 Закона о КС
Запрос котировок Части 1 и 3 ст. 79 Закона о КС
Запрос предложений Часть 18 ст. 83 Закона о КС

Кроме указанных в табл. 1 исключений, Закон №  498-ФЗ отменил согласование заключения контракта в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе, регламентирующими особенности закупок автономными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями, иными юридическими лицами за счет средств из бюджетов различных уровней.

Новеллы приказа № 189

В 2015 г. изменения затронули и непосредственно порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В настоящее время он установлен приказом Минэкономразвития России от  31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее — Приказ № 189).

Рассмотрим, какие новеллы принес Приказ № 189 заказчикам при осуществлении согласования контракта с единственным поставщиком.

Первое, на что следует обратить внимание при оформлении обращения о согласовании по новым правилам, — это установление права подписи обращения о согласовании только руководителю заявителя или его заместителю. В Приказе № 189 отсутствует требование о приложении к обращению доверенности (или копии), подтверждающей полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика.

Не нужно предоставлять теперь и копию решения (приказа) о назначении на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заказчика без доверенности.

Из информации и документов, которые должно содержать обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), исключены вызывавшие массу вопросов о целесообразности:

  • информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) (наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупках;
  • документ о согласии указываемого в обращении поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт в соответствии с требованиями и условиями документации о закупках и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении об осуществлении закупки.

Нужно отметить, что в состав обращения добавилось предоставление:

  • даты и номера извещения об осуществлении закупки, размещенного в ЕИС;
  • копий заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

В отношении документации о закупке также сделано уточнение о предоставлении копии.

Непосредственно процесс рассмотрения обращения стал более сжатым, в т. ч. за счет исключения следующих обязанностей контрольного органа:

  • осуществлять дополнительный запрос у заявителя недостающей информации и приостанавливать до получения ответа на запрос процедуру рассмотрения обращения;
  • осуществлять переадресацию обращения, в случае если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа по подведомственности, и уведомление об этом заказчика.

Теперь в случае непредставления предусмотренных документов и (или) информации, а также направления обращения не по компетенции контрольный орган не рассматривает обращение и возвращает его заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления обращения с указанием причин такого возврата (рис. 1, 2).

Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщикомРис. 1. Алгоритм рассмотрения обращения по старому порядку (приказ Минэкономразвития России от  13.09.2013 № 537)


 
Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщикомРис. 2. Алгоритм рассмотрения обращения по новому порядку (Приказ № 189)
 

Заявитель после возврата обращения вправе дополнить пакет документов и обратиться за согласованием повторно, однако по новому порядку рассмотрение такого обращения будет осуществляться на общих основаниях.

Приказом № 189 внесены изменения и в части организации рассмотрения обращения, а именно установлен исчерпывающий перечень лиц, которых контрольный орган может пригласить на рассмотрение. Исключено требование о привлечении независимых экспертов и добавлена возможность привлечения экспертных организаций.

Безусловно, ключевым изменением Приказа № 189 по сравнению с прежним порядком (приказ Минэкономразвития России от  13.09.2013 № 537 (далее — Приказ № 537) является возможность согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при наличии выявленных нарушений законодательства, если они не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Закон о контрактной системе не содержит формулировки понятия «результат определения поставщика»: данное словосочетание встречается в ч. 2 ст. 103 этого закона, устанавливающей внесение в реестр контрактов, в качестве информации, в т. ч.«даты подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в установленном порядке, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд и завершаются заключением контракта.

Таким образом, в ходе рассмотрения обращения контрольным органом будет осуществляться:

  • проверка всех действий заказчика при осуществлении закупки на наличие нарушений законодательства в сфере закупок;
  • деление нарушений на две категории: повлиявшие на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не оказавшие такого влияния, при этом критерии оценки нарушений Приказом № 189 не предусмотрены.

Следует отметить, что в Приказе № 537 был установлен исчерпывающий перечень нарушений, являющихся основанием для отказа в согласовании, а именно:

  • если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в т. ч.неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • установление в документации о закупках требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • установление в документации о закупках требований к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки;
  • выявления факта необоснованного ограничения заявителем круга участников предполагаемых закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо проведенных закупок в случае обращения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обобщенная формулировка в Приказе № 189, с одной стороны, расширяет дискреционные полномочия контрольного органа, с другой — повышает шансы заказчика получить согласование, если при осуществлении закупки были допущены, к примеру, технические ошибки или несущественные недочеты в оформлении документации.

В отношении отказа в согласовании Приказом № 189 установлено требование о наличии мотивированного обоснования такого решения. На наш взгляд, введение данного требования является своего рода противовесом предоставленной контрольным органам широте усмотрения при оценке выявленных в ходе рассмотрения обращения нарушений. Кроме того, необходимость мотивации отказа обеспечит барьер субъективизму в принимаемых решениях и поспособствует выработке единообразной правоприменительной практики.

Таблица 2.
Новеллы Приказа № 189 относительно организации рассмотрения обращения

Контрольный орган вправе: Приказ № 189 Приказ № 537
Пригласить на рассмотрение обращения Заявитель, участники закупки, оператор электронной площадки Лиц, чьи интересы могут быть затронуты решением контрольного органа
Привлечь к рассмотрению обращений Эксперты, экспертные организации Независимых экспертов

Нерешенные вопросы

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что изменение порядка согласования заключения контракта — закономерный итог развития контрактной системы с учетом правоприменительной практики.

В то же время еще остались нерешенные вопросы в части применения п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Так, Приказом № 189 по-прежнему предусмотрено предоставление в обращении о согласовании контракта бумажных копий документов о закупке и прочей информации, размещенной на Официальном сайте.

На практике нередко возникают ситуации, когда уполномоченный на осуществление контроля орган субъекта РФ отказывает в согласовании заключения контракта, и поставщик (подрядчик, исполнитель) обжалует такое решение в территориальное УФАС России. По результатам рассмотрения жалобы нарушения, на основании которых было отказано в согласовании, не подтверждаются, жалоба признается обоснованной, и УФАС России выдает заказчику предписание заключить контракт. Заказчик повторно направляет обращение о согласовании заключения контракта в орган по контролю субъекта РФ и получает отказ по тем же основаниям. В результате заказчик, осуществляя закупку без нарушений действующего законодательства, заключить контракт не может.

Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность выдачи ФАС России предписаний контрольному органу субъекта РФ. Иерархия принятия решений, закрепленная в ч. 19 ст. 99 Закона о контрактной системе, касается плановых и внеплановых проверок и не применяется по отношению к рассмотрению обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Для решения вышеуказанной проблемы считаем целесообразным дополнить установленные ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе основания для проведения внеплановой проверки поступлением обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком

О других спорных вопросах относительно заключения контракта с единственным поставщиком, вы можете узнать, подписавшись на журнал "Госзакупки.ру"



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль