Свидетельство СРО о допуске к выполнению работ по капремонту в рамках Закона о КС

1545
Требовать от подрядчика свидетельство СРО при проведении работ по строительству, реконструкции, капремонту или не требовать - самый большой вопрос для заказчика, проводящего закупку такого рода работ. Автор комментирует практику антимонопольных органов по спорным ситуациям для заказчиков и подрядчиков.

К моменту вступления в силу Закона о КС в российском законодательстве была накоплена достаточно обширная правоприменительная практика проведения торгов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Несмотря на это при закупках аналогичных работ в рамках Закона о КС перед многими заказчиками возникают вопросы о правомерности установления требования о наличии у подрядчика собственного действующего свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее — свидетельство СРО).

Актуальность статьи обусловлена систематическим выявлением нарушений Закона о контрактной системе при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. При проведении анализа автор опирается только на практику антимонопольных органов. Это связано с тем, что невзирая на расхождения по многим вопросам с позициями арбитражных судов предписание об аннулировании закупочной процедуры, выданное антимонопольным органом, подлежит обязательному исполнению (несмотря на решение заказчика об обжаловании решения, предписания антимонопольного органа и на последующий результат рассмотрения судебного дела).

При рассмотрении спорных ситуаций в правоприменительной практике антимонопольных органов, возникших с переходом на контрактную систему, можно использовать опыт правового регулирования, накопленный при действии Закона №  94-ФЗ, в соответствии с применением аналогии права согласно положениям ч. 2 ст. 6 ГК РФ.

В связи с поставленной задачей основные вопросы, рассматриваемые в данной статье, можно определить, как:

правомерность наличия в документации о закупке требования к участникам закупки о предоставлении свидетельства СРО о допуске к отдельным видам работ или к работам по организации строительства;правомерность участия подрядчика в закупочной процедуре, предоставляющего в своей заявке свидетельство СРО с указанной разрешенной суммой, исходя из размера которой подрядчиком был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации ниже НМЦК.

Нормы ГрК РФ о применении свидетельства СРО

В первую очередь установим последовательную цепочку положений ГрК РФ, регламентирующую применение свидетельства СРО при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Виды работ, указанные в ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, утверждены приказом Минрегионразвития России от  30.12.2000 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее — Приказ № 624).

Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

На основе перечисленных положений законодательства рассмотрению подлежит механизм их применения и выработка последовательности действий заказчиков и подрядчиков в рамках представленной проблемы.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в соответствии с ГрК РФ заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Условия для установления требований о наличии свидетельства СРО

Выделим два правила, соблюдение которых обязательно должно учитываться заказчиками при проведении рассматриваемой закупки.

Во-первых, объект, в отношении которого планируется проведение закупочной процедуры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, должен относиться к объектам капитального строительства. А именно: к зданиям, строениям, сооружениям, объектам, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, согласно п. 10 ч. 1 ГрК РФ.

Позиция, соответствующая данному выводу, подтверждается письмом Минрегионразвития России от  10.11.2011 №  30804-ДШ/08.

Однако важно отметить, что в отношении объектов, перечисленных в п. 2 Приказа № 624, получение свидетельства СРО о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства, не требуется. Так, свитедельство СРО не требуется в отношении:

объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Эти виды работ не включены в перечень предусмотренный Приказом № 624.

Кроме того, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении таких объектов не включены в перечень работ, утвержденных Приказом № 624, для объектов, не требующих выдачи разрешения на строительство в соответствии с пп. 1–4, 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, в которой упоминаются такие объекты, как гаражи, киоски, навесы и др., так и виды деятельности — строительство, реконструкция, капитальный ремонт.

Во-вторых, работы, являющиеся предметом проведения закупочной процедуры, должны входить в перечень видов работ, утвержденных Приказом № 624.

У многих заказчиков определение соответствия работ, входящих в Перечень видов работ, утвержденный Приказом № 624, может вызвать трудности ввиду отсутствия специального образования, в связи с чем рекомендуется обращаться к специалистам, способным достоверно установить данное соответствие.

Вместе с тем заказчику необходимо обратить внимание на работы, влияющие на безопасность объекта капитального строительства в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 ГрК РФ, а именно — на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.

Данные виды работ в Перечне, утвержденном Приказом № 624, отмечены символом «*" (звездочка). Эти виды работ применяются только на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, и для их выполнения требуется соответствующая отметка и в свидетельстве СРО.

В случае выполнения работ на объектах капитального строительства с выполнением видов работ, указанных в Перечне, утвержденном Приказом № 624, заказчик обязан в документации о закупке установить требование к участникам закупки о предоставлении свидетельства СРО о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Правомерность требований о конкретных видах работ в свидетельстве СРО

Возникает вопрос о том, какие виды работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства, заказчик вправе требовать в свидетельстве СРО участника закупки.

Ответом на него будет являться буквальная трактовка положений ч. 3 и 3.1 ст. 52 ГрК РФ. Условием допуска к участию в процедуре определения подрядчика на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства.

Данная позиция подтверждается следующими решениями ФАС России:

от  01.04.2015 по делу №  к-278/15;от  13.10.2014 по делу №  к-1474/14;от  20.06.2014 по делу №  к-962/14.

Согласно положениям ч. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Заказчик не имеет права устанавливать требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства, однако в случае выполнения таких работ самостоятельно победитель закупочной процедуры обязан обладать свидетельством СРО с допуском к данным видам работ непосредственно перед выполнением работ по контракту.

Эта позиция подтверждена в письме Минэкономразвития России от  31.12.2014 №  Д28и-2877. В то же время необходимо отметить, что в данном письме нет разъяснений о правомерности установления требования о наличии у подрядчика свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Необходимо обратить внимание на то, что требование о наличии у подрядчика свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ и будет являться нарушением положений ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Позиция о неправомерности требования к участнику закупки в предоставлении одновременно свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ и работам по организации строительства отражена в следующих решениях УФАС России:

по Иркутской области от  09.12.2014 по делу № 2668;по Брянской области от  04.11.2014 № 510;по Республике Алтай от  29.08.2014 по делу №  62-к/14.

Ситуация, когда разрешенная сумма в свидетельстве СРО ниже НМЦК

Теперь, когда заказчик принял решение о правомерности требования о наличии у подрядчика свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, необходимо ответить на второй вопрос, поставленный в начале статьи.

Нормы законодательства

В соответствии с ч. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при следующем условии: если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. 6 или 7 ст. 55.16 ГрК РФ.

Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Следовательно, подрядчик в рамках проведения закупки может выполнять работы по одному контракту на сумму, не превышающую стоимость работ, указанную в свидетельстве СРО о допуске к работам по организации строительства (данная позиция отражена в решении ФАС России от  10.03.2015 по делу №  КГОЗ-65/15).

Исходя из норм законодательства, условием выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства при заключении контракта является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору не ниже предложения о цене контракта этого участника закупки при проведении закупочной процедуры.

Таким образом, требование о том, что указанная в свидетельстве СРО стоимость работ по одному договору на осуществление организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, должна быть не ниже НМЦК, установленной документацией об аукционе, нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (данная позиция отражена в решении ФАС России от  15.12.2014 по делу №  К-1851/14).

Ни в коем случае нельзя выделять из сметной стоимости отдельно строительно-монтажные работы и в соответствии с их стоимостью принимать во внимание разрешенные суммы свидетельств СРО. Локальный сметный расчет может включать в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, стоимость которых в рамках общей сметной стоимости неотделима, в т. ч. и стоимость материалов, оборудования, мебели, инвентаря, включенных в состав сметы в соответствии со сметными нормами.

Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т. п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Данные выводы основаны на положениях «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81–35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от  05.03.2004 № 15/1.

Разрешенная сумма свидетельства СРО должна сравниваться с НМЦК за вычетом НДС.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах цена контракта должна включать все налоги и сборы, все затраты, издержки и иные расходы поставщика (подрядчика, исполнителя), в т. ч. сопутствующие, связанные с исполнением контракта. Таким образом, НДС изначально включен в НМЦК. НДС представляет собой косвенный налог, уплачиваемый в счет стоимости товара, работы или услуги, является фискальным обязательным платежом, взимаемым в доход бюджета, следовательно, НДС не является стоимостным выражением работ и услуг в гражданских правоотношениях. Следовательно, сумма НДС, включенная в состав НМЦК, не должна учитываться при определении стоимости работ по контракту. Данная позиция подтверждена доводами Девятого арбитражного апелляционного суда (постановление от  26.03.2015 №  09АП-3070/2015).

Порядок участия в конкурсах и аукционах

Рассмотрим действия заказчиков и подрядчиков при проведении конкурсов и электронных аукционов.

Если при проведении конкурса его участником подана заявка, в которой предложение о цене контракта больше указанной разрешенной суммы его свидетельства СРО, то такой участник конкурса должен быть отстранен конкурсной комиссией от участия в конкурсе на основании положений ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе в связи с фактом установления недостоверности информации, содержащейся в документах, предоставленных участником конкурса в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе. Данная позиция в части соответствия предложения о цене контракта участника конкурса разрешенной сумме Свидетельства СРО подтверждается решением ФАС России от  10.03.2015 по делу №  КГОЗ-65/15.

При проведении электронного аукциона ситуация обстоит несколько иначе. Представим себе идеальную для участника закупки с разрешенной сумой свидетельства СРО ниже НМЦК ситуацию, заключающуюся в том, что в ходе аукциона обеспечивается необходимое снижение цены контракта до разрешенной суммы свидетельства СРО. Следовательно, как только участник аукциона делает удовлетворяющее его предложение о цене контракта, которая не больше разрешенной суммы его свидетельства СРО, то заказчик не вправе признать заявку участника не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе по данному основанию.

Если НМЦК не снизилась до разрешенной в свидетельстве СРО суммы

Теперь рассмотрим ситуацию, когда в ходе проведения аукциона цена контракта не снизилась до разрешенной суммы свидетельства СРО участника и даже с учетом подачи предложения о цене контракта с максимальным шагом участник как минимум не может сравнять ее с разрешенной суммой своего свидетельства СРО и может быть признан победителем. К этой ситуации необходимо отнести и следующие случаи, когда контракт может быть заключен с участником аукциона при наличии у него свидетельства СРО с разрешенной суммой, меньшей НМЦК, по следующим основаниям:

аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем;аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником;аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 20 ст. 68 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что в течение 10 мин после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, и заявка участника была подана ранее других заявок на участие в таком аукционе или была подана единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе;аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем.

То есть во всех описанных случаях участник аукциона выходит на этап заключения контракта с ценой больше, чем разрешенная сумма его свидетельства СРО.

По мнению ФАС России, победитель аукциона на этапе подачи заявок во второй части заявки обязан продекларировать обязательство снижения НМЦК до суммы, указанной в СРО. Тогда участник аукциона в соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе обязан после подписания контракта по соглашению с заказчиком снизить цену контракта без изменения предусмотренных им объема работ до суммы, указанной в свидетельстве СРО. В случае если победитель аукциона, продекларировавший снижение НМЦК до суммы, указанной в свидетельстве СРО, отказался от такого снижения цены после заключения контракта, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке в связи с предоставлением недостоверных сведений (обзор разъяснений законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд (март 2014 г.)).

Данные разъяснения ФАС России не могут быть применимы в рамках существующего правового поля, т. к. законодателем не установлена возможность или обязанность декларации снижения цены контракта в зависимости от итогов аукциона при невозможности исполнения условий контракта. Так же, как и для заказчика нет гарантий того, что после заключения контракта подрядчик согласится уменьшить цену и контракт будет исполнен.

В случае если заказчик не захочет уменьшать цену контракта ( т. к. норма подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе реализуется только по соглашению сторон) и откажется от исполнения контракта в одностороннем порядке в связи с предоставлением недостоверных сведений на основании положений ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, то на основании положений ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Идея о предоставлении участнику аукциона возможности уменьшения цены контракта после его заключения в части уточнения соответствия подрядчика условиям исполнения контракта по цене требует детальной проработки законодателем с последующим внесением соответствующих изменений в  нормативно-правовые акты.

В настоящий момент, исходя из существующих норм законодательства, подрядчику не рекомендуется участвовать в электронных аукционах с НМЦК, превышающей разрешенную сумму свидетельства СРО, ввиду высокой степени риска необходимого для участника аукциона снижения НМЦК.

Приведенная последовательность действий позволяет заказчикам и подрядчикам использовать механизм СРО в рамках действия правового поля Закона о контрактной системе во избежание нарушений действующего законодательства.

В заключение необходимо отметить, что институт СРО так и не смог состояться как эффективная система контроля ответственности подрядчиков перед заказчиками в силу того, что сейчас СРО отвечают только за вред, причиненный третьим лицам, по вине члена партнерства. Вместе с тем на СРО не лежит ответственность за неисполнение обязательств членов перед заказчиками услуг. Следовательно, несмотря на требование о наличии у подрядчика свидетельства СРО на допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, когда это требование правомерно, факт членства в СРО не может защитить заказчика от всех рисков.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль