Планируемые изменения в Закон № 223-ФЗ

942
Проанализируем существующие проблемы в Законе № 223-ФЗ, рассмотрим предложения по их устранению в соответствии с проектом Минэкономразвития о внесении изменений в Закон.

Закон № 223-ФЗ представляет собой пример экономического либерализма. Но именно это и привело ко множеству проблем в процессе его применения, в числе которых — многообразие и свобода выбора способов закупок, позволяющее заказчикам маскировать «иные способы» под закупку у единственного поставщика, огромное количество электронных площадок и неопределенность понятия «закупка в электронной форме», отсутствие системы контроля, отсутствие единой закупочной политики в холдинговых компаниях, а также уклонение заказчиков от размещения договоров в соответствующем реестре. Рассмотрим их подробнее.

Многообразие способов закупок

В настоящее время на Официальном сайте имеется информация о более чем 2,7 тыс. наименований способов закупок. В большинстве случаев такие закупки являются малопонятными для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и неконкурентными.

Примеры способов закупки

Нерегламентированная закупка, закупки на основе устойчивых хозяйственных связей, безальтернативный выбор, ЦЕЗ, конкурентный лист, оперативная закупка, без размещения заказа, мелкая закупка, прямая закупка, котировочная сессия, неконкурентные закупки, прямой поиск, упрощенная закупка, отбор, закупки путем проведения анализа рынка, закупки по результатам переговоров, конкурс покупателя.

Заказчики избегают применения конкурсов и аукционов, требования к которым установлены гражданским законодательством, а используют преимущественно так называемые «иные способы закупки». Их доля составляет около 41% от общего объема объявленных закупок.

Нередко под «иными способами закупок» маскируются закупки у единственного поставщика. Неслучайно такие закупки являются преобладающими у компаний с государственным участием. Так, за 2014 г. их стоимостная доля составляет 48% от общего объема объявленных закупок.

Такое многообразие способов закупок является существенным препятствием для доступа к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку затрудняет подготовку к процедуре закупки, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками. Кроме того, данное обстоятельство затрудняет осуществление контроля в сфере закупок заказчиков.

Проблема функционирования электронных площадок и закупок в электронной форме

Существующая в настоящее время нормативная неопределенность понятия «закупка в электронной форме» приводит к возможности осуществления заказчиками таких закупок, например посредством приема заявок на электронную почту. При этом такие процедуры не являются прозрачными и конкурентными.

По данным анализа, проведенного Минэкономразвития России, закупки отдельных видов юридических лиц в электронной форме обеспечиваются более чем 150 электронными площадками. При этом 90% закупок осуществляется на 10 электронных площадках. В настоящее время деятельность операторов электронных площадок не урегулирована ни одним нормативным правовым актом. Отсутствуют требования к юридическому лицу, владеющему электронной площадкой, и не определена его ответственность (в т. ч. отсутствует обязанность оператора электронной площадки обеспечивать конфиденциальность информации о заявках участников и сохранность электронных документов), не установлены требования к информационной безопасности и устойчивости в работе электронной площадки. Такая стихийная организация рынка электронных площадок не способствует развитию добросовестной конкуренции в сфере закупок.

Существующая система поддержки МСП в рамках Закона № 223-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 установлена обязательность для заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в объеме не менее 18% с учетом субподрядных договоров. При этом не менее 10% закупок должно быть осуществлено по результатам специальных процедур, в которых участниками могут быть только субъекты МСП.

С 1 июля 2015 г. постановление применяется в отношении заказчиков, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб. С 1 января 2016 г. постановление применяется в отношении заказчиков с годовой выручкой более 1 млрд руб.

Указанная квота может быть выполнена тремя способами:

  • посредством процедур определения поставщиков, участниками которых являются любые лица, в т. ч. субъекты МСП;
  • посредством процедур определения поставщиков, к участию в которых допускаются только представители МСП;
  • посредством установления в проекте договора и документации о закупке требования о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП.

По состоянию на 1 октября 2015 г. доля закупок у МСП составляет 23%.

Наличие значительного числа электронных площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований Закона № 223-ФЗ уполномоченным контрольным органом.

Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат.

Указанные факторы также затрудняют доступ к закупкам субъектом малого и среднего предпринимательства, создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков.

Планируемые изменения в Закон № 223-ФЗРис. 1. Информация о закупках в разрезе способов по данным за 2015 г. (млрд руб.)

Отсутствие системы контроля

В настоящее время в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в трех случаях:

  • неразмещения на Официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению на указанном сайте, или нарушений сроков такого размещения;
  • предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на Официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона о контрактной системе.

Система плановых и внеплановых проверок в рамках Закона № 223-ФЗ не предусмотрена. ФАС России вправе только рассматривать жалобы на уже совершенные нарушения.

Наибольшее количество рассмотренных ФАС России жалоб за 1 полугодие 2015 г. касалось:

  • нарушений порядка размещения на Официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению на указанном сайте, или нарушений сроков такого размещения (13%);
  • предъявления к участникам закупки требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке (8,7%);
  • осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на Официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона о контрактной системе (1,3%).

Вместе с тем положениями Закона № 223-ФЗ не предусмотрена возможность обжалования участником закупки действий (бездействия):

  • заказчика, касающихся нарушения порядка осуществления закупок;
  • оператора электронной площадки, на которой осуществляются закупки.

При этом большинство случаев обжалования действий заказчиков (77% от общего количества оставленных без рассмотрения центральным аппаратом ФАС России) связано с указанными причинами.

Планируемые изменения в Закон № 223-ФЗРис. 2. Топ-5 заказчиков по объему закупок за 2015 г.Планируемые изменения в Закон № 223-ФЗРис. 3. Топ-5 заказчиков по доли закупок у единственного поставщика за 2015 г.

Отсутствие единой закупочной политики в холдинговых компаниях

Отсутствие единых правил работы заказчиков внутри крупных холдинговых компаний создает препятствие для участия в закупке, связанное с необходимостью изучения различных положений о закупке.

Планируемые изменения в Закон № 223-ФЗРис. 4. Топ-5 объектов закупки за 2015 г. в разрезе номенклатуры кодов ОКДП (млрд руб.)

Уклонение заказчиков от размещения договоров в соответствующем реестре

Результаты мониторинга применения Закона № 223-ФЗ свидетельствуют о том, что стоимость опубликованных закупок более чем в 2 раза превышает стоимость договоров, внесенных в реестр договоров. Полагаем, это может быть связано с тем, что не все договоры включаются в реестр договоров.

Отсутствие реестра заказчиков

Отсутствие реестра заказчиков не позволяет определить всех заказчиков, которые обязаны руководствоваться Законом № 223-ФЗ при осуществлении своих закупок.

Федеральное казначейство обеспечивает ведение на Официальном сайте реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки. Текст заключенного по результатам закупки договора, который может содержать элементы коммерческой тайны, не подлежит опубликованию в открытом доступе, а размещается в закрытой части Официального сайта. Доступ к такой информации обеспечивается только для должностных лиц ФАС России (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132).

Кроме того, многие компании при регистрации на Официальном сайте неправильно указывают свою организационно-правовую форму.

Так, по состоянию на 25 сентября 2015 г., на Официальном сайте были зарегистрированы 30 государственных компаний, что не соответствует действительности. В настоящее время в Российской Федерации существует только одна государственная компания — «Российские автомобильные дороги».

По данным реестра договоров, объем закупок в 2015 г. составил более 8 трлн руб. По данным опубликованных на Официальном сайте извещений о закупке, объем закупок в 2015 г. составил свыше 12 трлн руб.

Предложения Минэкономразвития России по решению указанных проблем

Минэкономразвития России во исполнение п. 31 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.01.2014 № 98-р., разработан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№ 821534–6).

Рассмотрим предложения законопроекта.

Установление исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупки, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами

Законопроектом предлагается установление исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами. При этом следует отметить, что при реализации указанных законодательных изменений будет сохранен существующий в Законе № 223-ФЗ принцип свободы выбора заказчиками способов закупки. Будет также предусмотрена возможность видоизменения (конструирования) установленных способов закупок под конкретные потребности заказчиков с учетом определенных рамочных требований к каждой процедуре.

К конкурентным способам закупки предлагается отнести конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Кроме того, у заказчика будет возможность осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом заказчики будут вправе применять в т. ч. иные способы закупок, в случае если НМЦК не превышает 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. для крупных заказчиков (годовой объем выручки которых за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.).

Расширение практики осуществления закупок в электронной форме и ограничения количества электронных площадок

Законопроектом предлагается установить в Законе № 223-ФЗ понятие закупки в электронной форме.

Законопроектом также предлагается установить требования о том, что все закупки, проводимые конкурентными способами, должны проходить исключительно в электронной форме согласно установленным требованиям к таким закупкам и на электронных площадках, отобранных в соответствии с Законом о контрактной системе.

В связи с этим законопроектом предлагается урегулировать вопрос о количестве электронных площадок, обеспечивающих проведение указанных электронных процедур, и о виде осуществления конкурентных способов закупок.

Совершенствование системы контроля закупок заказчиков

Законопроектом увеличивается количество случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Так, в соответствии с законопроектом участник закупки вправе обжаловать факт осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг с нарушением требований Закона № 223-ФЗ или не в соответствии с утвержденным и размещенным на Официальном сайте положением о закупке такого заказчика.

Кроме того, законопроектом предлагается увеличить количество субъектов, действия которых могут быть обжалованы. Так, участник закупки вправе обжаловать действия комиссии по проведению закупок, оператора электронной площадки.

Увеличение случаев обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика позволит участникам закупки существенно упростить защиту своих законных прав и интересов, увеличит возможности для контроля закупок отдельных видов юридических лиц.

Повышение ответственности и оптимизация закупочной деятельности заказчиков

Повышение достоверности информации, размещаемой на Официальном сайте, в т. ч. в целях оптимизации поиска заказов субъектами малого и среднего предпринимательства.
Законопроект направлен также на устранение проблемы недостоверности информации, указываемой юридическими лицами при регистрации на Официальном сайте

Указанная проблема может быть урегулирована посредством создания и ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, реестра заказчиков. Порядок ведения указанного реестра, в т. ч. включаемые в него информация и документы, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре будут установлены Правительством РФ.

Создание реестра заказчиков позволит участникам закупок оптимизировать поиск заказов, в т. ч. с учетом места нахождения участника закупок.

Кроме того, законопроектом предлагается установить требование о невозможности оплаты заказчиком выполненной работы, поставленного товара, оказанной услуги без наличия соответствующих сведений и документов в реестре договоров. Указанная мера позволит повысить прозрачность закупочной деятельности заказчиков и повысить контроль над расходами заказчиков.

Формирование единых закупочных политик холдинговых компаний.

В законопроекте содержатся положения, позволяющие хозяйственным обществам, а также их дочерним хозяйственным обществам присоединяться к положению о закупке основных хозяйственных обществ. Указанная норма позволит обеспечить единство закупочной политики в крупных холдинговых компаниях.

Снижение трудозатрат заказчиков при размещении информации на Официальном сайте.

В соответствии с Законом № 223-ФЗ заказчик обязан размещать на Официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг (извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки), в т. ч. в случае закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Количество зарегистрированных организаций, применяющих Закон № 223-ФЗ

Наименование Количество (штук)
Бюджетные учреждения 33 478
Автономные учреждения 15 499
Муниципальные унитарные предприятия 8330
Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности 7852
Хозяйственные общества 4977
Государственные унитарные предприятия 3715
Субъекты естественных монополий 2150
Дочерние хозяйственные общества 1923
Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ 907
Государственные компании 1
Государственные корпорации 6
ИТОГО 78 839

В то же время, учитывая, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является неконкурентным способом осуществления закупки, соблюдение заказчиком требования о размещении на Официальном сайте извещения и документации о закупке является формальным. Кроме того, заказчиком вносятся сведения о договорах, заключенных с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в реестр договоров и план закупок.

В связи с этим законопроектом предусмотрено исключение обязанности заказчиков размещать на Официальном сайте при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) документацию о закупке, протоколы, составленные в ходе закупки, проекты договоров.

Также законопроектом предусматривается сокращение в два раза объема отчетов, которые заказчики не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещают на Официальном сайте.

Совершенствование закупок инновационной продукции, в т. ч. малых и средних инновационных предприятий

Законопроектом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями издавать типовые требования и порядок формирования критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции.

Эти изменения направлены на решение проблемы, связанной с трудностями установления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, указанных критериев.

Реализация данной нормы будет способствовать расширению доступа малых и средних инновационных предприятий к закупкам.

Для планомерной подготовки заказчиков к реализации предлагаемых нововведений законопроектом предусмотрен срок его вступления в силу с 1 января 2017 г.

Планируемые изменения в Закон № 223-ФЗ

Комментарии экспертов по изменениям, вносимым в 223-ФЗ, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль