Особенности закупки произведений искусства бюджетными учреждениями культуры

708
Закупки произведений искусства бюджетными учреждениями культуры как по Закону о контрактной системе, так и по Закону № 223-ФЗ. Способы, которыми могут быть осуществлены закупки, особенности применения процедур определения поставщиков.

Как и закупки в любой иной профильной области, закупки в сфере культуры имеют определенную специфику и особенности. При этом необходимо отметить, что действующее законодательство, регулирующее закупки для государственных и муниципальных нужд, в значительной степени учитывает именно особенности сферы культуры и закупок в ней соответственно.

Закупки в сфере культуры представляют особый интерес, в первую очередь, для специалистов в области управления культурой, а также для лиц, задействованных в процессе организации и проведения закупок для нужд учреждений культуры. Представляется, что допустимо утверждение, что закупки в сфере культуры — это в первую очередь закупки учреждений культуры, причем большая часть таких учреждений имеет статус бюджетных.

В данной статье предполагается рассмотреть одно из специфичных направлений закупок бюджетных учреждений культуры — закупку произведений искусства. Как правило, в большинстве случаев данные закупки (весьма неординарные в сравнении с закупками иных товаров) осуществляются таким видом учреждений культуры как музеи, статус которых регламентируется Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон № 54-ФЗ). Хотя, безусловно, не так редки случаи, когда произведения искусства закупают и иные бюджетные учреждения культуры — театры, библиотеки, дворцы культуры и т. д.

Отдельного внимания требует тот аспект, что согласно ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями названного закона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 данной статьи. Названное исключение состоит в закреплении права бюджетных учреждений часть закупок осуществлять в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ. В частности, по правилам, предусмотренным Законом № 223-ФЗ, бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки за счет средств, полученных при осуществлении ими иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных их учредительными документами основных видов деятельности (например, за счет денежных средств, полученных от продажи входных билетов, за организацию и проведение различных культурных мероприятий, средств, полученных в качестве пожертвований). Реализация названного права возможна только при условии утверждения специального правового акта (положения о закупке) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае если учредителем бюджетного учреждения культуры утверждено положение о закупке и данное положение в установленные сроки размещено бюджетным учреждением в единой информационной системе (до ее ввода в эксплуатацию — на официальном сайте), то такое учреждение культуры имеет право закупать произведения искусства как по Закону о контрактной системе, так и по Закону № 223-ФЗ.

Рассмотрим последовательно особенности закупок произведений искусства бюджетными учреждениями культуры по каждому из названных законов.

По Закону о контрактной системе

Так, как уже говорилось выше, Закон о контрактной системе предусматривает целый ряд особенностей закупок в сфере культуры, в том числе закупок произведений искусства.

К числу таких особенностей в первую очередь относятся особенности выбора способа закупки произведений искусства. Закон о контрактной системе предусматривает несколько вариантов для осуществления таких закупок.

«Творческий» конкурс

В случае если бюджетное учреждение культуры планирует закупить создание произведения искусства (в том числе согласно ч. 7 ст. 32 Закона о КС аудиовизуального произведения, произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, и пр.), а не уже готовое произведение с заранее известным автором, то закон позволяет провести так называемый «творческий» конкурс, который проводится по общей схеме открытого конкурса, но с рядом существенных особенностей:

особая величина значимости критерия цены (до 0%) (ч. 6, 7 ст. 32 Закона о КС);возможность привлечения экспертов, экспертных организаций (п. 15 ст. 3 Закона о КС);возможность одновременного заключения в рамках одной закупки нескольких договоров с несколькими участниками на создание нескольких произведений искусства (ч. 10 ст. 34 Закона о КС);обязательное включение в состав конкурсной комиссии не менее 50% лиц творческих профессий (ч. 4 ст. 39 Закона о КС);возможность подачи одной заявки на участие в конкурсе от нескольких лиц (ч. 8 ст. 51 Закона о КС);возможность продления срока рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на 10 дней (ч. 1 ст. 53 Закона о КС).

Двухэтапный конкурс

Еще одна возможность закупки произведений искусства в случае, когда заказчика интересует именно создание произведения искусства — двухэтапный конкурс, который имеет ряд принципиальных процедурных отличий от обычного открытого конкурса (возможность его проведения по данной тематике установлена п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона о КС). Представляется, что данный способ закупки произведений искусства также не будет иметь широкого распространения, как и «творческий» конкурс, по названным выше причинам.

Закупка у единственного поставщика

Наиболее удобным в практическом применении способом приобретения бюджетными учреждениями культуры произведений искусства по Закону о контрактной системе является закупка у единственного поставщика. При этом ч. 1 ст. 93 Закона о КС предусматривает несколько оснований заключения договоров с единственным поставщиком, которые возможно использовать для приобретения произведений искусства:

пункт 10 — поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;пункт 13 — закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;пункт 17 — заключение контракта (договора) театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;пункт 37 — осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (порядок такой регистрации изделий народных художественных промыслов установлен приказом Минпромторга России от 01.12.2008 № 373 «Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства»);кроме того, произведения искусства могут также закупаться бюджетными учреждениями культуры по пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о КС путем заключения договоров до 100 тыс. руб. и до 400 тыс. руб. соответственно.

Касательно названных оснований закупки произведений искусства у единственного поставщика необходимо отметить следующие моменты.

Момент 1

При осуществлении закупок произведений искусства на основании пп. 10, 13, 37 ч. 1 ст. 93 Закона о КС заказчики, в соответствии с ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе, обязаны привлекать так называемых «внешних» экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара. При этом действующим законодательством не установлены требования к квалификации либо какие-то иные требования к таким экспертам. Данная проблема была предметом запроса Минкультуры России в адрес Минэкономразвития России, ответ на который дан письмом Минэкономразвития России от 18.03.2014 № 5423-ЕЕ/Д28, в котором, в частности, указывается следующее: «... согласно положениям ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара... если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона о КС... При этом законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе не установлены требования к порядку проведения экспертиз при закупке культурных ценностей...». На практике к проведению такой экспертизы могут привлекаться, например, сотрудники других учреждений культуры (не заказчика) или бывшие сотрудники заказчика, способные подтвердить тот факт, что товар (в данном случае произведение искусства) поставлен в соответствии с предметом договора. Экспертизу, проводимую в рамках Закона о контрактной системе нельзя отождествлять с экспертизой культурных ценностей, предусмотренной ст. 8 Закона № 54-ФЗ, необходимой для включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ, а также с решениями (протоколами) фондово-закупочных комиссий музеев о приобретении (закупке) предметов музейного значения; экспертиза поставленного товара (произведения искусства, в том числе, музейного предмета) в рамках Закона о КС не может быть заменена или объединена с иными видами экспертиз, проведение которых является обязательным в силу требований законодательства, в том числе законодательства РФ о Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации.

Момент 2

Особенностью применения п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона о КС является то обстоятельство, что произведения искусства по нему возможно закупать только в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, а п. 17 — то, что заключение договора на создание произведений искусства по данному пункту возможно лишь с конкретным физическим лицом.

Момент 3

Касательно применения п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о КС необходимо отметить следующий принципиальный момент — данные пункты могут применяться бюджетными учреждениями культуры совместно, то есть специальное право учреждений культуры на осуществление закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.), предусмотренное п. 5, не отменяет и не ограничивает право таких учреждений осуществлять закупки товаров, работ или услуг в соответствии с п. 4 на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.). Данная позиция не раз высказывалась Минэкономразвития России в ответах на обращения различных заказчиков (например, письмо от 22.07.2014 № Д28И-1377 в адрес Главного контрольного управления Челябинской области, письмо от 26.08.2014 № Д28И-1641 в адрес Государственного Эрмитажа).

По Закону № 223-ФЗ

Относительно работы бюджетных учреждений по Закону № 223-ФЗ в части закупки произведений искусства основополагающим является установление Закона № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 2), согласно которому требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, определяются положением о закупке.

Данная норма позволяет предусмотреть в положении о закупке любой способ закупки произведений искусства, в том числе отнести такую закупку к прямым закупкам (у единственного поставщика) без ограничения по цене договора, чем активно пользуется целый ряд учреждений культуры, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Что особенно актуально для учреждений культуры, так это тот факт, что положения п. 3 ч. 1 ст. 15 позволяют расходовать по Закону № 223-ФЗ в том числе пожертвования, получаемые такими учреждениями от спонсоров как в целом на уставные цели деятельности, так и под отдельные конкретные проекты, в том числе и осуществлять закупки произведений искусства. При этом в рамках ранее действовавшего Закона № 94-ФЗ зачастую закупки за счет средств пожертвований были существенной проблемой для многих учреждений культуры, так как названный закон не позволял реализовать волю жертвователей (например, закупка заказчиком именно импортного (допустим, немецкого) оборудования или оборудования конкретного производителя (конкретной марки), закупка работ по оформлению и монтажу выставки у конкретного исполнителя и др). Что же касается Закона № 223-ФЗ, то он позволяет заказчикам вполне правомерно реализовывать волю спонсоров при расходовании средств пожертвований: в частности, в положении о закупке, утверждаемом учредителем бюджетного учреждения, могут быть предусмотрены такие основания прямой закупки (то есть, заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)), как например:

закупка товаров (работ, услуг) за счет средств пожертвований;закупка реставрационного (сценического, выставочного, свето-звукового либо иного необходимого для реализации непосредственных целей деятельности заказчика) оборудования либо материалов;закупка произведений искусства, а также услуг (работ) по их созданию.

При этом перечисленные основания закупки могут быть никак не связаны ни с личностью поставщика (подрядчика, исполнителя) (это не обязательно физлицо и не обязательно обладатель исключительных прав), ни с целями закупки (это не обязательно пополнение музейного, библиотечного, фото- или иного фонда), ни с ценой договора или какими-либо ограничениями по количеству и (или) по общей сумме таких договоров, заключенных в определенный отрезок времени.

Так, например, положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж», утвержденным приказом Минкультуры России от 10.02.2014 № 194, в качестве одного из оснований прямой закупки предусмотрено: «Покупка музейных предметов или музейных коллекций, а также инструментов и оборудования, необходимых для сохранения произведений искусства и объектов культурного наследия», а положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного учреждения «Российская государственная библиотека», утвержденным приказом Минкультуры России от 14.02.2014 № 257, такое основание как: «Закупка товаров, работ, услуг у поставщика за счет средств полученных в качестве финансовой помощи, безвозмездной и благотворительной помощи, а также спонсорской помощи при условии целевого использования данных средств».
 

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что бюджетные учреждения культуры могут осуществлять закупку произведений искусства не только по Закону о контрактной системе, но и по Закону № 223-ФЗ (при условии утверждения учредителем и размещения в установленные сроки в единой информационной системе положения о закупке).
При этом закупки произведений искусства могут осуществляться как конкурентными способами, так и у единственного поставщика, в рамках обоих названных законов, однако, с точки зрения практической целесообразности и с учетом значительной специфики данного вида товаров наиболее удобными в применении для приобретения произведений искусства представляются именно неконкурентные закупки у единственных поставщиков.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы


Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль