Описание объектов закупки: практика контроля в рамках Закона № 223-ФЗ

1469
Как показывает практика контроля реализации положений Закона №223-ФЗ, установление требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) ...

Напомним, что в соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №  223-ФЗ в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №  223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Рассмотрим основные нарушения заказчиков при описании в соответствии с положением о закупке объектов закупки.

Двусмысленные толкования в части требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам материалов

Согласно доводам жалобы заявителя в техническом задании указаны сметы ЛСР №  А-176808 и ЛСР №  А-176809, в то же время расчет начальной (максимальной) цены сделан по смете ЛСР №  01-15-01. При этом смета ЛСР №  01-15-01 не соответствует наименованию, видам работ и объемам, указанным в техническом задании конкурсной документации. Например, несоответствия имеются в количестве и наименовании материалов и изделий. Так, в техническом задании заявлены плиты дорожные 2П 30.18.30 в количестве 6286 шт., а в смете ЛСР №  01-15-01 — плиты покрытия ПАГ-14ГОСТ 25912.1–91, общее количество 4554 шт.

Таким образом, как следует из решения ФАС России от  08.05.2014 по делу №  223ФЗ-54/14 при проведении конкурса надлежащим образом не установлены требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материалов, т. к. документация содержит сведения, допускающие двусмысленное толкование в части вышеуказанных требований к материалам, используемым для проведения работ.

Неуказание объемов закупаемых товаров, работ, услуг

Как было сказано выше, согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №  223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны в т. ч. предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема работ, услуг. В связи с этим особое место в практике контроля занимают обращения участников закупки с доводами об отсутствии объемов закупок товаров, работ, услуг в условиях закупочной документации.

Ярким примером является решение ФАС России от  25.07.2014 по делу №  223ФЗ-91/14.

В спецификации технического задания на комплекс очистных сооружений указано оборудование, необходимое для реализации реагентного метода очистки, с указанием характеристик такого оборудования. В разделе технического задания, содержащем требования к комплексу очистных сооружений, предусмотрено, что в состав модуля общей очистки включаются в т. ч. электрокоагуляторы с выпрямительными агрегатами. Из жалобы следует, что данное требование соответствует электрокоагуляционному методу очистки воды. Вместе с тем в спецификации технического задания оборудование, необходимое для применения электрокоагуляционного метода, не поименовано, количество и характеристики такого оборудования, в т. ч. электрокоагуляторов с выпрямительными агрегатами, в документации не указаны. Заявителем направлялся в адрес заказчика запрос о разъяснении документации в части вышеуказанных противоречий, содержащихся в документации.

В соответствии с ответом заказчика на запрос «в спецификации оборудования по данному техническому заданию предусмотрено оборудование как для реагентов, так и для электрокоагуляционного методов очистки».

Представитель заказчика на заседании Комиссии ФАС России подтвердил, что запрос предложений проводится в целях приобретения оборудования, необходимого для применения электрокоагуляционного и реагентного метода очистки воды, а также тот факт, что в документации не указано количество и характеристики оборудования, применяемого при электрокоагуляционном методе очистки воды.

Соответственно, признавая жалобу заявителя обоснованной, ФАС России установила, что извещение и документация не соответствуют требованиям к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотренным законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, что является нарушением п. 3 ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №  223-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

ВАЖНО!
Нельзя не согласиться с тем, что заказчику не всегда возможно точно в соответствии с требованиями Закона №  223-ФЗ установить объем приобретаемых товаров, работ, услуг. Однако практика применения Закона №  223-ФЗ доказывает правомерность установления не точного, а прогнозного объема закупаемых товаров, работ, услуг.

Для примера рассмотрим решение ФАС России от  05.09.2014 по делу №  223ФЗ-107/14, в котором признается правомерным указание в качестве объемов закупки прогнозного количества приобретаемого топлива.

Так, в техническом задании установлено следующее.

Прогнозное количество топлива к поставке:

— Бензин, октановое число 80, 92, 95 в соответствии с ГОСТ Р 51866–02 — 246 116 тыс. л.;
— Дизельное топливо, в соответствии с ГОСТ Р 52368–05 — 81 871 тыс. л.

ИТОГО: 327 987 тыс. л.

В соответствии с информационной картой документации договор заключается по начальной максимальной цене, составляющей 9 701 211 471 руб. 04 коп. (без учета НДС).

Согласно проекту договора общая стоимость договора не превысит 11 447 429 535 руб. 83 коп., в т. ч. НДС 18% — 1 746 218 064 руб. 79 коп., включая стоимость вознаграждения агента и стоимость товара (моторного топлива).

В соответствии с проектом договора договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует три года или до исчерпания суммы общей стоимости, указанной в проекте договора.

Представители заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что согласно документации объем моторного топлива, подлежащего к поставке в течение трех лет, невозможно определить на дату заключения договора. При этом в документации указан прогнозный объем подлежащего поставке моторного топлива. Оплата по договору будет осуществляться по цене единицы товара исходя из объема фактически поставленного товара с учетом предложенной поставщиком скидки в пределах объемов выделенных денежных средств.

Таким образом, с позиции ФАС России действия заказчика в части указания в документации прогнозного количества поставляемого товара не противоречат требованиям Закона №  223-ФЗ.

Несоблюдение требований специальных НПА при описании объекта закупки

Как известно, при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется не только положением о закупке, Законом №  223-ФЗ, но и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Соответственно, практикой контроля доказываются ошибки заказчиков при подготовке технических заданий без учета требований иных законодательных актов, указывающих на те или иные особенности закупаемых товаров, работ, услуг.

Для примера рассмотрим закупку осуществляемых в соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ за счет средств работодателя услуг по проведению медицинских осмотров работников.

На первый взгляд, казалось бы, какая может возникнуть ошибка при описании медицинских осмотров работников в техническом задании. Однако, как следует из решения Ивановского УФАС России от  29.12.2014, при проведении запроса котировок заказчик незаконно не включил в перечень услуг по медицинскому осмотру работников осмотр врачом-гинекологом и  врачом-рентгенологом.

Согласно приложению № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от  12.04.2011 № 302н (далее — Приказ № 302н) при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в двух проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже одного раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят один раз в два года маммографию или УЗИ молочных желез.

Кроме того, в соответствии с п. 30 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом № 302н, периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.

Однако установленное заказчиком требование о том, что в перечень услуг по медицинскому осмотру работников не включается осмотр врачом-гинекологом и  врачом-рентгенологом, является неправомерным по причине нарушения Приказа № 302н, а также нарушает ч. 1 ст. 2 Закона №  223-ФЗ.

ВАЖНО!
Отдельно следует обратить внимание участников закупок на то, что в случае выявления в технических заданиях каких-либо противоречий либо ненадлежащим образом указанных требований к закупаемым товарам, работам, услугам при обращении в контрольные органы с целью доказательства неправомерных действий заказчика следует обязательно обосновать выявленные нарушения ссылками на действующие нормативно-правовые акты, однозначно свидетельствующие о выявленном нарушении, т. к. в противном случае жалоба заявителя будет признана ФАС России необоснованной.

Например, заявитель в жалобе указал, что при наличии у участника конкурса материально-технических и кадровых ресурсов в объеме, не превышающем пороговые значения, указанные в документации, невозможно обеспечить качественное оказание закупаемых услуг. В соответствии с документацией на оказание охранных услуг участник конкурса должен иметь в т. ч.:

собственные либо привлеченные кадровые ресурсы: среднесписочная численность работников охранной организации должна быть не менее 200 человек;служебный автотранспорт, обеспечивающий транспортную доступность охраняемых объектов: не менее 5 ед., в т. ч. специальный автотранспорт — бронированный автомобиль;круглосуточно назначенное ответственное лицо со служебным автотранспортом от организации для оперативного реагирования и осуществления взаимодействия с подразделениями блока экономической безопасности и режима МЭС Северо-Запада, а также оперативного решения служебных задач при осуществлении охраны объектов;служебное (огнестрельное) оружие — не менее 40 ед.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России не представлены документы и сведения, однозначно свидетельствующие о достоверности данной позиции заявителя, в связи с чем довод заявителя признан необоснованным (решение от  13.01.2015 №  223ФЗ-02/15).

Указание наименований мест происхождения закупаемых товаров, торговых марок, выпускаемых одним производителем

Зачастую устанавливаемые заказчиком требования к поставке необходимого товара являются непреодолимыми для многих участников закупок либо создают преимущества одним участникам перед другими. Однако Закон №  223-ФЗ не содержит норм, регулирующих запрет на указание в документации о закупке наименования места происхождения товара или наименования производителя, следовательно, заказчик при необходимости имеет право устанавливать требования к месту происхождения товара или наименованию производителя.

ВАЖНО!
Вместе с тем, как было отмечено выше, в силу требований п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №  223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т. ч. установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Именно на вышеуказанной норме основываются многочисленные решения ФАС России, решения судов о допустимости или недопустимости указания в закупочной документации конкретных требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

Например, техническое задание документации о запросе котировок содержит требование о поставке щебня с карьеров «Ураласбест» Баженовского месторождения, «Первоуральское Рудоуправление», «Святогор» со станции Верхняя, которое, по мнению заявителя, ограничивает число потенциальных участников запроса котировок в нарушение требований антимонопольного законодательства.

Однако, как следует из решения Кировского УФАС России по делу от  13.05.2014 № 223ФЗ/2014–08, Закон №  223-ФЗ, положение о закупке не содержат норм, регулирующих запрет на указание в документации о закупке наименования места происхождения товара или наименования производителя, следовательно, заказчик при необходимости имеет право устанавливать требования к месту происхождения товара или наименованию производителя. Таким образом действия заказчика, установившего в документации требования к производителю товара, не противоречат Закону №  223-ФЗ и положению о закупке, в связи с чем доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.

Аналогичным образом складывается и судебная практика.

Организатор закупки указал конкретное месторождение угля. В аукционном техническом задании содержатся сведения о товаре: уголь каменный марки ДГр крупностью 0–300 мм Талдинского угольного разреза; указаны технические характеристики товара, требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иные показатели товара. Судами были отклонены доводы иска, поскольку Закон №  223-ФЗ не содержит в себе норм, регулирующих указания в документации на наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также порядок определения победителя (постановление Пятого ААС от  14.10.2013 по делу №  А24-1604/2013).

В другом случае антимонопольный орган признал незаконным указание заказчиком в документации открытого запроса цен на право заключения договора поставки электротехнической продукции конкретных заводов-изготовителей. Решение отменено судом, поскольку заказчик обосновал, что указание конкретных производителей является для него принципиально важным и необходимым для надежного и бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей, не доказано, что действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки. Положения Закона №  223-ФЗ не содержат прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Действия заказчика, установившего в документации требования к производителю товара, не противоречат положениям ч. 10 ст. 4 Закона №  223-ФЗ, из положений которой следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований (постановление ФАС Уральского округа от  31.05.2013 №  Ф09-4564/13 по делу №  А71-11453/2012).

ВАЖНО!
Однако при подготовке технического задания, в котором планируется указать конкретную торговую марку, конкретное наименование места происхождения товара (стройматериала) заказчику обязательно следует учитывать требования положения о закупке. У многих заказчиков в положениях о закупке установлены прямые запреты на недопустимость указания технических условий, товарных знаков без сопровождения словом «или эквивалент», наименований производителей, стран и т. д. Как правило, при наличии прямых запретов в положении о закупке будут указаны исключения, которые могут быть применены заказчиком при описании объекта закупки с указанием конкретной торговой марки (товарного знака), производителя, наименования места происхождения закупаемого товара (стройматериала).

Для примера рассмотрим решение Амурского УФАС России от  24.12.2014 по делу №  Т-47/2014. Согласно жалобе заказчик неправомерно осуществил закупку товара, указав его торговую марку, производимую только одним производителем, что противоречит положению о закупке и ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с положением о закупке запрещается устанавливать в извещении о закупке и закупочной документации ссылки на ТУ конкретного разработчика, торговые марки (лицензии, патенты и иные указания на конкретного производителя или конкретную модель), кроме случаев, когда это обусловлено соображениями совместимости закупаемой продукции и ранее закупленной технически сложной продукции при условии, что на рынке отсутствует равноценная замена либо когда это является единственно возможным способом описания закупаемой продукции (например, указание на ГОСТ).

Представители заказчика указали, что в законодательстве РФ отсутствуют требования к единому протоколу обмена данными между системами и приборами учета разных производителей. Даже при условии предложения аналогичного по своим техническим параметрам оборудования оно будет не работоспособно в уже созданной системе учета электроэнергии.

Поэтому для целей ремонта и эксплуатации существующих систем необходимы компоненты, эквивалентные (идентичные) по всем техническим параметрам.

В связи с чем заказчик, руководствуясь положением о закупке, объявил закупку компонентов без предложения аналогов исходя из следующих критериев:

совместимость с ранее закупленной технически сложной продукцией;отсутствие на рынке равноценной замены, отсутствие взаимозаменяемости компонентов различных производителей, а также идентичного эквивалента;снижение эксплуатационных издержек при закупке идентичных компонентов ввиду использования однотипного оборудования и программного обеспечения без их доработки.

Таким образом, как отмечено Амурским УФАС России, в документации о закупке указаны наименование товара и его характеристики, соответствующие потребностям ответчика, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки. Заказчик проводил закупку способом запроса предложений среди всех категорий участников. Поэтому в закупке могли принять участие как изготовитель, так и третьи лица, обладающие возможностью осуществить поставку необходимого товара. Комиссия Амурского УФАС России пришла к выводу, что при проведении закупки заказчиком не допущено действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль