Импортозамещение как цель закупки инновационной продукции

989
Рассмотрим особенности госзакупок инновационной и высокотехнологичной продукции в интересах импортозамещения, расскажем о мерах по стимулированию производства инновационной продукции на территории РФ, а также приведем позиции органов исполнительной власти в отношении импортозамещения как цели закупки инновационной и высокотехнологичной продукции.

В настоящее время проблемы в сфере импортозамещения путем закупки инновационной и высокотехнологичной продукции находятся в центре внимания власти и бизнеса. Примером такого внимания можно считать обсуждение этих вопросов в апреле 2015 г. в рамках VI Форума регионов России «Конкурентоспособность регионов: импортозамещение и инновационная политика», а также в ходе конференции «Инновационные закупки».

Следует отметить, что увеличение доли инновационной и высокотехнологичной продукции в общем ежегодном объеме закупок заказчиков является одной из основных целей распоряжения Правительства РФ от 29.05.2013 № 867-р "Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». При этом необходимо также иметь в виду распоряжение Правительства РФ от 06.03.2015 № 373-р Об утверждении плана реализации в 2015–2016 годах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года".

Импортозамещение как цель закупки инновационной продукции

Комментарии экспертов по импортозамещению инновационной и высокотехнологичной продукции, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Особенности госзакупок инновационной и высокотехнологичной продукции в интересах импортозамещения

Одна из основных особенностей закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках госзаказа в интересах импортозамещения заключается в том, что в данном случае такая закупка осуществляется в интересах достижения целей закупок (ст. 13 Закона о контрактной системе), среди которых значится реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами импортозамещения РФ (в т. ч. федеральными целевыми программами (далее — ФЦП), иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов РФ (в т. ч. региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами.

Кроме того, в ходе таких закупок фактически устраняются финансовые и сбытовые вопросы, по крайней мере для поставщиков, поскольку они могут решаться в рамках правового поля как в соответствии с Законом о контрактной системе, так и в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Следует отметить, что закупка инновационной и высокотехнологичной продукции как цель импортозамещения является приоритетной задачей в силу ряда обстоятельств.

Главное обстоятельство заключается в том, что в соответствии со ст. 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны основывать свои действия на принципе стимулирования инноваций.

Второе обстоятельство напрямую соответствует одному из ключевых направлений действий Правительства РФ (в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р) и связано с необходимостью импортозамещения по широкой номенклатуре несырьевых товаров. Необходимо отметить, что запреты госзакупок товаров, происходящим из иностранных государств, как и условия допуска к ним, установлены с учетом норм международного права, положений международных договоров и условий применения национального режима, определенных в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. Но для того чтобы иметь адекватное представление о том, какие товары импортзамещения надо заменять, необходимо понимание, что наша страна импортирует, для каких целей, в интересах каких потребителей, в каком объеме.

В настоящее время порядок осуществления заказчиками закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, в т. ч. товаров, происходящих из иностранных государств, определен рядом нормативных правовых актов, в частности:

  • импортозамещение в медицине — постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102);
  • импортозамещение в машиностроении — постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 656);
  • импортозамещение продуктов питания - приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 155).
    Изначально он должен был действовать до 31 декабря 2015 г., но 16 апреля 2015 г. приказом Минэкономразвития России № 228 в него были внесены изменения и определено, что Приказ № 155 не ограничен сроком действия.

Меры по стимулированию производства инновационной и высокотехнологичной продукции в России

Правовой основой стимулирования производства инновационной и высокотехнологичной продукции на территории РФ в ходе закупок товаров, работ и услуг (далее — ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в т. ч. закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, следует считать положения ст. 18 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон о промышленной политике), вступающего в силу в июне 2015 г. Согласно этой статье должен обеспечиваться приоритет отечественной промышленной продукции перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств, посредством соблюдения условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, в соответствии с Законом о контрактной системе, Постановлением № 102 и Постановлением № 656, а также посредством обеспечения приоритета товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. 12 Закона о промышленной политике поддержка инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем проведения следующих мероприятий:

  • размещения в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИР, ОКР и ТР);
  • предоставления субъектам деятельности в сфере промышленности субсидий на финансирование НИР, ОКР и ТР, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, несвязанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства;
  • стимулирования инновационной деятельности в хозяйственных обществах с государственным участием;
  • стимулирования спроса на инновационную продукцию, в т. ч. посредством нормирования в сфере закупок ТРУ для государственных и муниципальных нужд;
  • предоставления финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в т. ч. посредством использования наилучших доступных технологий;
  • создания условий для координации деятельности субъектов в сфере промышленности при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности и для кооперации между субъектами указанных видов деятельности;
  • стимулирования деятельности по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям;
  • стимулирования деятельности по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве.

В качестве дополнительных мер стимулирования закупки инновационной продукции Правительство РФ может устанавливать требования по включению в контракты, заключаемые при осуществлении закупок ТРУ для государственных и муниципальных нужд или закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, дополнительных условий по обеспечению развития отечественного производства или внедрению в производство промышленной продукции новых технологий для налаживания производства инновационной продукции.

Позиции органов исполнительной власти в отношении импортозамещения как цели закупки инновационной и высокотехнологичной продукции

Позиция Минэкономразвития России

По мнению Минэкономразвития России, существуют такие сферы деятельности, в рамках которых не только производится инновационная и высокотехнологичная продукция, а которые могут быть полностью отнесены к инновационным. По словам директора Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России А. Е. Шадрина, это ИТ, биотехнологии, а также производство новых материалов. Однако это одна сторона медали, и встает вопрос соотнесения возможностей соответствующих предприятий по импортозамещению соответствующих технологий и материалов в необходимом ассортименте и объеме.

В числе вариантов решения такой задачи Минэкономразвития России — образование новых экономических формирований, в т. ч. инновационных кластеров.

Следует отметить, что в структуру инновационных территориальных кластеров должны входить предприятия, их поставщики, научные и образовательные организации, а также институты развития, расположенные на компактной территории. Примером кластерного эффекта может быть формирование системы поставщиков и развитие конкуренции.

Наряду с кластерами инновационных технологий рассматривается еще одно направление — это поддержка инновационных компаний, которые занимаются коммерциализацией новых технологий,в т. ч. через системное развитие объектов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технопарков, научных центров.

При этом важным вопросом является выбор возможных направлений расходования средств в соответствии с Законом о контрактной системе, к которым относится закупка высокотехнологичного лабораторного оборудования, финансирование образовательных программ, в т. ч. программ повышения квалификации по инженерным специальностям или технологическому менеджменту.

А. Е. Шадрин также считает, что узким местом в реализации инноваций является их коммерциализация. Основная причина — недостаток стимула и компетенций для перевода результатов научных исследований в продукт, конкурентоспособный на рынке инновационной продукции. По его мнению, хорошо, когда частные компании на льготных условиях получают доступ к высокотехнологичному оборудованию и, в свою очередь, оказывают услуги по изготовлению единичных или мелких партий новой продукции как для малых, так и для крупных предприятий.

Второе направление Минэкономразвития России связывает с исследованиями в интересах бизнеса на примере Московского физико-технического института (государственного университета), который разработал оборудование для использования на орбитальных станциях. Тем самым вуз повысил свою компетенцию в инженерных разработках инновационной продукции, и одновременно с этим предприятие получило достойный продукт.

Позиция Минпромторга России

По оценке Минпромторга России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с 70–90 до 50–60%, а в ряде отраслей возможен выход и на более низкие показатели. Поскольку некоторые отрасли в РФ основываются на государственных закупках, то в них государство является основным регулятором и основным покупателем.

При этом, по мнению министерства, важно иметь в виду, что многие вопросы импортозамещения лежат в плоскости регулирования рынков. Поэтому, чтобы быстро и эффективно обеспечить доступ промышленности к инструментам поддержки, необходимо совершенствовать законодательную базу, в т. ч. в сфере закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ведь именно государственные закупки инновационной продукции смогут стать мерой содействия импортозамещению, поскольку они призваны обеспечить начальный спрос и поддержать отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства инновационной продукции.

По результатам анализа, проведенного Минпромторгом России в июне 2014 г., наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам, более 90%), тяжелое машиностроение (60–80%), легкая промышленность (70–90%), электронная промышленность (80–90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70–80%), машиностроение для пищевой промышленности (60–80%). При этом должно быть обеспечено снижение импортной зависимости именно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.

В соответствии с планом мероприятий Минпромторга России по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности до 2020 г., опубликованном в Daily Digital Digest 19 апреля 2015 г., предполагается, что в течение ближайших пяти лет доля отечественной продукции на российском ИТ-рынке значительно возрастет. В перечень продукции, которую предстоит развивать, войдет более 500 различных видов инновационной продукции, таких как вычислительная техника, телекоммуникационное оборудование, полупроводниковая СВЧ-электроника, периферийное оборудование и электронные компоненты. Важно также иметь в виду, что предприятия, участвующие в реализации плана импортозамещения Минпромторга России, могут получить целевые займы от Российского фонда технологического развития (РФТР) в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Сумма таких займов может достигать 500 млн руб.

К большому сожалению, следует констатировать, что импортозамещение не прописано как цель осуществления закупок инновационной и высокотехнологичной продукции ни в ФЦП, ни в Законе о контрактной системе, ни в Законе № 223-ФЗ, что особенно негативно сказывается в условиях санкций со стороны ряда иностранных государств, прекративших поставку некоторых товаров, в том числе в рамках российско-французского контракта вертолетоносцев «Мистраль», не только на реализации ряда проектов, относящихся к здравоохранению и продовольственной сфере, но и на обеспечении нужд обороны страны и безопасности государства.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль