Нормирование закупок: нормативные затраты и нормируемая продукция

8707
Нормирование в сфере закупок это установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе их предельной цены), а также нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое нормирование закупок;
  • когда начинать применять нормирование;
  • как установить правила нормирования в сфере закупок;
  • ответы на актуальные вопросы о нормировании закупок.

Расточительство бюджетных средств через роскошные закупки — серьезная проблема, с которой так и не смогли справиться законодатели. Не так давно СМИ обнаружили в ЕИС извещения на приобретение машины за… 8,85 млн руб. и стола для переговоров за 4 млн руб. Именно поэтому не теряет актуальности тема скорейшего внедрения института нормирования.

Что такое нормирование в сфере закупок?

Это установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе их предельной цены), а также нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков. То есть введение качественных и количественных характеристик закупаемой продукции. Для простоты представим их в виде двух механизмов, освоить которые должен каждый заказчик. Это механизм установления предельных требований к продукции (в т. ч. предельных цен) и механизм установления нормативных затрат на осуществление функций.

Механизм установления требований к продукции дает заказчикам ориентир в части самого понимания того, какую продукцию можно. А механизм установления нормативных затрат определяет лимиты расходов по каждому виду затрат. В графическом виде эти механизмы можно представить в форме таблицы:

№ 

Механизм

Суть механизма

На кого распространяется

Зачем он распостраняется

1

Требования к товарам, работам, услугам, предельные цены на них

Отвечает на вопрос: что можно покупать?

Например, автомобиль не мощнее 200 л. с.

- бюджетные учреждения,
- государственные органы,
- муниципальные органы,
- органы управления государственными внебюджетными фондами,
- казенные учреждения

Для установления НМЦК, подготовки техзадания

2

Нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков

Сколько денег можно потратить?

Например, затраты на медосмотр = количество работников x стоимость медосмотра (но не более 3500 руб. за 1 осмотр)

- государственные органы,
- муниципальные органы,
- органы управления государственными внебюджетными фондами
- казенные учреждения

Для планирования закупок и формирования бюджета (определения объемов бюджетных ассигнований)

Когда применять нормирование в сфере закупок

Теперь, понимая суть механизмов, можно ответить на вопрос о том, когда вступают в силу требования закона о нормировании. Статья 19 Закона о контрактной системе, посвященная нормированию, вступила в силу с 1 января 2016 г. На взгляд автора, два механизма нормирования стали обязательными к применению заказчиками в разное время. Так, нормирование продукции (далее — механизм 1) обязательно к применению с начала 2016 г.

Например, если для какого-то министерства в декабре 2016 г. были утверждены ведомственные перечни нормируемой продукции, то планировать и приобретать продукцию дороже и лучше той, что указана в перечне, стало недопустимо. Скажем, если предельная цена автомобиль установлена на уровне 1,5 млн, нельзя приобрести автомобиль даже за 1,6 млн.

Аргумент о том, что приобретение автомобиля за 1,6 млн было запланировано еще в ноябре 2016 г., представляется неверным. Факт того, что у заказчика план-график оказался сверстанным и утвержденным еще до утверждения ведомственного перечня нормируемой продукции, вовсе не означает, что ограничения, введенные ведомственным перечнем, можно игнорировать. Напротив, это означает, что план-график необходимо приводить в соответствие с ведомственным перечнем.

Что касается механизма установления затрат (далее — механизм 2), то он также вступил в силу с 1 января 2016 г., но фактически заказчики-бюджетополучатели начнут его применять только тогда, когда начнут рассчитывать деньги на 2017 г. для определения объемов бюджетных ассигнований.

Как установить правила нормирования в сфере закупок

В ст. 19 Закона о контрактной системе описан каскадный принцип установления правил нормирования (он показан на схеме гиже). Суть принципа сводится к тому, что вышестоящие инстанции устанавливают общие правила и могут задавать некоторые пределы по характеристикам и ценам закупаемой продукции, а нижестоящие инстанции уточняют их и доводят до конкретных учреждений и других заказчиков.

Каскадный принцип установления правил нормирования закупок

Схема. Каскадный принцип установления правил нормирования

Каскадный принцип можно продемонстрировать на таком примере.

Первый уровень

В постановлении Правительства РФ № 926 от 02.09.2015 (п. 1.2 схемы) предусмотрено, что для реализации механизма 1 органами власти (органами местного самоуправления) высшего уровня должны быть разработаны правила определения требований к закупаемой продукции, включающие в себя:

  • обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг (нормируемая продукция) с их предельными значениями и характеристиками (либо с обязанностями установить эти значения и характеристики уровнем ниже);
  • порядок формирования и ведения ведомственных перечней нормируемой продукции;
  • порядок применения критериев отбора продукции для ведомственных перечней.

Следует запомнить жесткое правило, установленное п. 14 общих правил, утвержденных постановлением № 926 от 02.09.2015: цена единицы планируемых к закупке товаров, работ, услуг не может быть выше предельной цены товаров, работ, услуг, установленной в ведомственном перечне.

Для реализации механизма 2 постановлением Правительства РФ № 1047 от 13.10.2014 определены общие правила установления нормативных затрат на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Главное в постановлении то, что определенные им виды затрат на практике изменить нельзя. Это значит, что далее, на 2-м и 3-м уровнях, всякий раз при расчете нормативных затрат следует руководствоваться исключительно указанными видами затрат, не добавляя и не изобретая собственных.

Второй уровень

В постановлении Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 для федерального уровня установлены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию этих актов и обеспечению их исполнения. Тем самым определено, как механизмы 1 и 2 должны быть отрегулированы на первой стадии Правительством РФ (уровень 2), а затем — каждым в отдельности федеральным органом (уровень 3).

Для запуска механизма 1 Правительство РФ в постановлении № 927 от 02.09.2015 (п. 2.2 схемы) предусмотрело, что федеральные госорганы (их территориальные подразделения, казенные и бюджетные учреждения) должны разработать ведомственные перечни. Перечни должны быть составлены по определенному формату. В перечни должна входить конкретная продукция, а именно компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т. д. При этом, например, автомобили могут закупаться не мощнее 200 лошадиных сил, а сотовые телефоны для категории служащих «специалисты» — не дороже 5 тыс. руб.

Во исполнение механизма 2 Правительство РФ в постановлении от 20.10.2014 № 1084 установило конкретные виды нормативных затрат и формулы для их расчета. Например, затраты на приобретение мониторов определяются по формуле:

Змон = ni=1Qi мон x Pi мон

где Qi мон - планируемое к приобретению количество мониторов для i-й должности;

Pi мон — цена одного монитора для i-й должности.

Третий уровень

Федеральное министерство (агентство или служба) для реализации механизма 1 на основании постановления № 927 от 02.09.2015 (п. 2.2 схемы) утверждает ведомственный перечень. В нем оно указывает как обязательные позиции (компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т. д.), так и добавляют свои собственные. Нормировать, к примеру, можно характеристики и стоимость форменной одежды (шерсть — не менее 50%, стоимость костюмной пары — не более 15 тыс. руб.).

Ведомственные перечни (уровень 3) должны обеспечивать государственные нужды, но не должны приводить к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или относятся к предметам роскоши. Под избыточными свойствами понимаются функциональные, эргономические, эстетические, технологические, экологические свойства, свойства надежности и безопасности, значения которых не обусловлены их пригодностью для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.

Для реализации механизма 2 федеральное министерство (агентство или служба) для обоснования своих затрат на 2017 г. производит расчет нормативных затрат по видам и формулам, указанным в постановлении Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084. Таким образом, для контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы учреждения или органа власти важны именно документы, выпущенные на последнем, 3-м уровне.Собственно уровни 1 и 2 схемы требуются только для того, чтобы разработать сами правила нормирования (документы уровня 3 на схеме).

Вся информация, указанная на схеме (правила нормирования, требования к отдельным товарам, работам, услугам, предельные цены на них), размещается в единой информационной системе.

Еще раз подчеркнем, что требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены) могут быть установлены для заказчиков любого типа. Нормативные же затраты на обеспечение функций могут быть установлены для государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, муниципальных органов и казенных учреждений.

Органы власти самостоятельно утверждают как нормативные затраты на обеспечение функций, так и требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг. Что характерно, между собой органы, «находящиеся в параллели», никак не связаны, поэтому даже на одном уровне власти ведомственные правила нормирования могут различаться.

Например, в Ростехнадзоре предусмотрено приобретение сотовых телефонов (средств подвижной связи) только для высшей группы должностей, при этом стоимость телефона не может превышать 15 тыс. руб. (приказ Ростехнадзора от 20.10.2015 № 416). А в Россельхознадзоре предельная стоимость сотовых телефонов (средств подвижной связи) зависит от должности и составляет, например, для руководителей 10 тыс. руб., а для начальников отделов — не более 7 тыс. руб. (приказ Россельхознадзора от 09.10.2015 № 686). При этом оба органа правы — они ведь не превысили предельную цену, установленную постановлением Правительства РФ № 927.

Автор статьи: А.В.Ермакова. Институт Госзакупок

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться



Статьи по теме в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль