Случаи и закупки, не подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ

1268
На некоторых интернет-ресурсах можно увидеть противоречивую информацию о рамках функционирования Закона № 223-ФЗ, которая вводит в заблуждение. Расскажем о случаях и отдельных закупках, не подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ.

Следует отметить, что Законом № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

  • государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным юридическим лицам;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным дочерним хозяйственным обществам;
Случаи и закупки, не подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки при наличии правового акта (положения о закупке), принятого им в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в т. ч. иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в т. ч. в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Случаи, когда Закон № 223-ФЗ не действует

Частью 2.1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены случаи, согласно которым на отдельные юридические лица не распространяется действие этого закона.

Так, в соответствии с данной статьей действия Закона № 223-ФЗ не распространяются на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

  • субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;
  • дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;
  • дочерние хозяйственные общества указанных в п. 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами ( в т. ч. иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

Для понимания данной нормы закона ниже представлена графическая информация.

Случаи и закупки, не подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ

Рис 1. Условия, при которых на юридические лица, относящиеся к субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, не будут распространяться положения Закона № 223-ФЗ

Случаи и закупки, не подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ

Рис. 2. Условия, при которых на юридическое лицо, относящиеся к дочернему хозяйственному обществу субъекта естественной монополии, организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, не будут распространяться положения Закона № 223-ФЗ

Случаи и закупки, не подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ

Рис. 3. Условия, при которых на юридическое лицо, относящееся к дочернему хозяйственному обществу дочернего хозяйственного общества субъекта естественной монополии, организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (на схеме — субдочерняя организация), не будут распространяться положения Закона № 223-ФЗ

Таким образом, законом установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых на юридическое лицо не распространяются действия Закона № 223-ФЗ.

Закупки, не составляющие гостайну, но не подлежащие размещению на ООС

Согласно ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе определить конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе, а также перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Правила подготовки и принятия актов Правительства РФ об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.06.2012 № 591 (далее — Правила).

Так, в рамках данной нормы закона распоряжением Правительства РФ № 1775-р от 25.09.2012 утвержден перечень товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте (табл.). В данном перечне представлены 80 позиций (для примера в таблице приведены 5 пунктов).

Таблица. Выдержка из перечня товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте


Наименование товаров, работ, услуг

Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004–93

I. Товары, работы, услуги в сфере добычи, конверсии и обогащения урана

1. Гексафторид урана разных степеней обогащения

2331110

2. Металлические слитки из рафинированного природного урана и гексафторида природного урана

2331110

3. Плав уранилнитрата

2331110

4. Урансодержащее сырье

2331110

5. Закись-окись урана

2331130

Сведения о закупке товаров, работ, услуг не подлежат размещению на Официальном сайте при совпадении наименований закупаемых товаров, работ, услуг с позициями, указанными в перечне.

Согласно Правилам проекты актов об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и иными органами и организациями, полномочия которых по разработке проектов актов Правительства РФ установлены законодательством Российской Федерации.

Органы-разработчики при необходимости привлекают экспертов, представителей экспертных организаций для рассмотрения предложений об определении конкретной закупки, перечней или групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте, в т. ч. прилагаемых к ним описаний, обоснований и оценок последствий предлагаемых решений.

К проекту акта прилагается пояснительная записка, содержащая описание проблемы, на решение которой направлен проект акта, обоснование причин для отнесения сведений о закупке товаров, работ и услуг к сведениям, не подлежащим размещению на Официальном сайте, оценку экономических, социальных и иных последствий предлагаемых решений.

В случае если подготавливаемый проект акта влечет за собой необходимость изменения существующих актов, эти изменения включаются в проект акта или представляются одновременно с ним в виде отдельного проекта акта.

Проекты актов до их внесения в Правительство РФ подлежат обязательному согласованию с Минэкономразвития России, а также при необходимости с другими государственными органами и организациями (далее — согласующие органы и организации). Состав согласующих органов и организаций, с которыми требуются дополнительные согласования, определяется самостоятельно руководителем органа, вносящим проект акта.

Ответственность за проведение согласований проекта акта возлагается на руководителя органа-разработчика.


Направленные на согласование проекты актов (их копии) визируются руководителями (их заместителями) органов-разработчиков и согласующих органов и организаций в 10-дневный срок со дня поступления на согласование. При наличии возражений проекты актов визируются с замечаниями, которые оформляются на бланке согласующего органа и организации, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к проекту акта (его копии).

В случае неполучения завизированного согласующими органами и организациями проекта акта в трехдневный срок с даты истечения установленного для согласования срока проект акта может быть внесен в Правительство РФ без согласований. Также следует отметить, что указанный перечень приведен в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004–93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17.

При этом в настоящее время принят приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034–2014 (КПЕС 2008)».

В связи с изложенным при разработке проекта перечня целесообразно использовать Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034–2014 (КПЕС 2008).

Необходимо отметить, что в настоящее время также утвержден перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но не подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (распоряжение Правительства РФ от 23.04.2013 № 671-р).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль