Требования к заказчикам Московского региона по Закону № 223-ФЗ

349
Рассмотрим в статье особенности требований к заказчикам Московского региона по Закону 223-ФЗ, некоторые из которых приближают закупочную деятельность к близкому к контрактной системе регулированию.

При некотором своем несовершенстве Закон № 223-ФЗ содержит прогрессивный подход к регулированию закупок в части оптимального сочетания государственных и корпоративных норм. Однако злоупотребления со стороны отдельных недобросовестных заказчиков заставляют регулятора и законодателей ужесточать требования к закупкам госкомпаний.

Требования к заказчикам Московского региона по Закону № 223-ФЗ

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Именно такие подходы в рамках Гайдаровского форума-2016 озвучили официальные представители федеральных ведомств. Однако еще до принятия в первом чтении новелл, которые приблизят нормы Закона № 223-ФЗ к стандартам контрактной системы, власти Московского региона опубликовали нормативные акты (и в них постоянно вносят дополнения!), фактически реализующие именно такой метод ужесточения требований к региональным заказчикам Закона № 223-ФЗ. Среди таких актов:

  • постановление Правительства Москвы от 05.07.2013 № 441-ПП «Об утверждении перечня дополнительных требований к положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов» (далее — Постановление № 441-ПП);
  • постановление Правительства Московской области от 19.08.2014 № 666/31 «О мерах по реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ в Московской области» (далее — Постановление № 666/31);
  • Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг (приложение к приказу Департамента городского имущества г. Москвы, Главного контрольного управления г. Москвы, Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 14.04.2015 № 72/38/70-01-43/15, который, в свою очередь, был принят во исполнение упомянутого выше Постановления № 441-ПП).

Кого касаются требования

Перечисленные в этих НПА субъекты регулирования полностью соответствуют перечню субъектов Закона № 223-ФЗ. За исключением территориального признака: все перечислепнные заказчики проводят закупки в пределах Москвы и Московской области. Например, основное требование Постановления № 441-ПП к уставному капиталу — это участие в нем г. Москвы более чем на 50%. Схожий подход установлен и в подзаконном акте Московской области (в Постановлении № 666/31). Между тем упомянутые акты носят обязательный характер только для тех субъектов, которые находятся в ведении органа исполнительной власти региона. И не распространяется на заказчиков вне ведения региональных правительств.

Так, в Москве дополнительные требования обязательны для:

  • региональных ГУПов;
  • хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля Москвы превышает 50%.

Подмосковное типовое положение рекомендовано:

  • региональным ГУПам и бюджетным учреждениям;
  • действующим на территории региона естественным монополиям и организациям коммунального хозяйства;
  • хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля Московской области превышает 50%.

Несмотря на формулировку п. 3 Постановления № 666/31 как рекомендательного, региональные органы власти имеют право применить меры легального принуждения к его исполнению. А значит, требования типового положения о закупках стоит рассматривать как обязательные не только в Москве (где уже реализовано согласование закупок с региональными органами власти), но и в Московской области. Ведь как собственник региональных АО и ГУП Правительство Московской области может влиять на формулировки их положений о закупке (утверждение такого документа зависит от собственника). А значит, такие заказчики едва ли смогут вести свои закупки по правилам, не устраивающим региональное правительство.

Правительство Московской области предлагает заказчикам детализированные инструкции по осуществлению закупок. Постановление Правительства г. Москвы носит несколько иной характер: в нем установлены дополнительные требования, не противоречащие Закону № 223-ФЗ, однако содержащие дополнительные ограничения для усмотрения заказчика. Инструкцией же служит все то же типовое положение, утвержденное в столице приказами департаментов.

На заметку

  • Запомните основную тенденцию: регламентация закупок по Закону № 223-ФЗ сближается с регулированием для заказчиков по Закону № 44-ФЗ.
  • Укажите не только НМЦ договора, но и порядок формирования цены с ее обоснованием.
  • Закупочная документация может содержать указание на товарные знаки, только если при выполнении работ (оказании услуг) предполагается использовать товар.
  • Если вы заказчик Москвы, изменяйте предусмотренный договором объем не более чем на 10%. Если вы заказчик Московской области — изменения делайте не более чем на 30%.
  • Если вы столичный заказчик, докажите обоснованность своих закупок с НМЦ свыше 3 млн руб.

На практике заказчикам Московского региона необходимо ориентироваться прежде всего на типовые положения: корпоративные положения о закупке могут отличаться от типовых, но не могут им противоречить. Согласование отдельных противоречий, например расширение перечня оснований закупки у единственного поставщика, допускается в индивидуальном порядке в региональных органах исполнительной власти.

Разрешенные способы и формы закупки по 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ говорит, что заказчик вправе указать в положении о закупке такие способы, как конкурс и аукцион, а иные способы — включить по своему усмотрению. Трактовать эту норму можно как свободу выбора способа закупки, данную заказчику законодателем в рамках соблюдения общих конкурентных принципов проведения процедур.

Однако в актах Московского региона перечень способов закупки закрытый и включает в себя:

  • конкурс (в т. ч. и двухэтапный);
  • аукцион (в т. ч. в электронной форме);
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • закупку у единственного поставщика.

Несложно заметить, что этот перечень буквально воспроизводит инструментарий Закона о контрактной системе.

Даже разработанные Минэкономразвития России поправки в Закон № 223-ФЗ не предусматривают столь радикального ограничения перечня способов закупок. Основным способом закупки, как и в законодательстве о контрактной системе, назван конкурс (в актах Московского региона не нашли отражения новейшие идеи о возвращении аукциона как универсального способа выбора победителя). Между тем в плане использования так называемых «дополнительных элементов закупки» (таких, как предквалификационный отбор и переторжка) областной акт оставляет заказчику больше возможностей, чем столичный.

К счастью, в постановлениях правительств Москвы и Московской области предусмотрено право заказчика осуществлять в электронной форме не только аукцион, но и другие способы закупки. Типовое положение о закупке устанавливает исключения лишь для процедур за счет средств, предоставленных в рамках реализации адресной инвестиционной программы г. Москвы. Установление электронной формы в качестве основной находится в русле анонсированных изменений в законодательство о регулируемых закупках.

Заказчикам справедливо предписывают указывать в положениях о закупке критерии оценки конкурсной заявки. К таким критериям региональные акты относят цену договора, расходы на эксплуатацию и ремонт, различные характеристики товаров, а также требования к квалификации участников. При определении расчета критериев заказчику необходимо учитывать, что значимость критериев характеристики объекта закупки и квалификации участников не могут составлять в сумме более 50% из 100.

Заказчикам оставлена возможность выбора поставщика путем проведения запроса предложений, если для этого необходимо учесть как ценовые, так и не ценовые критерии в более короткий срок, чем требует конкурс. Однако такая процедура допускается только в случае, когда начальная (максимальная) цена договора не превышает 20 млн руб. (для Москвы) или 3 млн руб. (для Московской области). Аналогичные ценовые пороги проведения запроса котировок составляют в двух регионах по общему правилу 500 тыс. руб. и 3 млн руб. соответственно.

Что касается закупки у единственного поставщика, начальной (максимальной) цене контракта и об изменении условий контракта, вы узнаете в продолжении статьи в журнале "Госзакупки.ру".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль