Итоги реализации Закона № 223-ФЗ в 2015 г.

575
На основе статистических данных из доклада Минэкономразвития расскажем, какие способы закупок предпочитают заказчики, в каком ценовом диапазоне проводятся самые конкурентные закупки, что такое "контрольная закупки" для заказчиков и какие законодательные нововведения стоит ожидать в ближайшем будущем.

Заказчики

Регистрация заказчиков, работающих по 223-ФЗ на Официальном сайте

Начнем с общих данных: рассмотрим, насколько они достоверны и исчерпывающи. Численность заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ, практически стабилизировалась. Сведения о регистрации организаций на Официальном сайте говорят о том, что основная часть заказчиков, обязанных применять закон, зарегистрировались на ООС в 2012—2014 гг. Сейчас регистрацию проходит вновь создаваемые (в т. ч. преобразуемые) юридические лица. С 1 января 2015 г. по 1 января 2016 г. зарегистрировано:

  • 1823 бюджетных учреждения;
  • 863 автономных учреждения;
  • 767 ГУП и МУП;
  • 727 хозяйственных обществ;
  • 1005 субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Итоги реализации Закона № 223-ФЗ в 2015 г.

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

По состоянию на 1 января 2016 г. на Официальном сайте зарегистрировано 80 810 организаций, на которые распространяется действие Закона № 223-ФЗ.

Итоги реализации Закона № 223-ФЗ в 2015 г.

Диаграмма 1. Динамика регистрации заказчиков на сайте по годам с 2012 по 2015 г.

Сегодня, как, впрочем, и ранее, все еще отсутствуют механизмы, позволяющие проверить, все ли организации, обязанные применять Закон № 223-ФЗ, зарегистрированы на Официальном сайте. Данные об организационно-правовых формах заказчиков, зарегистрированных на Официальном сайте, также необходимо проверять. На Официальном сайте зарегистрировано 563 государственные компании при фактическом наличии только одной. Такие ошибки неизбежны, пока заказчики самостоятельно указывают при регистрации на Официальном сайте свою организационно-правовую форму. Поэтому хозяйственные общества с преобладающей долей государственного участия могут ошибочно именоваться государственными компаниями.

Эти проблемы могут быть урегулированы посредством создания и ведения реестра заказчиков. Порядок ведения указанного реестра, в т. ч. включаемой в него информации и документов, могут быть установлены Правительством РФ.

Размещение информации о закупке

Некорректное и несвоевременное размещение информации о закупке не дает возможности оценить, все ли организации разместили положения о закупке. На диаграмме 2 видно, что из года в год количество зарегистрированных на ООС организаций и количество их положений не совпадает.

Итоги реализации Закона № 223-ФЗ в 2015 г.

Диаграмма 2. Сведения о количестве размещенной на Официальном сайте информации в 2014—2015 гг. по состоянию на 1 января 2016 г.

Это несоответствие может быть обусловлено в т. ч. следующими причинами:

  • зарегистрированные на Официальном сайте организации разместили информацию, предусмотренную ч. 2.1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, и не утверждают на этом основании положения о закупке (502 организации);
  • зарегистрированные на Официальном сайте организации не утвердили положения о закупке и руководствуются при закупке положениями Закона № 44-ФЗ (2583 организации).

Способы закупок

Как и годом ранее, заказчики в 2015 г. предпочитали применять закупку у единственного поставщика и «прочие способы закупок, и по состоянию на 1 января 2016 г. такие способы были преобладающими — 40% (свыше 9 трлн руб.) и 55% (свыше 12 трлн руб.) соответственно.

Значительная доля «прочих способов закупки», указанная для наглядности в процентах (на диаграмме 3), говорит о том, что рамочные положения Закона № 223-ФЗ позволяют заказчикам фактически устанавливать любую систему закупок.

Итоги реализации Закона № 223-ФЗ в 2015 г.

Диаграмма 3. Динамика осуществления закупок в разрезе способов за 2014—2015 гг. по состоянию на 1 января 2016 г., %

Вместе с тем заказчики, пользуясь нормами Закона № 223-ФЗ, с помощью различных наименований способов закупок «маскируют» закупку у единственного поставщика, а также уклоняются от соблюдения требований ГК РФ, касающихся проведения конкурсов и аукционов.

Многообразие способов закупок негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, поскольку затрудняет подготовку к процедуре закупки, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками. Кроме того, это обстоятельство затрудняет рассмотрение жалоб на действия заказчиков. Эти проблемы могут быть урегулированы при введении для заказчиков по Закону № 223-ФЗ исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок (с указанием основных требований к порядку осуществления закупки каждым способом).

ПРИМЕР

ПАО «Газпром» 30 ноября 2015 г. объявило о закупке строительства объектов для магистрального газопровода «Сила Сибири» в виде запроса предложений в электронной форме на сумму свыше 155 млрд руб. со сроком подачи заявок всего 7 рабочих дней. В течение столь короткого срока участникам необходимо подготовить заявку, получить одобрение соответствующего органа управления на совершение крупной сделки, получить банковскую гарантию. Очевидно, что такие короткие сроки не могут обеспечить возможность участия в закупке всех заинтересованных лиц.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства

Обязанность осуществлять закупки у СМП установлена с 1 июля 2015 г. для заказчиков, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб. и с 1 января 2016 г. — для заказчиков с годовым объемом выручки более 2 млрд руб. (постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352).

Установленная квота может быть «вычерпана» тремя способами:

  • проведением закупок, участниками которых являются любые лица, в т. ч. субъекты СМП;
  • проведением закупок, к участию в которых допускаются только представители СМП;
  • указанием в проекте договора и документации требования о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП.

По состоянию на 1 января 2016 г. средняя стоимость договора с субъектом СМП составила почти 13 млн руб.

По данным с Официального сайта, чаще всего у СМП закупают:

  • продукцию и услуги обрабатывающей промышленности;
  • услуги по исследовательской и коммерческой деятельности;
  • услуги строительства;
  • социальные услуги;
  • услуги в оптовой и розничной торговле;
  • услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования.

По состоянию на 1 января 2016 г. заказчики разместили на Официальном сайте около 1000 перечней товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются только у субъектов СМП.

Поставщики

За 2015 г. среднее количество поданных заявок на одну процедуру составило 1,2 (что в полтора раза меньше, чем количество заявок на участие в закупках по Закону № 44-ФЗ), в прошлом году такой показатель составлял 1,3 заявки. Это говорит о падении конкуренции на закупках, проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, что может быть вызвано среди прочего негативными явлениями в экономике.

Наиболее конкурентным способом закупки оказался запрос котировок (в среднем подается 1,77 заявки), наименее конкурентным способом является открытый конкурс (в среднем подается 1,47 заявки).

Среднее количество поданных заявок по соотношению к объему закупки смотрите в табл. 1.

Таблица 1. Среднее количество поданных заявок в зависимости от объемов закупки

Ценовой диапазон
закупки

Среднее количество
поданных заявок

До 10 млн руб.

1,22

От 10 до 50 млн руб.

1,49

От 50 до 100 млн руб.

1,59

От 100 до 500 млн руб.

1,85

От 0,5 до 1 млрд руб.

1,81

Более 1 млрд руб.

1,42

Наиболее конкурентные закупки осуществляются в ценовом диапазоне от 100 млн руб. до 500 млн руб.

Наименьшее количество поставщиков участвуют в закупках в ценовом диапазоне до 10 млн руб., что говорит о недостаточном развитии сегмента СМП на отраслевых рынках.

Среднее количество поданных заявок в разрезе закупаемых товаров, работ, услуг представлены в табл. 2.

Таблица 2. Среднее количество поданных заявок в разрезе закупаемых товаров, работ, услуг

Закупки в разрезе
ОКПД 2

Среднее количество
поданных заявок

Нефть сырая и газ природный

0,66

Кокс и нефтепродукты

1,02

Машины и оборудование, не включенные в другие группировки

1,62

Средства транспортные и оборудование, прочие

0,86

Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования

1,22

Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха

0,53

Здания и работы по возведению зданий

1,74

Услуги по складированию и вспомогательные транспортные услуги

0,83

Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению

0,61

Услуги по операциям с недвижимым имуществом

0,67

Наибольшая конкуренция наблюдается на рынке, связанном с работами по возведению зданий, в среднем в закупках участвует 1,74 поставщика.

Наименьшая конкуренция наблюдается на рынке услуг, связанных с электроэнергией, газом, паром и кондиционированием воздуха, там в закупках в среднем участвует 0,53 поставщика.

Предложения по дополнению законодательства

Минэкономразвития России разработало законопроект о внесении изменений в Закон № 223-ФЗ (№ 821534–6), принятый Госдумой 15 сентября 2015 г. в первом чтении. Проект предусматривает:

  • установление исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок;
  • расширение практики закупок в электронной форме и ограничения количества электронных площадок;
  • возможность утверждения типовых положений о закупке;
  • формирование единых закупочных политик холдинговых компаний;
  • снижение трудозатрат заказчиков при размещении информации о количестве и стоимости договоров;
  • расширение оснований, при которых участник вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика;
  • повышение достоверности информации, размещаемой на Официальном сайте.

Перечисленные предложения направлены на повышение прозрачности и эффективности закупок.

Контрольные участия в закупках

Для оценки доступности участия СМП в закупках крупных заказчиков рабочая группа «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при поддержке Минэкономразвития России провела 6 контрольных участий в закупках в 4 регионах (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Волгоградская область).

Специально определенная АНО АСИ компания (далее — контрольный участник) как представитель малого бизнеса принимала участие в процедурах. Объектами исследования стали закупки ООО «Газпром трансгаз Краснодар» (г. Краснодар), ООО «Челныводоканал» (г. Набережные Челны), ОАО «РЖД» (г. Москва), АО «Газпром Газораспределение Волгоград» (г. Волгоград).

В ходе контрольного участия в закупке на поставку металлической мебели (заказчик — ООО «Газпром трансгаз Краснодар») выявлены такие проблемы, как:

  • сжатые сроки поставки (через 2 дня после оглашения результатов) для участников из других регионов, что делает поставку в срок практически невозможной;
  • участие в закупке платное (4 тыс. руб. — списываются в случае победы, но их нужно перевести на счет торговой площадки накануне. Безлимитное годовое участие во всех объявленных процедурах — 120 тыс. руб.);
  • имеющаяся у контрольного участника электронная подпись не подошла для работы на конкретной площадке, необходимо было заказывать еще одну для участия на указанной ЭТП.

В результате контрольному участнику закупки не удалось подать заявку из-за указанных сложностей.

При контрольном участии в закупке на поставку извести (заказчик — ООО «Челныводоканал») выявлены следующие проблемы:

заявку контрольного участника закупки, которая содержала наилучшее предложение по цене, отклонили по формальному признаку — была опечатка в одной цифре в дате в бумажном документе, в то время как в электронной версии все данные были указаны верно. Участник закупки подал жалобу в ФАС России. Обращение было рассмотрено в установленном порядке. Соответствующее решение антимонопольного органа по итогам направлено участнику и заказчику. Закупку повторили, и контрольный участник победил в ней.

При контрольном участии в закупке на поставку песка кварцевого фракционного (заказчик — ОАО «РЖД») выявлено, что:

  • для участия в аукционе необходимо получить заключение лаборатории ОАО «РЖД», но лаборатория такой тест провести не смогла в связи с отсутствием необходимого оборудования. Участник просил лабораторию предоставить письменное уведомление об этом, чтобы вложить его в состав заявки;
  • участник был вынужден получить новую электронную подпись за 10,5 тыс. руб. для работы на конкретной площадке только при участии в закупках ОАО «РЖД».

Приобретенную ЭП не удалось самостоятельно активировать.

Заявку контрольного участника закупки отклонили как не соответствующую требованиям документации.

При контрольном участии в закупке на поставку трубной продукции (заказчик — ОАО «Газпром газораспределение Волгоград») выяснилось, что:

  • помимо размещения заявки на ЭТП, бумажную версию заявки и CD со сканированной копией необходимо отправлять курьерской службой в г. Санкт-Петербург;
  • участие в запросе на этой ЭТП платное, разовое участие — 10 тыс. руб., годовой тариф — 80 тыс. руб.

Заявку контрольного участника отклонили из-за отсутствия в составе документов газового сертификата «ГАЗСЕРТ». Данный вид сертификата относится к разряду «добровольного сертифицирования», оформляется в течение года (прохождение сертификации стоит 1,6 млн руб.).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль