О требованиях к участникам корпоративных закупок

171
На примере административной практики рассмотрим ситуацию, в которой заказчик нарушил требования как к участникам корпоративных закупок, так и порядок оценки заявок.

О чем пойдет речь

Заказчик провел открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по завершению строительства объектов энергетического комплекса. При разработке документации заказчик нарушил сразу несколько норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Основные ошибки были связаны с отсутствием в составе документации информации, которая позволила бы участникам объективно оценить условия выполнения договора.

Суть нарушения

Нарушения были выявлены как в требованиях к участникам, так и в порядке оценки заявок. Заказчик потребовал от компаний подтверждения их квалификации на основании документов, а вот перечень таких документов в состав конкурсной документации не включил.

Важный документ

Постановление ФАС России от 10.07.2015 по делу № 223ФЗ-08/15/АК-378/15

Кроме того, ввиду отсутствия на сайте проектной документации у потенциальных участников не было возможности ознакомиться с порядком формирования начальной цены контракта. За эти и другие нарушения заказчика привлекли к административной ответственности.

Решение ФАС

Первое нарушение сотрудники контрольного органа зафиксировали в требованиях к потенциальным исполнителям договора. Заказчик потребовал от участников предоставить сведения о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ. Но в таком случае надо перечислить, какие именно документы участник должен включить в состав заявки. К тому заказчик не указал, какие материально-технические ресурсы потребуются для выполнения условий контракта, и какая информация будет свидетельствовать о положительной репутации организации.

Проверяющие пришли к заключению, что такие неопределенные требования относятся к неизмеряемым. То есть их значение невозможно формализовать, а суть не может быть однозначно понятна для всех участников закупки. Такие действия нарушают основные принципы законодательства о закупках (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Важно запомнить!

Оценка конкурсных заявок по внутренней, заведомо закрытой от претендентов методике приводит к существенному нарушению прав и законных интересов участников (определение Верховного Суда РФ от 02.03.2015 № 307-КГ14-9051)

Второе нарушение заключалось в следующем. В соответствии с п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации указываются критерии и порядок оценки и сопоставления заявок. Согласно сведениям извещения заказчик установил такие критерии: «цена договора» (значимость – 40 %) и «качество работ и квалификация участника конкурса» (значимость – 60 %).

Для оценки заявок на участие в конкурсе по критерию «качество работ и квалификация участника конкурса» каждая заявка получает от 0 до 100 баллов. При этом из документации следует, что предложение по этому параметру должно содержать «сведения о квалификации участника конкурса, деловой репутации участника конкурса, наличии у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов, соответствии системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001 и иных показателях, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом договора».

Сотрудники антимонопольного органа решили, что такой порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора. Ведь заказчик не определил, на основании каких именно показателей комиссия производит оценку заявок по критерию «качество работ и квалификация участника конкурса». Алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами также не прописали.

Таким образом, в нарушение п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчик не установил порядок оценки надлежащим образом.

Третьей ошибкой заказчика стало размещение информации на сайте без проектной документации. При этом по договору заказчик должен был передать ее подрядчику в срок не более 10 рабочих дней с даты подписания договора. В документации же к закупке контролеры обнаружили только перечень видов работ. Отсутствие сведений об объемах, требованиях к качеству работ приводит к невозможности формирования участником полноценной заявки и ценового предложения. В данном случае заказчик нарушил п. 3 ч. 9 ст.4, п. 1 ч. 10 ст.4 Закона № 223-ФЗ.

На заметку

Отсутствие в техническом задании информации об объеме работ, подлежащих выполнению, которая необходима участникам закупки для формирования ценовых предложений может привести к аннулированию конкурсной процедуры (определение Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 308-КГ14-5570)

Кроме того, извещение без проектно-сметной документации не отражает порядок формирования НМЦ договора.

В то же время в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

  • сведения о НМЦ договора (цене лота) (п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку;
  • страхование;
  • уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Сотрудника учреждения, отвечающего за составление закупочной документации привлекли к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Штраф составил 3 000 рублей.

Практические выводы

Участники закупок должны четко понимать, какие документы им необходимо включить в состав заявки. Поэтому список документов, подтверждающих соответствие исполнителя его требованиям – неотъемлемая часть документации. Обратите внимание, что перечень документов должен быть закрытым. Формулировка о том, что участники вправе предоставить «иные документы по своему усмотрению» не допустима.

При формировании порядка оценки заявок следует разработать алгоритм присвоения баллов по критериям. Это поможет объективно выявить лучшее предложение и избежать жалоб в контрольные органы.

Размещая закупку на выполнение работ по капитальному строительству не забудьте включить в состав документации проектно-сметную документацию. Ее анализ позволит участникам оценить объемы и требуемое качество выполнения работ, а также правильно сформировать ценовое предложение.

На заметку

Заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить порядок формирования цены договора, в том числе необходимость учета при формировании такой цены налога на добавленную стоимость (письмо Минэкономразвития России от 19.10.2015 № ОГ-Д28-13364).

О требованиях к участникам корпоративных закупок

Получите квалифицированную экспертную помощь в Справочной системе "Госзаказ"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль