Оценка и мониторинг сведений о закупке у СМП: разъясняем Постановление № 1169

223
Рассмотрим в статье, на каких заказчиков распространяется Постановление Правительства РФ № 1169, каков порядок мониторинга и оценки сведений о закупке у субъектов малого предпринимательства (СМП), кто и когда будет их проводить.

Немного истории. 1 ноября 2015 г. вступила в силу очередная, 11-я редакция Закона № 223-ФЗ. Новации на этот раз были направлены на совершенствование механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМП). Уже с середины 2015 г. заказчики, определенные постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее — Постановление № 1352), стали обязаны закупать у СМП определенный объем товаров и указывать его в годовом отчете. С принятием поправок к Закону № 223-ФЗ был усилен точечный контроль за соблюдением требований законодательства в части закупок у СМП.

В развитие норм закона было принято и также 1 ноября вступило в силу постановление Правительства № 1169 от 29.10.20151 (далее — Постановление № 1169). Стоит отметить, что с 31 декабря 2015 г. действует вторая редакция этого акта, в которой были уточнены некоторые нормы, а также исправлены ошибки, которые содержались в исходной редакции документа.

Основные понятия и смысловые части

Редакцией Закона № 223-ФЗ от 01.11.2015 и вслед за ней Постановлением № 1169 были введены два новых понятия: мониторинг соответствия (далее — мониторинг) и оценка соответствия (далее — оценка). В тексте этих нормативных правовых актов мы не обнаруживаем определений этих понятий. Однако по смыслу норм можно сделать вывод о том, что как мониторинг, так и оценка — это комплекс мер по дополнительному изучению некоторых публикуемых заказчиками документов и сведений для выявления возможных отклонений от требований законодательства в части поддержки СМП. Очевидно, что задача поддержки СМП признана законодателем столь важной, что на ее решение направлены дополнительные усилия в форме мониторинга и оценки.

Постановление № 1169 можно условно разделить на две смысловые части. Первая утверждает Положение о проведении мониторинга соответствия… (далее — Положение о мониторинге), Положение о проведении оценки соответствия… (далее — Положение об оценке) и Положение о порядке и сроках приостановки реализации планов… (далее — Положение о приостановке).

Вторая часть изменяет некоторые хорошо знакомые нам акты Правительства РФ, приводя их в соответствие с правилами проведения мониторинга и оценки, а также вносит коррективы, не связанные с мониторингом и оценкой.

На кого распространяется Постановление № 1169

Круг заказчиков — субъектов Закона № 223-ФЗ, применяющих Постановление № 1169, сильно ограничен. Такой подход, впервые использованный в постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, находит свое применение и здесь: задачи по поддержке СМП возложены на относительно крупных заказчиков. Поэтому мониторинг и оценка будут проводиться только в отношении заказчиков, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень конкретных заказчиков (п. 7 Постановления № 1169).

Конкретные заказчики — это прямо названные Правительством РФ, отобранные на основании критериев (п. 2 Постановления № 1169) организации-заказчики. На момент написания этой статьи перечень таких конкретных заказчиков утвержден распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р и насчитывает в своем составе всего 35 организаций.

1 ноября многие заказчики (не вошедшие в перечень «конкретных») продолжили либо закупать у СМП товары, работы, услуги, либо поддерживать СМП. Это касается, например, условного ФГУП с выручкой по данным годовой отчетности за предшествующий календарный год в размере 15 млрд руб. Такой ФГУП не будет подвергаться мониторингу и оценке до тех пор, пока он не будет включен в перечень конкретных заказчиков, а этого может никогда не случиться.

Кроме того, в нормативных актах использован и другой термин — «отдельные заказчики». Отдельные заказчики — это часть конкретных заказчиков, удовлетворяющих критериям, названным в п. 4 Постановления № 1169.

Мониторинг и оценка выступают в качестве самостоятельных мероприятий. Оценка не проводится у заказчиков, в отношении которых осуществляется мониторинг, и наоборот (пп. 3 и 4 Постановления № 1169 соответственно). Исключение предусмотрено для планов закупки товаров, работ, услуг на 2016 г., утвержденных до 1 ноября 2015 г.: такие планы конкретных заказчиков подлежат мониторингу, а не оценке (п. 6 Постановления № 1169).

Кроме того, органы власти субъектов РФ могут выносить предложения о дополнении перечня конкретных заказчиков, но не самостоятельно дополнять его.

Интересен факт того, что мониторинг и оценка не будут проводиться в отношении субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, бюджетных учреждений, а также их дочерних хозяйственных обществ и дочерних хозяйственных обществ таких обществ.

Объекты мониторинга и оценки

Основная идея, заложенная в Порядок осуществления мониторинга и оценки, — превентивное воздействие на конкретных и отдельных заказчиков с целью не допустить нарушений в части закупок у СМП.

Мониторинг будет проходить в отношении утвержденных:

  • планов закупки товаров, работ, услуг;
  • планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке у СМП;
  • годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМП).

Оценка же будет осуществляться в отношении:

  • проектов планов закупки товаров, работ, услуг;
  • проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы.

Объектом и мониторинга, и оценки станет исключительно соблюдение требований законодательства РФ, предусматривающих участие СМП в закупке, а не общая законность, корректность подготовки перечисленных документов!

Кто и когда будет проводить мониторинг и оценку

Полномочия на проведение таких действий возложены на акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — корпорация) и органы исполнительной власти субъектов РФ, созданные ими организации.

Корпорация была организована в июне 2014 г. и первоначально носила название «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий». На сайте корпорации содержится новостная информация о том, что проведена первая оценка соответствия.

Интересно, что корпорация будет проводить мониторинг осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданными ими организациями оценки соответствия и мониторинга соответствия в силу постановления Правительства РФ от 21.11.2015 № 1255, вступающего в силу 1 июля 2016 г. То есть система мониторинга станет двухуровневой.

Сроки начала проведения мониторинга и оценки в силу п. 11 Постановления № 1169 приведены в табл. 1.

Таблица 1 Сроки начала проведения мониторинга и оценки

Корпорация проводит

Органы исполнительной власти субъектов РФ (созданные ими организации) проводят

 

1) оценку соответствия:

  • проектов планов закупки товаров, работ, услуг;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы;

2) мониторинг соответствия:

  • планов закупки товаров, работ, услуг на 2016 г., утвержденных конкретными заказчиками до 1 ноября 2015 г.

с 1 декабря 2015 г.

 

мониторинг соответствия:

  • планов закупки товаров, работ, услуг и изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке товаров, работ, услуг у СМП

с 1 мая 2016 г.

1) оценку соответствия:

  • проектов планов закупки товаров, работ, услуг;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы;

2) мониторинг соответствия:

  • планов закупки товаров, работ, услуг;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке товаров, работ, услуг у СМП

с 1 мая 2016 г.

мониторинг соответствия:

  • планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМП)

с 1 мая 2017 г.

мониторинг соответствия:

  • планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМП)

с 1 мая 2017 г.

оценку соответствия:

  • проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы

с 1 декабря 2016 г.

оценку соответствия:

  • проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы

с 1 декабря 2016 г.

Кратко основные элементы системы мониторинга и оценки можно структурировать в табл. 2.

Таблица 2 Основные элементы мониторинга и оценки

Конкретные заказчики

Отдельные заказчики

Перечень заказчиков утвержден распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р

Отдельный перечень заказчиков не утверждается, определяются на основе критериев

Оценка корпорацией и органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями:

  • проектов планов закупки товаров, работ, услуг;
  • проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы

+
мониторинг планов закупки товаров, работ, услуг на 2016 г., утвержденных до 1 ноября 2015 г.

Мониторинг корпорацией и органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями утвержденных:

  • планов закупки товаров, работ, услуг;
  • планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке у СМП;
  • годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМП)

Наличие специальных разделов в планах закупок товаров (работ, услуг) и планах закупки инновационной продукции

Наличие специальных разделов в планах закупок товаров (работ, услуг) и планах закупки инновационной продукции

План закупки товаров, работ, услуг должен содержать перечень инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, закупаемой у СМП

 

Как будет проходить мониторинг

Заказчики в общем порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908, размещают в ЕИС документы, в отношении которых будет проводиться мониторинг. Постановление № 1169 указывает на некое уведомление корпорации и органов субъектов о таком размещении — также через ЕИС. Стоит полагать, что оно будет производиться автоматически и не потребует от представителей заказчиков каких-либо дополнительных действий.

Пунктом 8 Положения о проведении мониторинга установлены сроки проведения мониторинга.

С технической точки зрения мониторинг представляет собой сопоставление документов заказчика с требованиями законодательства.

Последствия мониторинга

В соответствии с разделом III Положения о проведении мониторинга соответствия (утв. Постановлением № 1169) последствия могут быть следующими.

Положительное заключение по форме согласно приложению к Положению будет выдаваться в случае соответствия документов заказчика требованиям законодательства РФ. Заказчик сможет продолжить работу.

Уведомление о несоответствии, также имеющее утвержденную форму, играет роль предупреждения о тех или иных нарушениях, обнаруженных в документах, размещенных заказчиком. Заказчик сможет скорректировать свои документы и получить положительное заключение, или оспорить уведомление в суд, или разместить в ЕИС протокол разногласий. Таким образом, предусмотрена ступенчатая процедура урегулирования проблем, выявленных в ходе мониторинга.

Наиболее серьезными грозят быть для заказчиков последствия бездействия, если отмеченное в уведомлении несоответствие не устранено. В таких случаях:

  • заказчик получит отрицательное заключение (п. 16 Положения о мониторинге);
  • заказчик должен будет разместить в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, выбранных им в целях приостановки реализации плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции в годовом планируемом объеме закупки у СМП (п. 17 Положения о мониторинге);
  • изменения в планы закупки будут считаться неразмещенными (п. 18 Положения о мониторинге);
  • сведения о несоответствии будут направлены в ФАС (п. 19 Положения о мониторинге);
  • ФАС вынесет решение о приостановке реализации планов закупки до дня размещения в ЕИС положительного заключения (п. 2 Положения о приостановке);
  • заказчик не сможет разместить в ЕИС информацию о закупке в планируемом годовом объеме закупки, участниками которой являются только СМП (п. 2 Положения о приостановке);
  • заказчик не сможет внести изменения в утвержденный план закупки (в части пунктов, реализация которых приостановлена по решению антимонопольного органа (п. 2 Положения о приостановке).

Таким образом, при получении отрицательного заключения заказчик окажется в положении, когда некий объем его закупок будет «заморожен» для поддержки СМП. При этом обойти нормы, предписывающие соблюдать обязанности в отношении закупок у СМП, хоть и в минимальном объеме, будет невозможно.

Ориентация на приостановку реализации планов закупки не случайна — с 10 января 2016 г. действует норма Закона № 223-ФЗ, согласно которой договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки. Заказчики не смогут производить закупки, отличные от указанных в их плане — те же, в свою очередь, будут приводиться в соответствие с законодательством в процессе мониторинга.

Интересно, что по-прежнему отсутствует административная ответственность за невыполнение требований законодательства о закупках в части поддержки СМП. Законодатель, вероятно, решил пойти не путем наказаний, а путем исключения возможности самого правонарушения.

Как будет проходить оценка

Алгоритмы мониторинга и оценки являются полностью аналогичными. Дополнительно стоит указать лишь на то, что в случае выдачи отрицательного заключения будут наступать несколько иные негативные последствия. Так, в силу п. 3 Положения о приостановке проекты изменений в план закупки не подлежат утверждению и размещению в единой информационной системе до дня размещения в ЕИС положительного заключения.

Что поменялось в иных нормативных правовых актах

Изменения относительно мониторинга и оценки

Как уже было сказано, большинство новаций, содержащихся в Постановлении № 1169, посвящено реализации порядков мониторинга и оценки. Вот наиболее важные из них.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 не предусматривается каких-либо особенностей размещения конкретными заказчиками планов закупки, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проектов изменений в такие планы. Вместе с тем введенный Постановлением № 1169 п. 19(6) того же постановления указывает на необходимость размещения уведомлений и заключений по результатам мониторинга и оценки именно заказчиками.

Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 теперь предусматривает более широкий состав плана закупки товаров (работ, услуг). Так, подп. 13–15 п. 1 Требований к форме плана закупки должны включать сведения:

  • о закупке товаров (работ, услуг) путем проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • о закупке товаров (работ, услуг), удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в т. ч. у СМП;
  • об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных п. 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (при необходимости, по выбору заказчика).

Такие изменения, однако, никак не отражены в форме плана закупки.

Кроме того, указано на то, что планы закупки товаров (работ, услуг) и планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств конкретных и отдельных заказчиков должны содержать в т. ч. специальный раздел об участии СМП в закупке.

Дополнительные сведения конкретные и отдельные заказчики отразят и в проектах изменений, вносимых в план закупки товаров (работ, услуг), а также в изменениях, внесенных в такие планы (пп. 4 и 5 Требований к форме).

Изменения, не касающиеся мониторинга и оценки

Изменения нормативных актов, не касающиеся мониторинга и оценки, мы обнаруживаем в отношении постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. В частности, существенно изменена сфера применения указанного акта: из-под его действия выведены заказчики, объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд руб.

Для тех же заказчиков, на которых документ все же распространяет свое действие, особенности участия в закупках СМП были усложнены:

  • требование о соблюдении минимальной квоты закупок, участниками которых являются только СМП, распространено и на этап планирования закупок;
  • нормативно закреплена форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к СМП, с 1 января 2016 г. она не разрабатывается и не утверждается заказчиком.

Указанная форма довольно громоздка (содержит 14 граф) и более походит на анкету-опросник, чем на декларацию. Интересно, что с 1 января 2016 г. действует новая редакция Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которой установлены иные критерии отнесения субъектов к СМП. Поэтому, вероятно, стоит ждать очередных изменений Постановления № 1352.

Оценка и мониторинг сведений о закупке у СМП: разъясняем Постановление № 1169

Получите квалифицированную экспертную помощь в Справочной системе "Госзаказ"



Статьи по теме в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль