Указание количества товара в составе первых частей заявок участников

1200
Проведем обзор судебной и административной практики и выявим спорные моменты в вопросе указания количества товара в составе первых частей заявок участников.

Закон о размещении заказов (Закон № 94-ФЗ — утратил силу) ввел инновационный способ определения поставщика: открытый аукцион в электронной форме, призванный устранить проблемы обычного «молоточного» аукциона.

Десять лет нормы проведения электронного аукциона корректировались, не оставляя шансов для злоупотреблений и развивая честную конкуренцию. Теперь даже «мелкие» региональные компании боролись за госзаказ без лишних временных и денежных затрат, учитывая, что львиная доля бюджета сосредоточена в федеральном центре. Возможности привлечения дополнительной выручки получили лица, находящиеся на другом конце страны, а заказчики — большую экономию бюджетных средств.

Контрактная система заимствовала основные положения проведения электронного аукциона из Закона № 94-ФЗ. Среди прочих из закона о размещении заказов контрактной системе досталась и проблема указания количества товара, о которой пойдет речь в статье. Это касается не только электронного аукциона, но и других способов закупки.

Проблема заключается даже не столько в недостаточности сведений, предоставляемых участниками закупок в составе заявок, сколько в правильной оценке таких сведений не только на первом этапе (со стороны комиссии заказчика), но и при оспаривании действий комиссии в административном и судебном порядке.

Содержание заявок участников

Пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о КС установлено содержание первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара:

а) если заказчик указал в документации товарный знак, предоставьте в составе первой части своей заявки согласие на поставку товара с указанным товарным знаком;

б) если вы предлагаете для поставки эквивалентный товар, то укажите все показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, которые заказчик установил в документации;

в) если заказчик не указал товарный знак, а перечислил необходимые характеристики товара, указывайте все конкретные показатели своего товара, которые соответствуют конкурсной документации. При наличии дополнительно укажите: товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы и страну происхождения товара.

При этом Закон № 44-ФЗ детально не раскрывает понятие «конкретные показатели товара». Отсюда возникает вопрос: должен ли участник в своей заявке указывать количество поставляемого товара? Обратимся к Гражданскому кодексу.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

Существенными являются:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (в нашем случае соответствие Закону о КС);
  • все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (применительно к Закону о КС — условия извещения и конкурсной документации заказчика).

Контракт на поставку товара — по сути, договор купли-продажи. Согласно ч. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если в договоре стороны определили наименование и количество товара. Таким образом, условие о количестве товара — существенное условие контракта.

Если в договоре купли-продажи стороны не определили количество подлежащего к передаче товара, такой договор не считается заключенным (ч. 2 ст. 465 ГК РФ).

Остается определить, каким образом в плоскости законодательства о контрактной системе заказчик и участник закупки достигают соглашения по существенным условиям договора, наличие которых обуславливает легитимность контракта и его исполнение в будущем.

При проведении открытого конкурса заказчик в обязательном порядке включает в конкурсную документацию требования к содержанию и описанию предложения участника, форме и составу заявки участника и инструкцию по заполнению такой заявки (п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

В случае проведения электронного аукциона требования к содержанию, составу заявки на участие в соответствии с ч. 3–6 ст. 66 Закона о КС и инструкция по ее заполнению также описываются в документации об электронном аукционе (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).

Между аналогичными нормами есть принципиальная разница: конкурсная документация к электронному аукциону не содержит требований к описанию предложения участника. Хотя по факту предоставление участником согласия или конкретных показателей отвечает признакам предложения, необходимого для согласования условий контракта.

Проблема заключается в том, что заказчик в документации об электронном аукционе устанавливает только требование о наличии обязательной к предоставлению участниками информации, но не требованию к описанию и формату такой информации.

Уточним вопрос: если количество товара уже установлено в извещении и участник дает свое согласие на поставку товара, считаются ли условия контракта в части количества товара, согласованными сторонами?

Разные позиции судов и контрольных органов

Поскольку нормы Закона о контрактной системе не дают определенного ответа на вопрос, обратимся к административной практике.

Арбитражная практика

УФАС по Калининградской области в своем решении от 18.03.2014 № КС-38/2014 указал, что количество поставляемого товара не относится ни к одной из характеристик объекта закупки, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики). Следовательно, согласно положениям документации об аукционе и указанным нормам Закона о КС у заявителя не было обязанности указывать в заявке на участие в аукционе иных характеристик товара, не относящихся к характеристикам товара, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Представленная заявка заявителя на участие в аукционе в соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о КС, п. 2 ч. 17 Информационной карты содержит конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке.

Кроме того, согласно п. 1.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, поставщик в срок, установленный контрактом, обязуется осуществить поставку бахил в количестве и ассортименте, указанном в техническом задании (приложение № 1 к указанному контракту). Приложением № 1 к контракту установлено, что к поставке требуется 80 000 пар товара (бахил). Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, комиссия приходит к выводу о соответствии представленной заявки заявителя требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе.

Другое мнение

Противоположной позиции придерживается УФАС по Новосибирской области. В своем решении от 03.03.2015 № 08-01-48 контрольный орган указывает следующее:

«В соответствии с подпунктом „б“ пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о КС и пунктом 3.1.3 аукционной документации участники закупки в составе первой части заявки должны были указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При этом указанная норма не содержит положений, ограничивающих содержание конкретных показателей только качественными показателями. В описании объекта закупки заказчиком, кроме качественных характеристик товара, также было указано количество товара. Как было установлено на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, в нарушение требований аукционной документации участник закупки в составе первой части заявки не указал количество поставляемого товара. На основании изложенного Комиссия Новосибирского УФАС России признала решение аукционной комиссии заказчика об отказе в допуске первой части заявки ООО НПП „ЭТС“ законным и обоснованным».

Судебная практика

Судебная практика по вопросу указания количества товара в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе также неоднозначна.

Арбитражный суд Пермского края, на мой взгляд, достаточно объективно и подробно изложил свою позицию в решении от 05.02.2015 по делу № А50-25962/2014:

«Количество закупаемого товара функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен заказчиком и не может быть изменен участником аукциона. Участник, подавая заявку на участие в аукционе, дает согласие на поставку товара в требуемом объеме.

В инструкции по заполнению заявки указано на необходимость соответствия показателей, характеризующих товар, показателям, установленным в спецификации.

Положения названной инструкции не содержат требований об указании количества поставляемого товара. Само по себе наличие в спецификации сведений о количестве товара, которое функциональной, технической или качественной характеристикой товара не является, о том, что количество товара должно быть обязательно указано в первой части заявки, не свидетельствует.

Считая обязательным указание в первой части заявки количества товара, заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ не включил в аукционную документацию надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара, его количества.

Следовательно, у участников закупки не имелось оснований для указания сведений о количестве товара при подаче заявки.

С учетом изложенного суд признает, что в первой части заявки с защищенным номером 8433437 (ИП Снитко М.А.) на участие в аукционе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, указаны. При этом в первой части заявки индивидуальный предприниматель подтвердил свое согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, тем самым принимая условия контракта и спецификации к нему, являющимися частью аукционной документации, то есть подтвердил поставку товара требуемого количества в соответствии с условиями аукционной документации».

И снова противоположность

Арбитражный суд Пензенской области (решение от 15.06.2015 по делу № А49-3699/2015) выразил полярную позицию: «Если документация об аукционе содержит такой показатель объекта закупки, как количество товара, этот показатель должен быть указан и в заявке на участие в аукционе. Первая часть заявки одного из участников аукциона не содержала показателя количества подлежащего поставке товара. Следовательно, такая заявка не соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, что образует деяние, заключающееся в непредставлении информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, и является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ».

Арбитражный суд Северо-Западного Федерального округа в своем постановлении от 02.06.2015 по делу № А05-11949/2014, в котором оспаривались решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015, привел весьма интересный довод в обоснование принятого решения:

«В информационной карте аукциона указаны конкретные показатели: предмет — изготовление и поставка папок „Пенсионное дело“; количество поставляемого товара — 1030 штук; характеристики товара.

В сложившейся ситуации аукционная комиссия правомерно и обоснованно отказала в допуске соответствующих заявок к участию в аукционе, поскольку в силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать не только согласие участника на поставку товара, но также и установленные аукционной документацией (соответствующие значениям, установленным документацией) конкретные показатели товара, которые отсутствовали.

Позиция УФАС сопряжена с ошибочным отождествлением категорий „объект закупки“ (статья 33 Закона № 44-ФЗ) и „конкретные показатели“ (статья 66 упомянутого Закона). Таковая, в свою очередь, приводит к отсутствию у заказчика до аукциона четкого представления об адекватном восприятии участником закупки необходимого для заказчика предмета поставки (наименования и количества товара), создает дополнительные неоправданные предпосылки к спорным ситуациям после проведенного аукциона (ввиду вероятных последующих разночтений относительно количества требуемого товара как существенного условия договора)».

Не согласимся с выводами Арбитражного суда Северо-Западного Федерального округа, выработавшего спорный инновационный подход к решению вопроса рассмотрения заявок участников закупок. Заказчик, при получении согласия участника на поставку товара, не может не понимать намерения участника, его волю на согласование условий контракта (ст. 455 ГК РФ) и тем более оценивать адекватность восприятия участником закупки предмета поставки товара.

Более того, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются п. 5 ст. 10 ГК РФ. Заказчик имеет механизмы защиты как на этапе проведения аукциона (ч. 6.1 ст. 66 Закона о КС), так и на этапе заключения контракта в виде предоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта и проекта контракта, содержащего подпись победителя электронного аукциона.

В итоге

Учитывая, что в ст. 1, 6 ГК РФ устанавливается добросовестность, разумность и справедливость прав и обязанностей сторон, стороны должны в своих действиях основываться на таких правилах поведения, как они закреплены законом. В частности, это касается норм о подаче заявок на участие в электронном аукционе (ст. 66 Закона о КС) и порядке рассмотрения первых частей заявок (ст. 67 Закона о КС), где отсутствует требование указания количества товара в первых частях заявок.

И все же вопреки вышесказанному при рассмотрении заявок участников нужно учитывать сформированную административную и судебную практику. Поэтому именно руководствуясь практикой применения норм закона, автор рекомендует указывать количество товара в составе первых частей заявок в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона.

Указание количества товара в составе первых частей заявок участников

Получите квалифицированную экспертную помощь в Справочной системе "Госзаказ"



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы


Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль