Стандарт закупочной деятельности в рамках 223-ФЗ: рекомендации по применению

1920
Не так давно ФАС России разработала Стандарт закупок для заказчиков по Закону № 223-ФЗ. И хотя закон не обязывает применять его, использовать Стандарт можно для унификации своей закупочной деятельности, а также для экономии. Расскажем, какие из рекомендаций лучше всего взять во внимание.

Стандарт закупок в рамках Закона № 223-ФЗ (далее — Стандарт) — это квинтэссенция устоявшейся административной практики, а также лучших практик применения положений Закона № 223-ФЗ. Стандарт содержит основные подходы ФАС России к оценке закупочной деятельности заказчиков.

Стандарт не имеет статуса общеобязательного нормативного правового акта, а носит лишь рекомендательный характер. ФАС России не имеет полномочий издавать обязательные к применению документы.

Разберем, для чего нужен Стандарт, какие из его рекомендаций разумно и легко взять на вооружение, а какие — можно принять только если ваша закупочная деятельность требует жесткого контроля.

Для чего нужен Стандарт

Почему вам стоит обратить внимание на ключевые рекомендации Стандарта? Потому что следование им позволит не только повысить экономию при закупках, но и сократить число жалоб на вас со стороны участников, а также избежать нареканий со стороны ФАС России. А также со стороны Счетной палаты РФ, прокуратуры, контрольно-счетных и правоохранительных органов.

Важно

Стандарт не является документом, обязательным к применению, следовательно, его нельзя нарушить. А значит, несоответствие отдельно взятой закупки или положения о закупке Стандарту не станет нарушением законодательств или основанием для привлечения комиссии заказчика к административной ответственности.

Советуем не просто учесть рекомендации Стандарта, но и внести на основании этих рекомендаций корректировки в положение о закупке. Само по себе наличие Стандарта так же, как и наличие сложившейся административной практики по какому-либо вопросу закупочной деятельности, формально юридически еще не повод менять положение о закупке. Вместе с тем в некоторых случаях учитывать такую практику будет в ваших интересах. Ведь это не только объективно повысит качество закупок, но и упростит отстаивание своей позиции, если участники будут обжаловать конкретные закупки в судебном и административном порядке.

Рекомендации Стандарта закупок 223-ФЗ к положению о закупке

Приведем основные рекомендации антимонопольного органа, которые целесообразно взять на вооружение. Для удобства мы разбили их по тематическим блокам. Итак...

Планы закупки

Установите единые сроки и порядок формирования (корректировки) плана закупки. Установите обязанность внесения изменений в план закупок до размещения извещения о проведении закупки в ЕИС.

Описывайте при формировании (корректировке) плана закупки предмет договора в таком объеме, который позволит в полной мере оценить потребности заказчика в товарах (работах, услугах).

Способы закупки

Касательно способов определения поставщика обратите внимание на следующие рекомендации Стандарта:

  • установите исчерпывающий перечень способов закупок, которые вы применяете;
  • установите критерии выбора способа закупки в зависимости от предмета договора и или цены договора;
  • не устанавливайте такие способы закупки, которые будут аналогичны конкурсу или аукциону, но будут называться иначе.

Электронные закупки

Полезные рекомендации из Стандарта:

  • расширьте число электронных закупок;
  • работайте только с независимыми операторами электронных площадок;
  • проводите электронные закупки с возможностью заключить договор путем обмена документами через операторов электронных торговых площадок (ЭТП).

Требования к участникам закупки

Укажите, какие документы нужно представить в составе заявки, чтобы они подтверждали правоспособность участника, качество поставляемого товара, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг. Если вы требуете от участников подробно указать в заявке условия исполнения договора, введите исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат описанию, а также конкретные разделы документации, которые участник должен использовать при описании предмета договора.

Если вы установили возможность проведения предквалификационного отбора, соблюдайте ограничения, которые предусматривает антимонопольное законодательство. Прямо укажите все возможные случаи проведения предквалификационного отбора, требования к участнику закупки и документам, которые он предоставляет. Требования должны быть связаны с предметом закупки и не должны вести к ограничению конкуренции.

Правила оценки заявок

  1. Установите правила оценки заявок, на основании которых впоследствии вы установите в документации о закупке критерии и порядок оценки заявок для конкретной закупки;
  2. Установите критерии оценки (их содержание), вес каждого критерия. Определите оценку в баллах, которые участник закупки получит по результатам оценки по каждому критерию оценки. А также порядок расчета итогового рейтинга по каждой заявке и иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора. Учтите, что предметом оценки могут служить только параметры, связанные с предметом закупки;
  3. Установите срок заключения договора по итогам закупки, ориентируясь на ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Имейте в виду, что положение о закупке может предусматривать возможность заключения договора с участником, предложение которого признано лучшим после уклонения победителя от заключения договора. Предусмотрите для такого случая обязанность заказчика направить проект договора участнику в том же порядке, который установлен для заключения договора с победителем.

И ещё, будет полезно многим заказчикам:

  • включить пункт о запрете конфликта интересов;
  • установить требование об обеспечении заявок и договоров исходя из принципа разумности;
  • установить размер и порядок взыскания неустойки, порядок приемки по договору;
  • применять антидемпинговые меры.

Жесткие предписания Стандарта

Отдельно отметим такие рекомендации Стандарта, которые представляются на сегодняшний день если не излишними, то непомерно строгими по сравнению с действующим законодательством. Такие рекомендации целесообразно использовать, если ваша внутренняя политика обусловливает такую необходимость.

В этом случае в Положении о закупке вы можете:

  • предусмотреть методику обоснования начальной (максимальной) цены договора, в т. ч. в зависимости от предмета договора. Обоснование НМЦ договора проводите преимущественно методом сопоставимых рыночных цен;
  • установить обязательное обоснование закупки у единственного поставщика, а также обоснование выбора конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • установить срок подачи заявок не менее 15 дней. Так вы обеспечите возможность участникам закупки ознакомиться с техническим заданием и сформировать полноценное предложение о качестве товаров, работ, услуг;
  • при описании объекта закупки указывать «или эквивалент», «или аналог». Не укрупнять лоты;
  • минимизировать количество и значимость субъективных критериев оценки заявок. Отдавать предпочтение критериям, присвоение баллов по которым носит администрируемый, объективный характер (например, формулам, прямой пропорции).

В Стандарте есть рекомендации, которые хотя и заслуживают положительной оценки, но применимы к деятельности далеко не каждого заказчика.

Их тоже можно успешно использовать, если есть необходимость в централизации закупочной деятельности, консолидированных (совместных) закупках, а также в разработке и утверждении единых правил закупочной деятельности. Такие правила можно применять для заказчиков, объединенных в группу.

Законодательные перспективы в положении о закупке

Запланированные поправки в Закон № 223-ФЗ, которые приняла Госдума в первом чтении2, предполагают серьезные изменения, в значительной степени совпадающие с рекомендациями Стандарта. Это и перевод большей части закупок в электронную форму, и привязка электронных закупок к специально отобранным электронным площадкам, и запрет на закупку по конкретным товарным знакам. То есть переход к регулированию, аналогичному ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Почему вы должны обратить внимание на такое совпадение? Дело в том, что это поможет выявить основные тенденции регулирования закупок в рамках Закона № 223-ФЗ и оправданно учесть в положении ключевые тенденции. Например, такие как:

  • максимальный перевод закупок в электронную форму, проведение электронных закупок исключительно через электронные площадки;
  • заключение по итогам электронных закупок договоров в электронном, а не в бумажном виде. Заключение таких договоров через электронные площадки;
  • четкое регулирование оснований для изменений договоров.
Стандарт закупочной деятельности в рамках 223-ФЗ: рекомендации по применению

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе "Госзаказ"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль