Обзор разъяснений Минэкономразвития и ФАС России

4062
В спорных ситуациях в практике госзакупок на помощь приходят разъяснения Минэкономразвития и ФАС России. Однако их нельзя рассматривать как императив. В статье приведены 12 самых интересных ведомственных писем с полезными советами в удобной таблице.

В числе проблематичных, неоднозначных вопросов Закона о контрактной системе:

Об этом написано немало комментариев. Но не всякое разъяснение полезно. Иногда письма одного и того же ведомства носят взаимоисключающий характер. Объясняется это просто: «позиция ведомства изменилась».

Самые ажные письма Минэкономразвития и ФАС Россиив требуют дополнительных и не менее подробных пояснений. Запомните! Ведомственные письма и разъяснения не являются нормативными правовыми актами и поэтому не имеют юридической силы. Если вы при закупках следуете этим рекомендациям, руководствуйтесь не только соображениями «удобства» применения письма к конкретной ситуации. Важно понимать, насколько разъяснение соответствует другим нормам законодательства.

Применяя разъяснения, в которых вы не в полной мере разобрались, вы увеличиваете для себя риск обжалования закупок. А попытка облегчить трудное решение, подстелив соломку в виде неправильно понятого письма, может привести в итоге к штрафу.

В таблице представляем вам письма Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы, на которые следует обратить внимание.

№ 
п/п

Где найти разъяснение

О чем разъяснение

На что обратить внимание

Участие в закупках СМП и СО НКО

1

Письмо Минэконом-развития России от 21.09.2015 № ОГ-Д28-12788

Письмо трактует п. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. Минэкономразвития утверждает, что, устанавливая ограничения для допуска участников к определению поставщика, нужно иметь в виду два условия. Первое — собственно ограничения для СМП и СО НКО, второе — запреты по допуску товаров (работ, услуг), происходящих из иностранного государства

Позиция соответствует Закону о контрактной системе. Закупка среди СМП, СО НКО выступает одновременно и ограничением (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), и преимуществом (ч. 4 ст. 27 Закона № 44-ФЗ). Поэтому информация, что участниками закупки могут быть только СМП и СО НКО, вы должны указать в извещении и документации дважды. В графе «Преимущества» и в графе «Ограничения участия»

Объект закупки

2

Письмо ФАС России от 09.02.2015 № АЦ/5147/15

Письмо советует избегать объединения в одном лоте закупку услуг на поставку и услуг на обслуживание медицинской техники.Такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки

В ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ указано другое. А именно: при закупке оборудования (в том числе медицинского) заказчик обязан установить в документации требование к монтажу и гарантийному обслуживанию оборудования. Следовательно, медицинскую технику нужно закупать вместе с услугами по ее обслуживанию в период гарантийного срока. Техническое обслуживание медицинской техники является лицензируемым видом деятельности. Поэтому не устанавливайте требование, чтобы лицензию имел непосредственно участник процедуры закупки. Этим вы предоставите поставщику возможность привлечь субподрядчиков, имеющих лицензию для обслуживания. Иначе контрольные органы могут признать это ограничением количества участников закупки

3

Письмо Минэконом-развития России от 18.02.2015 № Д28и-408

В письме сказано, что при внесении изменений в извещение объект закупки должен быть идентичен объекту закупки, установленному в извещении ранее. Причем как в части количественных характеристик объекта закупки, так и в части качественных

Позиция не в полной мере соответствует Закону № 44-ФЗ. При внесении изменений в извещение (документацию о закупке) не допускается изменение объекта закупки. Это прямо установлено в ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ. Зато в законе не указано, что именно нельзя менять: наименование объекта закупки, его описание или объем закупки. С другой стороны, Закон № 44-ФЗ разделяет понятие «объект закупки» и «количество товара (объем работ, услуг)». Извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки и информацию о количестве и месте доставки товара (п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, устанавливающей требования к описанию объекта закупки, не упоминается о каких-либо количественных характеристиках продукции. Следовательно, запрет на изменение объекта закупки означает, что нельзя менять не только наименование, но и функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Изменение же количества товара (объема работ, услуг) представляется правомерным

Запрос котировок

4

Письмо Минэконом-развития России от 18.12.2015 № Д28и-3819

В письме сказано, что в годовой объем закупок, который заказчик проводит через запрос котировок, следует включить также и контракты, заключенные с единственным поставщиком по факту несостоявшихся запросов котировок

Позиция спорна. Если на участие в запросе котировок подали только одну заявку, соответствующую требованиям, или по результатам рассмотрения заявок только одна их них признана соответствующей, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Закон разделяет такие способы закупки, как запрос котировок и закупка у единственного поставщика (ч. 1 и 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, формально-юридически заключение контракта по результатам несостоявшегося запроса котировок по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ является закупкой у единственного поставщика, а не запросом котировок. По этой логике, сумму заключенного контракта с единственным поставщиком не нужно учитывать в 10-процентном объеме закупок, который вы проводите через запрос котировок

5

Письмо Минэконом-развития России от 06.04.2015 № Д28и-898

Котировочная комиссия при отсутствии в составе заявки подтверждения соответствия поставщика установленным требованиям может осуществить проверку доступными способами. Например, с использованием общедоступных баз данных органов власти, реестров и других официальных источников информации

Позиция не в полной мере соответствует Закону № 44-ФЗ. В силу п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан установить в извещении о проведении запроса котировок требование о наличии у участника закупки лицензии. Запрет устанавливают в случае, если деятельность подлежит лицензированию. Однако запрос копии лицензии в составе заявки не предусмотрен ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ. Значит, вы не вправе установить требование о приложении к заявке такой лицензии. С другой стороны, проверка участника закупки на соответствие требованию о наличии лицензии является не правом, а обязанностью комиссии (ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, если в составе заявки на участие в запросе котировок отсутствует копия лицензии, ваша котировочная комиссия обязана,а не просто вправепроверить ее наличие у участника. Сделать это можно на сайте лицензирующего органа

6

Письмо ФАС России от 29.07.2015 № АЦ/38364/15 (вместе с письмом Минэконом-развития России от 25.06.2015 № Д28и-1916 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ»)

При продлении срока подачи заявок участник запроса котировок, чья заявка была отклонена, не вправе подавать новую заявку.

Позиция соответствует Закону № 44-ФЗ. Участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. Если заказчик установил факт подачи одним участником двух и более заявок, все заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему. Когда запрос котировок признан не состоявшимся (отклонили всех участников), заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 рабочих дня (ч. 2 ст. 79 Закона № 44-ФЗ). Если запрос котировок не завершается, а лишь продляется срок подачи заявок, участник закупки, чья заявка отклонена, не может заново подать заявку на участие в той же процедуре

Порядок оценки заявок на участие в закупке

7

Письмо Минэконом-развития России от 07.12.2015 № Д28и-3551

При оценке заявок для выявления лучших условий исполнения контракта заказчик может установить в документации такой критерий оценки, как квалификация участников закупки.Заказчик вправе также требовать, чтобы участник имел:

  • финансовые ресурсы;
  • оборудование и материальные ресурсы, опыт работы;
  • подтвержденную деловую репутацию;
  • квалифицированных работников.

Следовательно, квалификационный перечень не является исчерпывающим,и заказчик вправе его расширить

Позиция спорна. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила). Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки могут быть:

  • квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов);
  • опыт участника по успешному выполнению контракта сопоставимого характера и объема;
  • обеспеченность материально-техническими ресурсами;
  • обеспеченность трудовыми ресурсами;
  • деловая репутация.

В отличие от Перечня по критерию оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», установленного в п. 25 Правил, приведенный выше Перечень является закрытым. Это означает, что вы не вправе установить для оценки заявок показатели квалификации, не предусмотренные в п. 27 Правил

Закупка у единственного поставщика

8

Письмо ФАС России от 23.06.2015 № АЦ/31173/15

Наличие информации о субъекте естественной монополии в соответствующем реестре не является обязательным условием закупки у единственного поставщика на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Позиция соответствует Закону № 44-ФЗ: закон позволяет заключить контракт с любым лицом. Главное, чтобы предметом контракта являлись товары, работы, услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Минэкономразвития России придерживается противоположной позиции. А именно — разъясняет, что контракты по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключаются исключительно с субъектом естественной монополии (п. 37 письма от 30.09.2014 № Д28и-1889)

9

Письмо Минэконом-развития России от 07.12.2015 № Д28и-3554

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не устанавливает ограничений в отношении закупок товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

Позиция соответствует Закону № 44-ФЗ. Закон не устанавливает запрета на закупку по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ той продукции, которая поименована в других пунктах этой же части закона

Запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей)

10

Письмо Минэконом-развития России от 07.12.2015 № Д28и-3551

Запрет на привлечение к исполнению контракта соисполнителей представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки. Отрицая тем самым тезис о том, что такой запрет является требованием к участникам закупок. Поэтому Минэкономразвития делает вывод, что включение в ТЗ запрета на привлечение соисполнителей не нарушает положения ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Позиция противоречит сложившейся практике применения контрольными органами законодательства о закупках. Контролеры считают запрет на привлечение субподрядчиков незаконным. В другом своем письме от 11.12.2015 № Д28и-3620 Минэкономразвития России высказало противоположную позицию. Ведомство указало на неправомерность требования к участнику закупки о выполнении работ лично участником
Не рекомендуем заказчикам устанавливать запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей). Ведь этот вопрос двояко трактует Минэкономразвития России в своих же собственных письмах

Установление дополнительных требований к участникам закупки строительных работ

11

Письмо Минэконом-развития России № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15 от 28.08.2015

При закупке строительных работ с НМЦК свыше 10 млн руб. и особо опасных строительных работ, технически сложных объектов с НМЦК свыше 150 обязательно требовать в составе заявки участника хотя бы один аналогичный контракт.Стоимость такого контракта должна быть не менее 20% НМЦК, на право заключить который проводится закупка. Наличие такого контракта, по мнению ведомства, должно быть условием допуска к участию в закупке

Позиция ведомства соответствует законодательству. Вопрос о том, стоимость одного или нескольких контрактов должна составлять не менее 20% НМЦК возник в связи со спорным применением Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг». В постановлении в качестве подтверждающих опыт участника закупки документов указаны: копия (копии) ранее исполненного контракта (контрактов), договора (договоров). То есть документы во множественном числе. Анализ Постановления № 99 показал следующее. Там, где законодатель предполагает наличие опыта участника закупки по нескольким контрактам, он прямо это указывает. Например, в пп. 1, 2 приложения № 2 к Постановлению № 99 говорится о том, что суммарная стоимость ранее исполненных контрактов составляет не менее 20% НМЦК

12

Письмо Минэконом-развития России № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15 от 28.08.2015

Пункт 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 (работы строительные с НМЦК свыше 10 млн руб.) распространяется на текущий ремонт

Позиция ведомства соответствует законодательству. Код ОКПД2, на который ссылаются в Постановлении № 99, включает в себя работы по текущему ремонту. Значит, при закупке текущего ремонта объекта капитального строительства с НМЦК свыше 10 млн руб. вы обязаны предъявить дополнительное требование к участникам. А именно: подтвердить их опыт выполнения контрактов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства

Автор статьи: И.А.Сургутскова. Институт Госзакупок

Обзор разъяснений Минэкономразвития и ФАС России

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе "Госзаказ"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль