Техническое задание на оказание юридических услуг

415
Как показывает правоприменительная практика, при приобретении юридических услуг заказчики размещают заказы на данные услуги путем проведения как открытых конкурсов, так и открытых аукционов в электронной форме. Так, согласно Закону о контрактной системе заказчик самостоятельно выбирает способ размещаемого заказа с учетом специфики его предмета и императивных норм Закона о контрактной системе.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какой способ размещения заказа выбрать;
  • как определить объем оказываемых услуг;
  • техническое задание на оказание юридических услуг при проведении открытого конкурса;
  • техническое задание на оказание юридических услуг при проведении открытого аукциона в электронной форме.

Как показывает правоприменительная практика, при приобретении юридических услуг заказчики размещают заказы на данные услуги путем проведения как открытых конкурсов, так и открытых аукционов в электронной форме. Так, согласно Закону о контрактной системе заказчик самостоятельно выбирает способ размещаемого заказа с учетом специфики его предмета и императивных норм Закона о контрактной системе.

Содержание Технического задания на оказание юридических услуг как при проведении открытого конкурса, так и при проведении открытого аукциона в электронной форме характеризуется большой степенью определенности требований к качеству оказания услуги.

Вместе с тем фактически при исполнении контракта качество оказываемых юридических услуг напрямую зависит от квалификации участника размещения заказа, опыта оказания услуг в указанной сфере.

Указанная позиция подтверждается нормой Закона о контрактной системе, согласно которой значимость критериев «качество оказываемых услуг» и «квалификация участника размещения заказа» в случае проведения конкурса на оказание юридических услуг составляет 45%.

При размещении заказа на оказание юридических услуг путем проведения открытого конкурса основное содержание критерия «квалификация участника размещения заказа» составляют следующие параметры:

  • деловая репутация участника размещения заказа, подтверждаемая копиями отзывов, грамот, дипломов, благодарственных писем от заказчиков, а также отсутствие претензий и рекламаций заказчиков по качеству оказанных услуг, при этом начисление баллов ставится в зависимость от количества представленных документов, подтверждающих положительную репутацию участника размещения заказа в сфере предмета размещаемого заказа;
  • наличие опыта оказания услуг, подтвержденного копиями трудовых договоров, гражданско-правовых договоров, актов оказанных услуг, отчетов об оказанных услугах, положительных судебных актов, при этом начисление баллов ставится в зависимость от количества подтвержденных документами случаев, свидетельствующих об опыте оказания услуг, либо от количества лет на рынке аналогичных предмету размещаемого заказа услуг;
  • количество специалистов, привлекаемых участником конкурса к оказанию услуг по предмету конкурса;
  • количество специалистов-юристов, владеющих иностранными языками, привлекаемых участником конкурса к оказанию услуг по предмету конкурса;
  • количество специалистов, имеющих ученые степени (звания) по юридической специальности, привлекаемых участником конкурса к оказанию услуг по предмету конкурса, подтвержденные копией документов о присуждении (присвоении) ученой степени (звания) (дипломы, аттестаты).

Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе копий вышеуказанных документов не может являться согласно Закону о размещении заказов основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. При этом в случае, если заявка на участие в конкурсе не содержит копии вышеуказанных документов, то по соответствующему подкритерию конкурсная комиссия присваивает участнику конкурса нулевое значение.

Вместе с тем установление заказчиком в документации требований о представлении участником размещения заказа в составе заявки документов и сведений, ограничивающих число участников размещения заказа, не может быть признано правомерным.

Так, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 по делу № А514193/2010 установлено следующее. Заказчику при размещении заказа необходимо в силу положений Закона о контрактной системе определить требования к оказываемым услугам, соответствующие потребностям заказчика. Вместе с тем такие требования не могут вести к ограничению числа участников размещения заказа.

Так, заказчиком был размещен заказ на оказание услуг по представительству заказчика в судах РФ. При этом заказчиком в документации по размещаемому заказу было установлено требование о соответствии такого участника размещения заказа требованиям Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». При этом при разрешении спора в судебных инстанциях заказчик ссылался на тот факт, что установленные им требования относились не к участнику размещения заказа, а к качественным характеристикам предмета размещаемого заказа.

Однако требования не только к участнику размещения заказа, но и к предмету размещаемого заказа не должны приводить к ограничению числа участников размещения заказа. Кроме того, положения Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 указывают исключительно на единственного субъекта оказания услуг – лицо, имеющее статус адвоката либо являющееся адвокатским образованием (коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация).

Так, статьи 9–11, 15 указанного Закона регламентируют порядок приобретения статуса адвоката (образование, срок осуществления юридической практики по конкретным специальностям, сдача квалификационного экзамена, наличие удостоверения).

Таким образом, в связи с вышеизложенным контролирующим органом был сделан вывод о том, что исполнителем по данному контракту может быть признано лишь физическое лицо, обладающее статусом адвоката, либо одно из адвокатских образований, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ.

Вместе с тем согласно действующему законодательству РФ лицом, представляющим интересы юридического лица в судах, может являться не только адвокат.

Так, в соответствии со статьей 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ГПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ.

При этом, статьей 48 ГПК РФ установлено, что дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители. Представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела.

Таким образом, ГПК РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к представителю интересов в судопроизводстве. При таких обстоятельствах названное положение предоставляет организациям право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве, не связывая возможность реализации этими субъектами данного права необходимостью заключать соответствующие договоры на оказание юридической помощи лишь с адвокатами. Аналогичные положения содержатся и в АПК РФ.

Согласно Закону о контрактной системе заказчик в конкурсной документации обязан установить начальную (максимальную) цену контракта. Указанной нормой также предусмотрено при размещении заказа на оказание юридических услуг в случае, если невозможно определить необходимый объем услуг по контракту, право заказчика на формирование оплаты по контракту путем указания в конкурсной документации не только начальной (максимальной) цены контракта, но и начальной (максимальной) цены единицы услуги, за которую принимается 1 час работы специалиста.

При этом в случае установления только начальной (максимальной) цены контракта, заказчику необходимо точно определить объем оказываемых услуг.

Кроме того, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2009 по делу № А72 8131/2008 установлено, что заказчиком неправомерно предусмотрено в контракте положение об оплате оказываемых услуг в зависимости от исхода судебного дела по следующим основаниям.

Согласно положениям Закона о контрактной системе заказчик обязан определить порядок оплаты по контракту. При этом по смыслу статьи 779 ГК РФ исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении определенной деятельности.

Таким образом, в силу правовой природы отношений, возникающих из договора возмездного оказания услуг, выплата вознаграждения исполнителю, если данное требование обосновывается условием договора, ставящим размер, а равно и обязанность оплаты услуг в зависимость от решения суда или государственного органа, которое будет принято в будущем, не может быть признано правомерным.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1П в силу конституционных принципов и норм, в частности принципов свободы договора, доступности право судия, независимости и самостоятельности судебной власти, состязательности и равноправия сторон, предполагается, что стороны в договоре об оказании правовых услуг, будучи вправе в силу диспозитивного характера гражданско-правового регулирования свободно определять наиболее оптимальные условия оплаты оказанных услуг, в т. ч. самостоятельно устанавливать порядок и сроки внесения платежей (уплата аванса, предварительные платежи, рассрочка платежа, предоставление кредита, почасовая оплата, исчисление размера вознаграждения в процентах от цены иска и т. д.), не могут, однако, обусловливать выплату вознаграждения принятием конкретного судебного решения: в системе действующего правового регулирования, в т. ч. положений гражданского законодательства, судебное решение не может выступать ни объектом чьих-либо гражданских прав (статья 128 ГК РФ), ни предметом какого-либо гражданско-правового договора (статья 432 ГК РФ).

С 1 июля 2016 года при описании объекта закупки заказчики обязаны использовать требования технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством о техническом регулировании и документами национальной системы стандартизации. Эти требования установил Федеральный закон № 104 от 05.04.2016.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Техническое задание на оказание юридических услуг.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру»

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль