Техническое задание на закупку услуг питания

424
Рассмотрим пример технического задания на оказание услуг по обеспечению питанием, приготовленным в другом месте (кейтеринга).

Из этой статьи вы узнаете:

  • особенности госзаказа на кейтеринг;
  • ограничения и требования при оказании услуг кейтеринга;
  • основания для отказа в допуске к участию в аукционе на закупку услуг по кейтерингу;
  • каким путем осуществляется размещение заказа на закупку услуг по кейтерингу.

Размещение заказчиком заказа на оказание услуг по обеспечению питанием, приготовленным в другом месте (кейтеринг) для государственных или муниципальных нужд, является одним из важнейших элементов реализации социальных обязательств государства.

Принимая во внимание именно социальную значимость обеспечения полноценным, качественным питанием разных категорий граждан, таких как пациенты медицинских учреждений, беременные женщины и дети, на должностных лицах заказчиков лежит как правовая, так и морально-нравственная ответственность.

На первый взгляд закупка такого рода услуг, как кейтеринг, представляет собой довольно простую процедуру. Однако, как показывает практика, наличие ограничений и требований, налагаемых действующим законодательством, регулирующим данную сферу деятельности, и незнание их как заказчиками, так и поставщиками, приводит к многочисленным судебным процессам и большому количеству жалоб, подаваемых в контролирующий орган. В результате вышеизложенного происходит затягивание процесса заключения контракта, а зачастую даже срыв торгов, что может привести к необратимым последствиям.

Так, например, государственным заказчиком размещен заказ на оказание услуг по обеспечению питанием для стационарных учреждений, подведомственных государственному заказчику. Разрабатывая Техническое задание, государственный заказчик не в полной мере установил требования к качеству продуктов, к их безопасности, а также к размерам, упаковке, отгрузке товара и иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого питания потребностям такого заказчика, что привело к двусмысленному толкованию таких требований.

На участие в рассматриваемом аукционе было подано более 10 заявок, однако в ходе рассмотрения первых частей заявок, поданных участниками размещения заказа на участие в открытом аукционе в электронной форме, аукционной комиссией государственного заказчика принято решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме более чем половине участников размещения заказа, подавших заявки.

Основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в аукционе явилось неправильное указание таких характеристик предлагаемого товара, как размер поставки (фасовка) и упаковка (материал), а также качество (в документации об аукционе указывались ГОСТы, не соответствующие требуемому продукту).

Указанные обстоятельства послужили поводом обращения участников размещения заказа, которым отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, в контролирующий орган, а затем и в арбитражный суд. Процедуры обжалования действий (бездействия) государственного заказчика, его аукционной комиссии, а затем обжалования ненормативных правовых актов контролирующего органа государственным заказчиком привели к срыву оказания услуг по организации питанием стационарных учреждений, подведомственных государственному заказчику.

С целью предотвращения рассматриваемой ситуации необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, необходимо выбрать, в какой форме размещать заказ. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Следовательно и ответственность за принятие решения о способе размещения заказа на оказание услуг по кейтерингу для государственных или муниципальных нужд с нарушением требований, предусмотренных Законом о контрактной системе, несет исключительно заказчик или уполномоченный орган, точнее соответствующее должностное лицо (статья 7.29 КоАП РФ).

В случае размещения заказа, где начальная (максимальная) цена составляет сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 тыс. рублей), заказчик вправе заключить контракт (договор) на оказание рассматриваемых услуг без проведения торгов.

В случае же, если цена контракта на оказание услуг по обеспечению питанием, приготовленным в другом месте, для государственных или муниципальных нужд не превышает 500 тыс. рублей, заказчик также вправе не проводить торги, а заключить контракт по результатам размещения такого заказа путем запроса котировок цен.

При этом указанными способами (у единственного исполнителя, путем запроса котировок) такие заказы на оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать на вышеуказанные суммы в течение квартала. Во всех остальных случаях заказчик размещает заказ на рассматриваемые услуги исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме либо закрытого аукциона в силу следующего.

В соответствии Законом о контрактной системе размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии Законом о контрактной системе.

Таким образом, размещение заказа на закупку услуг по кейтерингу осуществляется путем проведения торгов исключительно в форме открытого аукциона в электронной форме либо закрытого аукциона.

Во-вторых, при контрактной системе на оказание рассматриваемых услуг государственный заказчик обязан больше внимания уделить именно Техническому заданию, поскольку одним из важнейших этапов процедуры размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд является процедура отбора участников размещения заказа на стадии принятия решения о допуске к участию в торгах участника размещения заказа либо отказе в таковом, а основным критерием допуска участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в электронной форме является требуемое заказчику качество товаров (работ, услуг).

Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям Закона о контрактной системе. Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Также не допускается включать в документацию об аукционе (в т. ч. в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в т. ч. требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы), а также требования к его деловой репутации, о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о контрактной системе.

Установление требований к качественным, техническим и иным характеристикам продуктов питания – очень ответственный момент составления документации. При описании характеристик продукции должны соблюдаться определенные правила.

Во-первых, описание продукции должно быть настолько подробным, чтобы по результатам закупки заказчик смог получить именно ту продукцию, которая ему требуется. Но такая конкретизация не должна ограничивать конкуренцию между участниками размещения заказа. Проработка требований к качеству, техническим и иным характеристикам является основной задачей заказчика. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон о качестве пищевых продуктов) пищевые продукты подлежат подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании. В первую очередь, это Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Подтверждение соответствия пищевых продуктов требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, принимаемой согласно действующему законодательству РФ о техническом регулировании. Некоторые заказчики устанавливают в Техническом задании требование о соответствии продукции различным ГОСТам. Следует иметь в виду, что даже если ГОСТ носит добровольный характер, но тем не менее заказчик установил требование о соответствии продуктов питания такому ГОСТу, он становится обязательным к применению в данных конкретных правоотношениях по размещению заказа.

При описании в Техническом задании продуктов питания правильным является не только указание на нормативный документ, определяющий качество товара (ГОСТ либо технический регламент), но и непосредственное установление требуемых заказчику характеристик.

В случае если заказчик указывает только наименование товара и ссылку на ГОСТ, не всегда вполне ясно, с какими именно характеристиками заказчику требуются продукты. Кроме того, если заказчик не устанавливает характеристик, то и участник в заявке в таком случае не обязан давать какие-либо предложения по показателям (характеристикам). Ему достаточно только выразить согласие на поставку товара (это касается проведения открытого аукциона в электронной форме).

Следует отметить, что отсутствие какого-либо точно го значения по отдельным характеристикам указывает на отстраненное отношение заказчика к качеству закупаемой продукции. В такой ситуации определить конкретный товар и его качественные характеристики, к сожалению, удастся только лишь при исполнении контракта.

С другой стороны, если в Техническом задании отсутствует указание на ГОСТ или технический регламент, это вовсе не означает, что поставляемый товар не должен им соответствовать. В силу пункта 4 статьи 469 ГК РФ, если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. Также в рамках этой статьи заказчик имеет право включить в Техническое задание условие о том, что продукция должна соответствовать повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке. Но такие повышенные требования могут устанавливаться только в сторону улучшения качества продукции.

Например, Техническое задание на поставку сыра может содержать следующие показатели.

  1. Сыр жирный плавленый копченый ломтевой, массовая доля жира в сухом веществе не менее 30%.
  2. Сыры сычужные зрелые жирные мелкие твердые (массовая доля влаги в обезжиренном веществе сыра от 49,0 до 56,0% включительно, массовая доля жира в перерасчете на сухое вещество 45,0–59,9% включительно) в ассортименте.
  3. Поставляемый товар должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ГОСТ Р 526852006, ГОСТ Р 526862006 «Сыры. Общие технические условия».
  4. Остаточный срок годности на момент поставки должен составлять не менее 75% от срока годности, установленного производителем.

В данном примере именно эти показатели являются определяющими соответствие предмета поставки требованиям заказчика. Кроме того, указание диапазона содержания жира и влаги в составе сыра определяет его сорт и является конкретным показателем товара. Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 526862006 сыры и сырные продукты в зависимости от массовой доли влаги в обезжиренном веществе подразделяются на:

  • мягкие;
  • полутвердые;
  • твердые;
  • сверхтвердые;
  • сухие.

При этом следует отметить, что в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа достаточно указать только согласие, так как диапазоны содержания жира и влаги в документации об аукционе соответствуют требованиям ГОСТа, определяют сорт сыра и не подразумевают указания участником точного значения.

При формировании заказа (лота) необходимо обращать внимание на следующий фактор: не ограничивает ли структура лота конкуренцию между участниками размещения заказа (на рынке должны быть поставщики, которые оказывают весь спектр услуг по приготовлению пищи), а понятие одноименности товаров, работ, услуг призвано ограничить процедуры размещения заказов заказчиками без проведения торгов.

Для целей соблюдения требований антимонопольного законодательства необходимо соблюдать принципы разделения заказа на лоты, которые призваны расширить конкуренцию среди участников размещения заказа и оградить заказчика от претензий со стороны контрольных органов. В частности, к ним можно отнести следующие:

  • разделение заказа по территориальному принципу (например, поставка продуктов питания в школы разных муниципальных районов (соответственно лоты могут быть выделены как по школам, так и различным районам));
  • выделение периодов поставки (например, поставка выпечки в I квартале, поставка мучных изделий во II квартале и т. д.). Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки.

В случае если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств).

При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии Законом о КС.

Также запрещается устанавливать (включать) в документацию об аукционе указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Особое внимание в Техническом задании также должно уделяться описанию требований к упаковке товара, которая должна обеспечивать сохранение качества и безопасности пищевых продуктов при их хранении, перевозках и реализации. Об этом говорится в части 1 статьи 18 Закона о качестве пищевых продуктов.

Отдельно следует оговаривать в Техническом задании требования к сроку годности продуктов питания. Срок годности должен определяться на дату поставки, к примеру, составлять не менее 90% установленного срока годности. Таким образом, должностные лица государственного заказчика, уполномоченного органа строго ограничены законодательством РФ о контрактной системе в части установления тех или иных требований к качеству продуктов, к их безопасности, к размерам, упаковке, отгрузке таких продуктов и иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого питания потребностям заказчика.

Далее рассмотрим пример Технического задания, подходящий как для размещения заказа в форме открытого аукциона в электронной форме, так и для запроса котировок цен. Как показывает правоприменительная практика, ни один субъект РФ не обходится без размещения заказов на оказание услуг по организации питания для медицинских учреждений. Именно этот вопрос и рассмотрим на примере технического задания.

С 1 июля 2016 года при описании объекта закупки заказчики обязаны использовать требования технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством о техническом регулировании и документами национальной системы стандартизации. Эти требования установил Федеральный закон № 104 от 05.04.2016.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Подписаться

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Техническое задание на оказание услуг по организации питания .docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру»

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль