В чем их преимущество конкурентных закупок перед другими способами закупок. Какие процедуры считаются конкурентными, и чем они отличаются друг от друга, об рассказали в статье.
Что такое конкурентная закупка
Конкурентная закупка – это процесс, при котором за право заключить контракт борются несколько участников, соперничая при этом между собой. Главный результат проведения конкурентной процедуры – снижение цены заключаемого контракта. Для проведения конкурентных закупок необходимо внести предполагаемую закупку в план-график закупок и подготовить документы для размещения закупки в ЕИС.
Помимо конкурентных закупок у заказчика есть возможность закупить товар в соответствии с пунктами статьи 93 44-ФЗ – закупки у единственного поставщика. Такие закупки не являются конкурентными, так как заказчик заранее выбирает поставщика, с которым будет заключен контракт.
Преимуществом конкурентной закупки будет возможная экономия денежных средств в результате снижения НМЦК и возможность использовать экономию для нужд заказчика. Преимуществом неконкурентной закупки будет то, что заказчик не получает «кота в мешке», а может выбрать надежного поставщика, много раз исполнявшего все обязательства без штрафных санкций.
Виды конкурентных закупок
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе, существует 4 метода определения поставщика конкурентным способом.
Электронный аукцион
Это самый удобный и популярный способ определения победителя конкурентных процедур. Подавляющее большинство закупок должно осуществляться именно таким способом. Главное отличие электронного аукциона от остальных типов закупки – победителем будет признан участник, предложивший в ходе торгов самую низкую цену. Единственный критерий электронного аукциона – цена контракта. Если же аукцион опустился ниже 0,5% НМЦК, то говорят, что такой аукцион идет «на повышение».
В этом случае участники бьются за право заключения контракта. Победителем будет признан участник, предложивший наиболее высокую цену за такое право. В зависимости от типа закупаемой продукции аукционы подразделяются на открытые -информация размещается в ЕИС и в прочих информационных источниках. Она не является тайной, и любой человек, даже если он не является участником закупочных процедур, может ознакомиться с такой информацией, так как она находится в свободном доступе.
Закрытый аукцион – конкурентная процедура, при которой сведения о товарах, работах или услугах ,которые необходимо закупить, не всегда размещаются в ЕИС и иных источниках. Заказчик сам приглашает поставщиков принять участие в такой процедуре.
Конкурс
Конкурс – конкурентная процедура, при которой победителем признается участник, который предложит максимально лучшие условия исполнения контракта. Главной особенностью конкурсов является наличие критериев оценки заявок, которые выражены в процентах и имеют свои формулы расчета. То есть критерии победы в конкурсе – совокупность качественных условий, которые может предложить победитель, и цены, по которой предлагается заключить контракт (критериев может быть больше).
В качестве основного критерия в конкурсах очень часто выступает квалификация участника - наличие опыта по исполнению подобных контрактов, квалификация сотрудников и тд. Такой критерий вполне может иметь значимость 70% и выше. По аналогии с электронными аукционами конкурсы также могут быть открытыми и закрытыми, и помимо этого конкурсы могут быть двухэтапными, либо с ограниченным участием.
Запрос котировок в электронной форме
Очень популярный способ закупок среди заказчиков, особенно в регионах, где присутствуют централизованные закупки. На данный момент максимальная цена лота в запросе котировок не должна превышать 500 тысяч рублей, но с 01.10.2020 года эта величина вырастет до 3 миллионов рублей. Контракт можно заключать на восьмой день с даты размещения протокола.
Отличие запроса котировок – заявка состоит из одной части, и ценовое предложение участник объявляет сразу при подаче заявки, хотя заказчик его не видит. То есть у участников отсутствует возможность торговаться в ходе процедуры запроса котировок. Единственный минус такого закупочного способа – годовой объем таких закупок не должен превышать 10% СГОЗа заказчика и не должен составлять более 100 млн. рублей.
Запрос предложений
Самый непопулярный способ определения поставщика, который в скором времени планируется упразднить. Информация сообщается неограниченному кругу лиц, а побеждает тот, чье предложение наилучшим образом удовлетворит требованиям заказчика в части соответствия требованиям к товарам, работам или услугам. Имеет очень ограниченный перечень возможности использования заказчиками, поэтому практически не применяется. Отменить такую процедуру в соответствии с 44-ФЗ нельзя.