Реформа государственного и муниципального заказов

26154
О том, каких результатов удалось добиться в рамках проведения реформы государственного и муниципального заказов, пойдет речь в данной статье, которая подготовлена на основе материалов доклада...

Источник: журнал "Госзакупки.ру Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"

Реформа государственного и муниципального заказовДоронкин А.С. - ведущий советник отдела государственных закупок Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития

Реформа государственного и муниципального заказовКатамадзе А.Т. - заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации

О том, каких результатов удалось добиться в рамках проведения реформы государственного и муниципального заказов, пойдет речь в данной статье, которая подготовлена на основе материалов доклада к Коллегии Минэкономразвития России «О поправках в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и подходах к формированию федеральной контрактной системы», состоявшейся 20 ноября 2009 г.

Предпосылки и идеология

Информационное обеспечение размещения заказов

2007 год

2008–2009 гг

Переход на электронные аукционы

Почему ограниченное количество электронных площадок

Некоторые планы на будущее

Предпосылки и идеология

Действовавшее до 1 января 2006 г. законодательство в сфере государственного и муниципального заказа не позволяло создавать условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, предоставляя практически неограниченные возможности для злоупотреблений путем размещения заказов у “своих” поставщиков, что порождало всевозможные злоупотребления и коррупцию, существенно ограничивало возможности широкого круга участников в получении заказов.

Разрозненность правил и процедур закупок на каждом уровне государственного управления, возможность устанавливать любые произвольные требования к участникам торгов и, как следствие, отсутствие конкуренции и высокий уровень коррупции, отсутствие общедоступных источников информации о торгах – характеристика законодательства, действовавшего до вступления в силу с 1 января 2006 г. Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”Реформа государственного и муниципального заказов (далее – Закон № 94-ФЗ).

Закон № 94-ФЗ принципиально изменил систему госзаказа. Его ключевыми характеристиками являются следующие положения:

• максимальная информационная открытость. Установлена обязательность размещения на официальных сайтах в сети Интернет всей информации о размещении заказов (от извещения до заключения и исполнения контракта). Предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, исключающего их участие в госзаказе;

• установлен закрытый перечень требований к участникам торгов – наряду с введением прозрачных администрируемых и формализованных требований к участникам торгов (наличие правоспособности, наличие лицензии и т. д.), произвольные квалификационные требования к участникам торгов заменены на финансовые гарантии исполнения контрактов (административная произвольная предквалификация заменена на экономическую предквалификацию).

• предусмотрен закрытый перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика, исключены такие субъективные понятия, как “срочность закупки”, “крайняя необходимость закупки” без процедур торгов, что до введения в действие Закона № 94-ФЗ позволяло заказчикам произвольно принимать решения о закупке у единственного поставщикаРеформа государственного и муниципального заказов;

• введена новая форма торгов – аукцион, в т. ч.электронныйРеформа государственного и муниципального заказов, исключающий субъективизм при оценке со стороны государственных и муниципальных заказчиков предложений участников торгов. При проведении аукциона заказчик изначально формулирует в документации о торгах все необходимые требования к качеству продукции и условиям поставки. В случае если предложение участника торгов не соответствует требованиям к качеству, установленным заказчиком, данный поставщик не допускается к участию в торгах, независимо от предлагаемой им цены. Если же поставщик предлагает товар, услугу заданного качества, он конкурирует по цене контракта без применения каких-либо субъективных оценок и допусков;

• установлено требование о неизменности условий заключенных контрактов. Законодательство, действовавшее до принятия Закона № 94-ФЗ, позволяло произвольно изменять любые условия контрактов при их исполнении, в т. ч. и цены контракта, что фактически означало фиктивность процедур торгов и приводило к неконтролируемому росту стоимости контрактов;

• установлена административная процедура обжалования действий заказчикаРеформа государственного и муниципального заказов, которые ущемляют права и законные интересы участников торгов. До принятия Закона № 94-ФЗ результаты конкурса можно было обжаловать только в суде в ходе длительной судебной процедуры. К моменту вынесения судебного решения контракт мог быть уже исполнен, что фактически означало невозможность реального обжалования недобросовестных и коррупционных действий заказчиков на торгах. Кроме того, введена административная ответственность должностных лиц государственных заказчиков за нарушения требований законодательства о размещении заказов.

Первые экономические эффекты от принятия таких решений – это резкое снижение стоимости закупок, особенно на аукционах при сохранении качества закупок.

За период действия Закона № 94-ФЗ экономия бюджетных средств при закупках для государственных нужд в 2006 г. составила около 107 млрд руб., в 2007 г. – около 167 млрд руб., а в 2008 г. – уже около 214 млрд руб.

Следует отметить, что наибольшая экономия бюджетных средств достигается по результатам проведения открытых аукционов.

По данным Росстата, в 2008 г. при размещении заказов для государственных нужд путем проведения аукционов экономия составила 15,35%, в т. ч. по распорядителям средств федерального бюджета – 16,74%, по распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 14,47%

Всего (с учетом экономии на муниципальном уровне) за три года действия Закона № 94-ФЗ бюджеты получили дополнительно сэкономленных около 500 млрд руб. Данные средства были потрачены на закупки важнейших видов продукции, за счет чего реальный сектор экономики получил дополнительную поддержку на конкурентных принципах. Такая экономия была получена в первую очередь за счет того, что при допуске на госзаказ произвольные требования чиновников заменены на финансовое обеспечение качественного исполнения контракта (административная предквалификация заменена на экономическую).

Таким образом, Законом № 94-ФЗ предусмотрена предквалификацияРеформа государственного и муниципального заказов, но она зависит не от субъективного мнения чиновника, а от экономической возможности компании исполнить контракт.

На заметку

Экономическая предквалификация реализуется следующим образом:

◆◆ в документации о торгах заказчик устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), а также иные характеристики соответствия товаров (работ, услуг) потребностям заказчика. То есть заказчик в документации о торгах устанавливает, “что купить”, а “не у кого купить”;

◆◆ организация – участник размещения заказа описывает в заявке на участие в торгах качество товаров, работ, услуг, соответствующее требованиям заказчика. Если участник размещения заказа предлагает в заявке товары (работы, услуги), не отвечающие требованиям заказчика, то такой участник размещения заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ не допускается к участию в торгах;

◆◆ все допущенные к участию в торгах участники (предложившие к поставке/выполнению товары (работы, услуги), соответствующие потребностям заказчика) конкурируют по цене, и победителем определяется участник, предложивший наименьшую стоимость товаров (работ, услуг). Таким образом, участвуют в торгах только те участники, предложение которых полностью соответствует требованиям заказчика, а по итогам торгов определяется победитель, предложивший наименьшую стоимость контракта. При этом Законом № 94-ФЗ предусмотрены экономические механизмы защиты от недобросовестных действий участников размещения заказа (в т. ч. от демпинга):

• к участию в торгах допускаются только те участники, которые внесли денежные средства в качестве обеспечения своей заявки в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, если участник откажется от подписания контракта, то он теряет указанные денежные средства, а контракт заключается с участником, занявшим второе место. При этом проведения новой процедуры торгов не требуется;

• до подписания контракта победитель торгов должен представить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств либо финансового обязательства третьей стороны, которая поручится за исполнение контракта победителем торгов (банк, крупный поручитель). При этом в случае неисполнения обязательств по контракту поставщик (подрядчик) теряет до 30% от стоимости контракта.

Таким образом, Законом № 94-ФЗ предусмотрена жесткая экономическая мотивация исполнителей контракта выполнять обязательства по государственным и муниципальным контрактам добросовестно. Данный подход применим в большинстве случаев закупок. Исключением являются те работы, предмет которых сложно описать, например НИОКР, консалтинговые услуги, экспертиза и т. д., где по этой причине есть субъективная оценка. Вместе с тем, существующий механизм оценки также требует совершенствования, в частности сейчас совместно с различными экспертами обсуждается вопрос о замене произвольной субъективной оценки с ограниченным весом (45%) на перечень прозрачных и администрируемых критериев, в т. ч. предквалификационных. Эта работа ведется, однако решение этих вопросов требует определенного времени, так как носит сугубо отраслевой, а не универсальный характер.

⇑ В оглавление

Информационное обеспечение размещения заказов

Одно из значимых достижений законодательства – это развитое информационное обеспечение размещения заказов, за счет которого обеспечивается один из важнейших принципов Закона № 94-ФЗРеформа государственного и муниципального заказов – открытость и прозрачность госзаказа. Следует отметить, что развитие информационной инфраструктуры госзаказа позволило любому поставщику или иному заинтересованному лицу отследить ход закупки от момента ее объявления и до завершения срока действия контракта. Процедура обжалования действий заказчиков, а также недобросовестное исполнение обязательств поставщиками также оснащены надлежащим информационным обеспечением. Указанная информация размещается на официальных сайтах в сети Интернет в четко определенные Законом № 94-ФЗ сроки. Благодаря Закону № 94-ФЗ Интернет стал главным источником информации о государственных и муниципальных закупках в России.

В настоящее время в российском сегменте сети Интернет функционирует 83 сайта о закупках субъектов Российской Федерации, а также около 1500 сайтов муниципальных образований

Следует отметить, что на этом развитие информационного обеспечения в госзаказе не останавливается, поскольку уже в 2011 г. В эксплуатацию будет введен общероссийский сайт для размещения информации о закупках заказчиков федерального, регионального и муниципального уровня. Указанная мера обеспечит значительное расширение информационного поля системы государственных и муниципальных закупок.

Общероссийский информационный ресурс о закупках создаст благоприятные условия для поставщиков регионального и муниципального уровня, поскольку увеличит возможности для поиска информации о размещении заказов в границах определенного субъекта Российской Федерации.

Также будет обеспечен единый формат предоставления информации о закупках, чего не хватает в настоящее время и что практически недостижимо в условиях ныне существующей многоуровневой системы официальных сайтов.

Формально, следуя требованиям законодательства о размещении заказов, официальные сайты содержат информацию о размещаемых заказах.

Однако формат предоставления таких данных и формат сведений о промежуточных результатах торгов и выборе победителя практически на каждом официальном сайте имеет свои особенности. Также следует отметить существенные различия официальных сайтов в части организации системы поиска информации – во многих случаях такая система не предусматривается, что не обеспечивает доступ участников размещения заказов к необходимой информации. Сочетание этих факторов не способствует обеспечению открытости и доступности информации для участников размещения заказа. Также достаточно остро стоит вопрос контроля над размещением такой информации на официальных сайтах.

Программное обеспечение многих сайтов не предусматривает функцию фиксации даты размещения информации на сайте и ее неизменяемость, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны заказчиков.

⇑ В оглавление

2007 год

В ходе правоприменительной практики за год работы Закона № 94-ФЗ был выявлен ряд проблем, в связи с чем возникла необходимость его совершенствования по следующим основным направлениям.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007 указывалось на то, что “…надо навести порядок и с заключением государственных контрактов. Полностью перейти на такую систему договоров, при которой стоимость государственного заказа не менялась бы в течение всего периода его исполнения. При распределении государственных заказов – в подавляющем большинстве случаев перейти на аукционную систему”.

Предусмотренное в ранее действующей редакции Закона № 94-ФЗ право заказчиков самостоятельно определять способ торгов, между конкурсом и аукционом, привело к злоупотреблениям, в т. ч. при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства

Конкурс отличается от аукциона тем, что при конкурсе победитель определяется по ряду критериев (цена, срок, качество и т. п.). При аукционе победитель определяется только по наименьшей цене, при этом все необходимые требования по качеству и срокам изначально устанавливаются заказчиком.

В первое время действия Закона № 94-ФЗ не были установлены предельные весовые значения критериев оценки заявок на участие в конкурсе, что позволяло заказчикам определять победителей исходя из своих субъективных предпочтений и оценок. Такое положение вещей приводило к тому, что торги в ряде случаев превратились в формальность. В конкурсах заказчик мог предусматривать критерии оценки, при которых победа аффилированной с заказчиком организации была обеспечена, а аукцион, как наиболее прозрачный механизм, исключающий субъективизм при оценке заявок, госзаказчиками практически не применялся.

Решением данных проблем стали поправки, устанавливающие требование о том, что размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должно осуществляться на аукционе (исключение – особо опасные и технически сложные объекты, заказы на которые могут размещаться как на конкурсе, так и на аукционе), а также установление предельных весовых значений субъективных критериев оценки заявок при проведении конкурсов.

В связи с переводом большинства строительных заказов на аукцион для крупных строительных объектов (стоимостью свыше 50 млн руб.) в Законе № 94-ФЗ была предусмотрена возможность проведения прозрачного предварительного квалификационного отбора участников аукциона.

Участник допускается к аукциону только в том случае, если он располагает опытом в проведении соответствующего строительства за последние 5 лет и документально (актами приемки и введения в эксплуатацию) способен подтвердить, что выполнял не менее 20% объема аналогичного строительства на конкретном объекте. Данная норма обеспечивает единство требования допуска на основании данных о фактически построенных и сданных объектах.

Другой проблемой, возникшей в первое время действия Закона № 94-ФЗ, стало произвольное изменение условий исполнения контракта независимо от результатов торгов.

Такие действия были возможны из-за отсутствия жесткого запрета на изменение условий контракта, в т. ч. цены контракта, а также из-за отсутствия административной ответственности за такие изменения.

Для решения указанных проблем в Закон № 94-ФЗ были внесены соответствующие поправки, которые четко определили неизменность цены контракта, а также то, что оплата исполнителю по контракту осуществляется по предусмотренной контрактом цене.

Для обеспечения полноценного контроля за исполнением норм Закона № 94-ФЗ и установления ответственности за их нарушения были внесены изменения в КоАП РФРеформа государственного и муниципального заказов, предусматривающие административную ответственность государственных и муниципальных заказчиков, а также членов комиссий за несоблюдение требований, установленных Законом № 94-ФЗ

В частности, была предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе размещения заказа с нарушением положений Закона № 94-ФЗ, нарушение сроков размещения информации о закупках в официальных источниках ее опубликования, размещение информации о закупках с нарушениями требований Закона № 94-ФЗ, нарушение порядка представления документации о торгах, порядка разъяснения документации, приема заявок, нарушение процедурных действий (вскрытие конвертов, проведение аукциона, порядок отбора участников торгов, отказ в допуске по основаниям, не предусмотренным Законом № 94-ФЗ), нарушение требований к содержанию протоколов, составляемых в ходе процедуры размещения заказа, неразмещение информации о закупках, подлежащих такому размещению, а также ряд других нарушений.

По мере накопления правоприменительной практики в КоАП РФ вносились иные изменения. Так, в 2009 г. КоАП РФ в части ответственности за нарушения Закона № 94-ФЗ был существенно усовершенствован, в т. ч. были введены дифференцированные санкции за нарушения в зависимости от размера размещаемого заказа или в зависимости от степени грубости нарушения. Например, за один день просрочки размещения на сайте протокола, составляемого в ходе процедуры размещения заказа, в отношении физического лица, допустившего нарушение, предусмотрен штраф 3 тыс. руб. При этом за нарушение сроков более чем на два дня – 30 тыс. руб. За счет поправок в КоАП РФ положения Закона № 94-ФЗ заработали в полную силу. Кроме того, предусмотренная Законом № 94-ФЗ административная процедура обжалования участниками размещения заказа действий государственных и муниципальных заказчиков, а также членов комиссий дала возможность предпринимателям эффективно защищать свои права, которые нарушены в результате незаконных действий указанных лиц, до заключения государственного или муниципального контракта.

За 2006–2009 гг. показатели количества поступивших жалоб представлены в таблице (на примере работы ФАС России). Таким образом, резкий рост количества поступающих жалоб подтверждает доверие предпринимателей к новой системе государственного заказа. При этом больше половины жалоб предпринимателей признаются обоснованными.

Законом № 94-ФЗ в качестве дополнительного инструмента, направленного на защиту заказчиков от действий недобросовестных поставщиков, предусмотрен реестр недобросовестных поставщиков

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контрактов по результатам процедур размещения заказа, либо не исполнивших свои контрактные обязательства и контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке.

Кроме того, изменения, внесенные в Закон № 94-ФЗ в 2007 г., позволили учесть особенности, связанные с закупкой отдельных видов продукции. В частности, законодательно введены процедуры, учитывающие особенности размещения заказа на создание произведений литературы и искусства, например выбор сценариев для кинофильма. Учитывая, что создание произведений литературы, искусства, в т. ч. аудиовизуальных произведений, а также их исполнение, включая театральные постановки, отличаются творческим характером от создания иных видов продукции или оказания услуг, специфика закупки такой “продукции” нашла отражение в отдельной главе, введенной в Закон № 94-ФЗ.

Также установлены особенности проведения процедур по отдельным видам работ (по техническому обслуживанию, ремонту техники и оборудования, оказанию услуг связи и юридических услуг), когда допускается не фиксировать объем закупки.

Установлено право заказчика заключать контракт с несколькими поставщиками (исполнителями) в случае размещения заказа на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, на поставку технических средств реабилитации инвалидов.

Частично урегулирован вопрос об использовании экономии, возникающей в связи с проведением торгов, – заказчику дано право без проведения торгов увеличить количество поставляемых товаров на сумму экономии, возникшей при проведении торгов. Предусмотрена возможность проведения запроса котировок без ограничения по цене в случае наличия обеспечительных мер суда о расторжении контракта с поставщиком и необходимости срочной закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения.

⇑ В оглавление

2008 - 2009 гг.

В этот период законодательство РФ о размещении заказов развивалось по двум основным направлениям. Первое – повышение качества государственного заказа, второе – переход на электронные аукционыРеформа государственного и муниципального заказов.

Повышение качества государственного заказа

Данная задача, на наш взгляд, предполагает два основных направления работы. Первое – как было указано ранее, Законом № 94-ФЗ административная предквалификация заменена на экономическую, которая зависит не от субъективного мнения заказчика, а от экономической возможности компании исполнить контракт.

Однако имелись факты недобросовестного исполнения такими победителями своих обязательств в связи с тем, что до недавнего времени в госзаказе действовали неудовлетворительные финансовые инструменты защиты заказчика как страхование ответственности. Основными проблемами со страхованием являлось то, что страхование ответственности не покрывает умысел (если страховой случай наступил по вине поставщика) и что нет безусловного списания в пользу заказчика в отличие от банковских гарантий и финансовых поручительств. В некоторых случаях это провоцировало приход ненадежных поставщиков и демпинг на госзаказе, которые с легкостью могли получить ни к чему не обязывающую страховку.

С августа 2009 г. вступили в действие поправки, исключающие страхование ответственности на электронных аукционах, что более не позволит фирмам-однодневкам принять участие в госзаказе.

При проведении обычных аукционов и конкурсов заказчику дано право не принимать страховку, если это прямо будет прописано в документации о торгах.

В будущем страхование ответственности как форму обеспечения исполнения контракта предлагается исключить полностью из Закона № 94-ФЗ, сохранив только банковские гарантии, поручительства крупных финансово надежных компаний и залог самого поставщика. Поручительство является новым видом финансовых гарантий (норма принята в августе 2009 г.), использование которого по надежности сопоставимо с банковскими гарантиями и обеспечением денежными средствами. В Законе № 94-ФЗ определены требования к поручителям, перечень представляемых вместе с договором поручительства документов и порядок их оформления.

Поручителями может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, капитал и резервы которого по данным бухгалтерской отчетности составляют не менее 300 млн руб. и для которого размер поручительства не превышает 10% от указанных капитала и резервов.

Второе – это нормативное закрепление типовых контрактов, учитывающих отраслевую специфику поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, поскольку государственный (муниципальный) контракт является основным документом, который определяет права, обязанности, порядок взаимодействия, иные отношения заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), связанные с исполнением государственного или муниципального заказа. Разработка типовых контрактов позволит, на наш взгляд, обеспечить переход к закупке инновационной продукции, повысить качество осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, что затруднительно в отсутствии типовых требований по видам товаров, работ и услуг с описанием функциональных и качественных характеристик закупаемой продукции, ориентированным в т. ч. на инновационную продукцию.

Кроме того, использование типовых форм контрактов позволит сократить количество ошибок со стороны государственных и муниципальных заказчиков при их составлении, оптимизировать временные и трудовые затраты на подготовку документации о торгах, будет способствовать сокращению количества возможных нарушений законодательства со стороны государственных и муниципальных заказчиков при заключении и исполнении контрактов. Такая работа должна вестись всеми профильными ведомствами, и примеры реализации такого подхода уже есть, в частности в 2009 г. при разработке постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 “Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд”Реформа государственного и муниципального заказов.

⇑ В оглавление

Переход на электронные аукционы

Закупки товаров, работ, услуг на электронных аукционахРеформа государственного и муниципального заказов представляются наиболее эффективным и перспективным способом обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку при проведении электронных аукционов обеспечивается максимальный уровень конкуренции и, как следствие, максимальная экономия бюджетных средств, минимизируется возможность для сговора участников аукциона и возможности для злоупотреблений со стороны заказчиков путем административного вмешательства в процедуры отбора поставщиков.

Законом № 94-ФЗ предусмотрена следующая схема проведения электронных аукционов. Процедура подачи заявки участниками торгов разделена на две части. В первой – участник указывает только товары, работы, услуги, которые он будет поставлять, и только после того как все ценовые предложения сделаны, перед заключением контракта осуществляется второй допуск (подача второй части заявок), когда уже раскрывается информация об участнике и осуществляется проверка компании. Если речь идет, например, о строительстве, должен быть акт сдачи в эксплуатацию объекта, акт ввода его в эксплуатацию (в электронном виде) и т. д. Таким образом, участники, которые не желают раскрывать информацию о себе, вступать в сговор, не хотят, чтобы на них оказывали административное давление, получают такую возможность на электронных аукционах.

Согласно новой процедуре при проведении электронного аукциона не предполагается бумажного документооборота между заказчиками, участниками и электронной площадкой, включая заключение государственного или муниципального контракта, так же, как не предполагается посещение заказчиками или предпринимателями данных площадок в принципе. Весь документооборот – исключительно электронный, для чего требуется получение электронной цифровой подписиРеформа государственного и муниципального заказов.

Для полномасштабного перехода на открытые аукционы в электронной форме в Закон № 94-ФЗ были внесены изменения об обязательном проведении электронных аукционов:

◆◆ с 1 января 2010 г. федеральными заказчиками (по перечню, установленному распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р);

◆◆ с 1 июля 2010 г. федеральными заказчиками (по всему аукционному перечню, установленному распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р);

◆◆ с 1 января 2011 г. региональными и муниципальными заказчиками (по всему аукционному перечню, установленному распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р)

Вся информация о порядке получения ЭЦП и работе с электронными площадками, разъяснения, рекомендации и пр. размещены на сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru.

⇑ В оглавление

Почему ограниченное количество электронных площадок

Отбор пяти электронных площадокРеформа государственного и муниципального заказов, которые будут осуществлять свою деятельность в соответствии с едиными регламентами функционирования, предусмотренных соглашением о функционировании между площадками и организаторами отбора, единой системой контроля за площадками, единой интегрированной сетью удостоверяющих центров, едиными стандартами информационной безопасности, позволит создать наиболее благоприятные условия для привлечения большего числа участников размещения заказа и формирования более конкурентной среды при проведении открытых аукционов в электронной формеРеформа государственного и муниципального заказов.

⇑ В оглавление

Некоторые планы на будущее

В рамках проводимой работы по совершенствованию законодательства о госзаказе необходимо еще проработать многие вопросы, в числе ключевых на сегодняшний день, на наш взгляд, следующие:

• обеспечение нормальной детальной регламентации работы электронных площадок и проведения электронных аукционов. В настоящее время идет разработка более 10 регламентов работы электронных площадок, включающих все инструкции и правила, начиная от требований к функциональности площадок и заканчивая регламентами выдачи ЭЦПРеформа государственного и муниципального заказов, информационной и управленческой безопасности работы площадок, регламентами взаимодействия с контролирующими инстанциями. Переход на электронный документооборот предполагает перестройку всей системы госзаказа, это и подача электронных жалоб, и электронное подписание контрактов, и санкционирование оплаты по электронным контрактам и т. д.;

• внесение изменений в арбитражно-процессуальное законодательство в связи с необходимостью сокращения сроков судебной процедуры расторжения государственных и муниципальных контрактов;

• введение Единого общероссийского портала государственных и муниципальных закупок, единого реестра государственных и муниципальных контрактов и обеспечения взаимоувязки двух главных информационных ресурсов между собой, а также со всеми электронными площадками;

• совершенствование законодательства о госзаказе по тем видам закупок, которые предполагают субъективную и много факторную оценку при проведении конкурсов, в т. ч. установление в некоторых случаях прозрачных предквалификационных требований. В частности, такая работа сейчас ведется по направлению НИОКР и будет вестись по иным направлениям, особенно в случаях повышенной субъективной оценки;

• нормативное закрепление отдельных типовых контрактов (или требований к продукции), учитывающих отраслевую специфику поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в т. ч. ориентированных на инновационную продукцию;

• создание мотивации государственных и муниципальных заказчиков путем введения системы премирования должностных лиц государственных заказчиков, эффективно размещающих заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

• упрощение порядка расходования экономии бюджетных средств, достигнутой в результате проведения конкурентных процедур размещения заказа на иные закупки (повышение самостоятельности государственных и муниципальных заказчиков к перераспределению экономии по видам расходов);

• установление обязанности государственных и муниципальных заказчиков устанавливать санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов;

• полный отказ от применения страхования ответственности как вида обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов при проведении конкурсов и аукционов и т. д. 

⇑ В оглавление

В материале использованы ссылки:

  1. Интервью с И .Д. Димитровым "Где работает электронная цифровая подпись?"
  2. А. А. Шолкин "Правила получения сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи."
  3. М. Я. Евраев "Электронные аукционы в госзаказе становятся сегодняшним днем страны."
  4. Электронные площадки: проблемы и перспективы развития.
  5. А.С. Кипароидзе "Электронный аукцион: методика проведения."

Источник: журнал "Госзакупки.ру Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль