Особенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме

11713
С 1 января 2010 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р федеральные заказчики обязаны размещать заказы путем проведения электронных аукционов...

Из этой статьи вы узнаете:

  • особенности проведения электронных аукционов;
  • процедура проведения электронного аукциона;
  • выбор электронной площадки;
  • функции электронной площадки;
  • оператор электронной площадки;
  • отказ в допуске к аукциону.

У участников системы размещения государственного и муниципального заказа перспективы внедрения новой процедуры проведения электронного аукциона вызывают самые разные опасения. Среди них есть и связанные с проблемой обеспечения законности и прозрачности этого способа закупок и с вопросом разграничения ответственности между заказчиком и оператором электронной площадки

А.А. Пудов - заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.

С 1 января 2010 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р федеральные заказчики обязаны размещать заказы путем проведения электронных аукционовОсобенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме. Заказчики субъектов РФ и муниципальные заказчики вскоре также будут обязаны проводить электронные торги в порядке, установленном гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗОсобенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме).

Сама идея проведения открытых аукционов в электронной форме ориентирована в первую очередь на исключение возможности оказания административного давления на участников размещения заказа со стороны должностных лиц заказчика и невозможность предварительной договоренности между участниками о том, кто же станет победителем аукциона.

Многие заказчики уже знакомы с процедурой проведения электронных аукционов в порядке ст. 41 Закона № 94-ФЗОсобенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме. Для этого уже создано большое количество площадок,на которых осуществляется проведение аукционов в электронной форме. Однако в такой процедуре имеются существенные недостатки. Одним из главных является ограничение по начальной (максимальной) цене контракта в размере не более чем 1 млн руб., в связи с чем проведение подобных аукционов возможно только в случае размещения не очень крупных заказов.

Электронные площадки получили широкое распространение в субъектах Российской Федерации, и на таких площадках размещалась большая часть заказов для государственных и муниципальных нужд. При этом участники неоднократно обращались в ФАС России с жалобами на действия заказчика или оператора электронной площадки. Основным доводом жалоб являлась невозможность регистрации на участие в электронном аукционе или подачи предложения о цене в ходе проведения самого аукциона.

Однако представители заказчика и электронной площадки в один голос утверждали, что указанные проблемы были связаны исключительно со сбоями в подключении к сети Интернет самого участника и что площадка надежно функционирует и обеспечивает равный доступ к размещению заказа любому участнику.

Программно-аппаратные средства, с помощью которых проводятся электронные аукционы по ст. 41, зачастую принадлежат либо самому заказчику, либо иному аффилированному с ним лицу. Это позволяет недобросовестному заказчику не только не дать неугодному поставщику возможность подать предложение о цене контракта или зарегистрироваться, но и просто зайти на сайт электронной площадки. При этом ни у участника размещения заказа, ни у Комиссии ФАС России не окажется достаточно доказательств, подтверждающих недобросовестные действия заказчика или оператора электронной площадки.

Избежать подобных ситуаций, особенно при проведении электронных аукционов без ограничения начальной (максимальной) цены контракта, возможно только путем ограничения права заказчика на размещение заказов на аффилированных площадках. В связи с этим и было принято соответствующее решение об отборе пяти электронных площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме по новой процедуре, предусмотренной гл. 3.1 Закона № 94-ФЗОсобенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме.

На заметку

В настоящее время одним из основных нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов до сих пор остается необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.

Заказчики ищут любые, зачастую даже надуманные причины отказа неугодным участникам аукциона. Однако, с другой стороны, и сами поставщики научились получать заказы по более выгодной цене даже в том случае, если участие в аукционе принимает большое количество участников. “Договорные” аукционы, на которых предложение о снижении цены контракта поступает только от одного участника, получили широкое распространение на региональном и муниципальном уровнях, поскольку участники таких аукционов работают на одном рынке, давно знают друг друга и между ними существуют неформальные договоренности о том, кто и какой заказ будет исполнять. При этом требования Закона № 94-ФЗ не нарушаются, аукционы проводятся, контракты заключаются и исполняются, однако экономия бюджетных средств, которая могла бы быть направлена на иные, в т. ч. и социальные, нужды, не достигается. Решить эту проблему как раз и призваны открытые аукционы в электронной форме, проведение которых регламентируется гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ

Такая процедура обеспечивает невозможность принятия решения об отказе в допуске к участию в аукционе на основании субъективного мнения заказчика или его нежелания работать с тем или иным лицом. Ведь на этапе рассмотрения первых частей заявок он будет проверять лишь соответствие предложения участника требованиям его технического задания, не зная, от кого оно поступило. Также эта процедура исключает возможность административного давления на участника размещения заказа со стороны самого заказчика и сговора между поставщиками, ведь никто из участников не сможет узнать, кто именно дал то или иное предложение о цене контракта.

Предусмотренная гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ процедура проведения электронных аукционов должна исключить недобросовестные действия участников размещения заказа и заказчика. Однако это возможно только в случае строгого соблюдения всех требований Закона № 94-ФЗ, и в первую очередь оператором электронной площадки.

Частью 2 ст. 17 Закона № 94-ФЗОсобенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме предусмотрено, что деятельность операторов электронных площадок контролируется исключительно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. При этом положениями ст. 57 Закона № 94-ФЗОсобенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме установлено право рассмотрения жалобы на действия оператора электронной площадки при проведении электронного аукциона в порядке гл. 3.1 Закона № 94-ФЗОсобенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме только федеральным контролирующим органом. Приказом ФАС России установлено, что такие жалобы будут рассматриваться только в центральном аппарате этой службы.

Действия операторов площадок, которые могут быть обжалованы в ФАС России, можно разделить на две группы.

Первая – отказ в аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке. Основанием для него может служить отсутствие у участника легитимной электронно-цифровой подписиОсобенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме, которую принимает площадка, или непредставление документов и сведений, определенных ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ. При этом, в случае если участник все же считает, что он действовал в полном соответствии с установленными требованиями, то он вправе подать жалобу в ФАС России в течение 30 дней с момента получения отказа в аккредитации.

Вторая группа – нарушение оператором электронной площадки требований к процедуре проведения электронного аукциона, например несоблюдение установленных сроков направления или размещения информации о его проведении или порядка передачи документов и сведений заказчику или участникам размещения заказа. Данные действия могут быть обжалованы в любое время размещения заказа, т. е. со дня размещения извещения о проведении электронного аукциона, но не позднее чем через 10 дней со дня подведения его итогов.

В связи с тем, что во многом именно от добросовестных действий операторов электронных площадок будет зависеть соблюдение требований законодательства при проведении новой процедуры проведения электронных аукционов, КоАП РФ предусмотрены существенные штрафы для операторов электронной площадки в размере до 300 тыс. руб.

Но операторы электронной площадки будут нести ответственность за допущенные ими нарушения не только рублем, но и статусом оператора электронной площадки. Ведь при систематических нарушениях установленных требований электронная площадка может лишиться права проводить электронные аукционы, и в данном случае оператор площадки понесет куда более существенные убытки.

Административную, а также иную ответственность за нарушение требований законодательства будет нести не заказчик, а оператор электронной площадки

Важно!

Привлечение ограниченного количества электронных площадок для проведения электронных аукционов в порядке, установленном гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ, и осуществление ФАС России тщательного контроля за их функционированием позволит избежать возможных злоупотреблений и достигнуть максимальной экономии бюджетных средств

В связи с введением новой процедуры электронных аукционов и обязанностью федеральных заказчиков размещать заказы через электронные площадки у многих складывается впечатление, что он остается бесправным, ограниченным в возможности влияния на результаты торгов и должен подписывать контракт с тем участником, сведения о котором ему предоставит оператор электронной площадки. И это в свою очередь может привести к получению заказчиком товаров, работ или услуг, не соответствующих по качеству потребностям заказчика.

Однако не стоит забывать о том, что электронная площадка берет на себя лишь часть функций заказчика и его комиссии, которые выполняются при проведении обычных “молоточных“ аукционов. Так, заказчик вместо размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона и документации о нем будет направлять документы и сведения электронной площадке, которая в свою очередь обеспечит публичность торгов. Кроме того, заказчику не придется самостоятельно принимать заявки, размещать протоколы, направлять уведомления о проведении процедур участникам размещения заказа и контракт победителю аукциона. В настоящее время многие из этих действий совершаются заказчиками с нарушением установленных Законом № 94-ФЗ сроков, что является предметом разбирательства по жалобам участников размещения заказа и основанием для привлечения их к административной ответственности. При проведении электронных аукционов все эти действия будет осуществлять электронная площадка. А вот устанавливать требования к качеству и техническим характеристикам товаров, работ, услуг, а также к участникам размещения заказа, рассматривать заявки на участие в электронных аукционах на соответствие установленным требованиям будут заказчик и его комиссия. Электронная площадка проводит только техническую работу и не может влиять на решение заказчика о том, соответствует ли предложение участника размещения заказа установленным требованиям и потребности заказчика.

При проведении электронных аукционов заказчик, уполномоченный орган должны составлять и утверждать документацию об аукционе, в которой необходимо устанавливать требования к качеству, техническим характеристикам товаров, работ, услуг, требования к составу и оформлению заявок на участие в аукционе, а также иные требования, предусмотренные Законом № 94-ФЗ к документации об аукционе. А аукционной комиссии необходимо осуществлять процедуру рассмотрения первой и второй частей заявок и принимать решение о том, соответствует ли заявка требованиям, установленным в документации, а сам участник – требованиям законодательства Российской Федерации .

Указанные действия заказчика могут быть обжалованы любым участником размещения заказа в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона № 94-ФЗ. И, как уже упоминалось выше, рассмотрение такой жалобы относится к исключительным полномочиям уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти. Поскольку документооборот при проведении электронных торгов должен осуществляться исключительно в форме электронных документов, необходимо обеспечить и подачу жалобы в электронном виде, которая будет приниматься и рассматриваться ФАС России как и обычная жалоба, поступающая в письменном виде. Поэтому было бы целесообразно предусмотреть на электронной площадке специальную кнопку “подать жалобу”, при нажатии на которую участнику размещения заказа будет предложено заполнить определенный шаблон жалобы с указанием обжалуемых действий и того, кем из лиц они совершены, и подписать подготовленную жалобу своей электронной цифровой подписьюОсобенности осуществления контроля за проведением аукционов в электронной форме.

Эта возможность существенно упростит процедуру подачи жалобы и ускорит ее получение контролирующим органом. Кроме того, было бы уместно установить особый порядок направления уведомлений о принятии жалобы к рассмотрению, например непосредственно в личный кабинет участника размещения заказа, уполномоченного органа или заказчика.

В случае выявления при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, которая обязательно осуществляется при рассмотрении жалобы, нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии ФАС России будет выдавать предписание об устранении таких нарушений и рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении не оператора электронной площадки, а тех лиц, которые допустили нарушение действующего законодательства.

Обратите внимание

Новая процедура проведения электронных аукционов потребует внесения существенных корректировок в привычные действия не только заказчиков и их комиссий, но и участников размещения заказа, а также в работу контролирующего органа

В соответствии с Законом № 94-ФЗ предписание об устранении нарушения является обязательным для исполнения. Следовательно, при его наличии было бы логичным через функционал электронной площадки обеспечивать блокировку возможности совершения действий, связанных с проведением электронного аукциона, в т. ч. и возможности заключения государственного или муниципального контракта, до полного исполнения такого предписания

Практика осуществления контроля над соблюдением требований законодательства при проведении электронных аукционов в настоящее время еще не наработана. Потребуется совершенствование устоявшихся процедур осуществления ФАС России контроля соблюдения требований законодательства о размещении заказов. Однако уже сейчас можно сказать с большой уверенностью, что ФАС России будет уделять особое внимание этой процедуре размещения заказа, т. к. именно она обеспечивает действительно высокий уровень конкуренции и эффективное расходование бюджетных средств. В частности, на особый контроль будет взято соблюдение – сначала федеральными заказчиками, а затем и заказчиками субъектов РФ и муниципальных образований – обязанности проведения электронных аукционов. 

В материале использованы ссылки:

  1. А.С. Кипароидзе "Электронный аукцион: методика проведения".
  2. И. Димитров "Где работает электронная цифровая подпись?"
  3. А.А. Шолкин "Правила получения сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи".

Источник "Административная практика ФАС"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль