Электронные аукционы – новые возможности

16802
Несмотря на свои значительные преимущества, аукционная форма размещения заказов имела и некоторые недостатки, которые недобросовестные заказчики и поставщики к середине 2008 г. начали активно использовать в своих интересах. Решением данной проблемы стал переход на электронную форму проведения аукционов...

Из журнала "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика". №1

А.Т. Катамадзе, заместитель директора Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России

А.В. Кашутин, заместитель генерального ди­ректора по развитию бизнеса ОАО “Единая электронная торговая площадка”

Основная проблема обыч­ных аукционов заключалась в сговоре между участ­никами торгов и давлении на потенциальных конкурентов. Указанные факторы в совокуп­ности с фактически закрытыми региональными и муниципаль­ными системами госзаказа, на­личием множества разрознен­ных информационных ресурсов (небольших региональных элек­тронных площадок, собствен­ных порталов с информацией о госзаказе) привели к умень­шению экономии бюджетных средств и снижению конкурен­ции на аукционах. Эта пробле­ма была устранена в результате внедрения новой электронной формы аукционов. При этом риски сговора и давления ми­нимизированы за счет ключевого правила новой гл. 3.1 Федераль­ного закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размеще­нии заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ), которое уста­новило конфиденциальность подачи заявок на площадках, исключающую возможность идентифицировать кого-либо из поставщиков до подведения ценовых итогов электронного аукциона. Соблюдение указан­ного правила стало главным условием создания конкурент­ных аукционов, его выполнение (в частности, с точки зрения при­меняемых технологий) жестко контролируется. Этим, в свою очередь, обусловлено решение об ограничении количества функционирующих элек­тронных площадок в системе госзаказа.

В 2009 г. Правительством РФ был принят ряд важнейших решений по масштабному переводу системы государственного и муниципального заказа на электронные аукционы на нескольких крупных общероссийских электронных площад­ках.

Переход на электронные аукционы

Для масштабного перехода к проведению аукционов в электронной форме при раз­мещении заказов на поставки товаров (вы­полнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд в За­кон № 94-ФЗ были включены положения, предусматриваю­щие с 1 июля 2009 г. возмож­ность проведения в электрон­ной форме аукционов без ограничений по видам товаров, работ, услуг и сумме контракта на элек­тронных площадках, отобранных Минэконом­развития России и ФАС России (гл. 3.1). До 1 июля 2009 г. открытые аукционы в электронной форме проводились с ограничением по сумме (до 1 млн руб.) на электронных площадках в поряд­ке, установленном ст. 41 Закона № 94-ФЗ.

По сравнению с положениями, регламенти­рующими порядок проведения открытых аук­ционов в электронной форме в соответствии со ст. 41 Закона № 94-ФЗ, новая процедура откры­тых аукционов в электронной форме согласно положениям гл. 3.1 указанного Закона прописа­на гораздо более подробно и ориентирована на крупные заказы. При этом учтены недостатки предыдущих редакций:

введен порядок регистрации и аккредита­ции участников размещения заказа;

предусмотрена возможность осуществления проверки участника размещения заказа на соответствие требованиям, определенным в Законе 94-ФЗ;

предусмотрена возможность установления обеспечения заявки на участие в аукционе

в электронной форме и обеспечения испол­нения контракта;

установлен шаг аукциона (от 0,5 до 1% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и т. д.

Согласно новой процедуре при проведении электронного аукциона не предполагается бу­мажный документооборот между заказчиками, участниками и электронной площадкой, вклю­чая заключение государственного или муни­ципального контракта, так же как посещение заказчиками или предпринимателями данных площадок в принципе. Весь документооборот – исключительно электронный.

В Законе № 94-ФЗ появились нормы об исполь­зовании электронной цифро­вой подписи: документы и све­дения, направляемые в форме электронных документов участ­ником размещения заказа, за­казчиком, уполномоченным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения зака­зов федеральным органом исполнительной власти либо размещаемые ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных до­кументов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право дей­ствовать от имени, соответственно, участника раз­мещения заказа, заказчика, уполномоченного орга­на, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа ис­полнительной власти.

В целях проведения открытых аукционов в электронной форме в ноябре 2009 г. – январе 2010 г. Минэкономразвития России совместно с ФАС России был проведен отбор операторов электрон­ных площадок. По результатам отбора определе­ны пять операторов электронных площадок:

ОАО “Единая электронная торговая площадка”;

ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегио­нальным связям РТ”;

ЗАО “Сбербанк – Автоматизированная Сис- тема Торгов”;

ОАО “Индексное агентство РТС”;

ЗАО “ММВБ – Информационные технологии”.

Отобранные площадки начнут проводить от­крытые аукционы в электронной форме ориен­тировочно в III квартале 2010 г.

В настоящее время электронные аукционы на федеральном уровне в обязательном порядке и в добровольном порядке для региональных и му­ниципальных заказчиков проводятся на трех пи­лотных электронных площадках (ОАО “Единая электронная торговая площадка”, ГУП “Агент­ство по государственному заказу, инвестици­онной деятельности и межрегиональным свя­зям РТ”, ЗАО “Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов”), определенных распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 № 755-р. Указанные операторы электронных площадок работают в пилотном режиме для федеральных заказчиков до начала функционирования ото­бранных пяти операторов электронных площа­док.

Следует отметить, что во втором полугодии 2009 г. проведение электронных аукционов на электронных площадках, определенных указан­ным распоряжением Правительства РФ, было правом федеральных заказчиков, а не обязан­ностью, в связи с чем открытые электронные аукционы не получили должного распростра­нения. С учетом этих обстоятельств было при­нято решение (Федеральный закон от 25.11.2009 № 273-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Фе­дерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации») о поэтапном введении обязанности заказчиками всех уровней разме­щения заказов на открытых аукционах в элек­тронной форме:

с 1 января 2010 г. для федеральных заказчи­ков по пилотному узкому перечню товаров, работ, услуг. В развитие указанной нормы Закона № 94-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р установлен перечень продукции, размещение заказов на которую федеральными заказчиками с 1 ян­варя 2010 г. осуществляется исключительно посредством электронных аукционов вместо обычных. Это не полный аукционный пере­чень продукции, однако в него вошли мно­гие важные позиции, такие как лекарствен­ные средства, продовольствие, текстиль, строительные работы стоимостью до 50 млн руб. и др.;

с 1 июля 2010 г. для федеральных заказчиков перечень расширяется до всего аукционного перечня, установленного рас­поряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р (далее – Перечень), это более 60% но­менклатуры, закупаемой на госзаказе;

с 1 января 2011 г. по широкому Перечню установлена обязательность проведения электронных аукционов для региональных и муниципальных заказчиков. Следует от­метить, что с 1 июля 2010 г. региональные и муниципальные заказчики утрачивают право проводить электронные аукционы на местных площадках. Таким образом, в пери­од с 1 июля по 1 января 2011 г. у указанных заказчиков есть выбор между проведением обычной процедуры аукциона и новой про­цедуры электронных аукционов на общерос­сийских площадках.

В результате поэтапного перехода с 2011 г. примерно 70% номенклатуры продукции для государственных и муниципальных нужд будет закупаться посредством открытых аукционов в электронной форме. Эффект от принятия таких решений виден уже сейчас, экономия по многим лотам на трех пилотных площадках достигает 60–80%!

Кроме того, по сравнению с предыдущим го­дом наблюдается значительный рост стоимости заказов, размещенных на электронных торговых площадках. Так, если в 2009 г. сумма размещен­ных заказов составила около 5 млрд руб., то в I квартале 2010 г. – уже свыше 133 млрд руб., при этом аукционов объявлено более 27 500.

Следует отметить, что полученные резуль­таты не связаны с демпингом ненадежных ком­паний, за время эксперимента (уже заключены контракты более чем на 57 млрд руб.) не было ни одного обращения по поводу неисполнения контрактов.

Особенно важно, что электронные аукцио­ны проходят в условиях отсутствия страхова­ния ответственности как вида финансового обеспечения исполнения по контрактам. Ранее страховки работали в госзаказе неэффективно, поскольку в соответствии с ГК РФ общий прин­цип страхования таков: страховая компания не отвечает за убытки, причиненные умышлен­но. Для госзаказа это неприемлемо, поэтому в 2009 г. в Закон № 94-ФЗ Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены поправки, которые полностью исключили стра­хование в электронных аук­ционах.

Кроме того, на текущий год запланированы меропри­ятия по реализации всех при­нятых норм и поставленных задач, связанных с полномасштабным переходом на размещение заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме. В частности, необходимо отработать все регламенты работы электронных площадок. Это важнейшая задача на ближайшее время – от качества и степени детализации ре­гламентов зависят уровень информационной и управленческой безопасности и качество рабо­ты электронных площадок.

Отдельная задача – обеспечение интеграции электронных площадок с единым общероссий­ским официальным сайтом, который вводится в действие 1 января 2011 г. и призван стать еди­ной доской объявлений обо всех торгах, в т. ч. единой доской извещений об электронных аук­ционах, проводимых на трех, а затем и на пяти площадках.

С реализацией указанных задач система раз­мещения заказов для государственных и муници­пальных нужд фактически будет “перезагружена”.

Переход на электронные аукционы – это не только эффективный отбор контраген­тов посредством исполь­зования современных информационно-коммуникационных технологий, но и качественно новый уровень организации всего закупоч­ного процесса, начиная с подачи электрон­ных заявок участниками торгов и заканчи­вая электронным подписанием контрактов и электронным обжалованием действий лиц, до­пустивших нарушения законодательства Рос­сийской Федерации о размещении заказов. В связи с этим меняется весь порядок работы как заказчиков и поставщиков, так и контролирую­щих, фискальных органов, судебных инстанций и других органов.

В перспективе в связи с распространением электронных аукционов планируется отменить запрос котировок и обеспечить переход на про­ведение электронного аукциона (короткого – до 3 млн руб., что уже предусмотрено гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ), представляющего собой эффектив­ную альтернативу запросу котировок.

Разработка систем для прове­дения электронных аукционов

Так, основной акцент при разработке обнов­ленных систем сделан на информационную без­опасность и удобство работы для всех категорий пользователей. Разработка обновленных систем проведения электронных аукционов велась в со­ответствии с требованиями, предъявляемыми к функционалу и техническим возможностям электронных площадок, которые прораба­тывались Минэкономразви­тия России и ФАС России в рамках соглашения с операто­рами электронных площадок (регламентов).

Регламенты содержат ряд управленческих ре­шений, определяющих согласно действующему законодательству о размещении заказов новый порядок проведения электронного аукциона, а также ряд решений, направленных на удобство работы пользователей в обновленных системах проведения торгов.

Заказчик, участник.

Для оптимизации работы с электронной площадкой организаций, имеющих более одного пользователя системы, предусмо­трена технология “личного кабинета орга­низации”: для каждой зарегистрированной (аккредитованной) организации в системе отведена отдельная многопользовательская секция, предусматривающая работу в ней неограниченного числа специалистов одной организации. Это позволяет системе одно­значно определить, какая информацию об электронных аукционах может быть доступ­на каждому конкретному пользователю в со­ответствии с его принадлежностью и полно­мочиями.

Также многопользовательская система электронной площадки позволяет устано­вить разграничение полномочий (например, полномочие на размещение информации на сайте площадки, полномочие на подписание электронного контракта и др.) для каждого специалиста зарегистрированной (аккреди­тованной) организации, содержащее, в част­ности, срок истечения полномочий. Данная технология позволяет автоматически блоки­ровать на электронной площадке действия специалиста (но не организации), срок пол­номочий которого истек или полномочия которого приостановлены.

Для обеспечения безопасности персональ­ных данных, хранящихся в личном кабине­те пользователя, на электронных площадках введена технология защиты, применяемая в сфере банков­ского обслуживания.

В целях упрощения процес­сов заполнения различных электронных форм в систе­ме предусмотрено автозаполнение множе­ства полей на основе информации из реги­страционных данных и сертификата ключа электронной цифровой подписи (напри­мер, тип, наименование, местонахождение и юридические реквизиты организации – всего более 30 полей). Согласно результатам тестирования данная технология позволяет сократить среднее время заполнения форм на 40%.

Заказчик.

Отдельный блок решений по оптимизации работы с электронными системами пред­усматривает повышение удобства работы государственных и муниципальных заказ­чиков.

Регистрация на электронной площадке но­вой организации, являющейся государ­ственным или муниципальным заказчиком, не требует заполнения электронных форм и предоставления документов, а осуществляется с помощью идентификации по ключу электронной цифровой подписи.

Такая возможность появилась в связи с проводимыми работами по интеграции существующих баз данных по бюджето­получателям Федерального казначейства с единым общероссийским порталом гос­закупок и пилотными электронными пло­щадками.

Для упрощения процедуры допуска заявок участников размещения заказа в обновлен­ных системах предусмотрены возможность автоматического запроса документов, под­тверждающих соответствие требованиям, предъявляемым к предмету заказа законо­дательством РФ, к документам, подтверж­дающим внесение обеспечения исполнения контракта, а также автоматическое форми­рование протоколов допуска:

– согласно функционалу запроса доку­ментов система не позволяет участнику размещения заказа подать заявку на уча­стие в аукционе или подписать контракт, если в документации об аукционе уста­новлено требование о наличии докумен­тов (например, лицензии), которые не представлены в составе заявки. Данный функционал позволяет избежать ошиб­ки при подаче заявок потенциальным участникам аукционов и заказчику при осуществлении допуска;

– согласно функционалу формирования протоколов допуска такие протоколы автоматически генерируются системой на основе данных о допуске (недопуске) заявок участников, заполняемых заказ­чиком.

В обновленных системах предусмотрен также функционал проведения аукционов за единицу продукции, позволяющий за­казчику указать неограниченный перечень позиций со стартовой ценой за единицу товара (работы, услуги), и функционал, по­зволяющий проводить совместные торги в рамках одного электронного аукциона, кон­солидирующий заказ одноименной продук­ции нескольких заказчиков и автоматически формирующий по итогам торгов соответ­ствующее число контрактов.

Участник.

Еще один блок решений по оптимизации ра­боты с электронными системами подразуме­вает повышение удобства работы участни­ков размещения заказа.

В обновленных системах реализована си­стема поиска аукционов, предусматриваю­щая отбор имеющихся в базе электронной площадки торгов более чем по десяти па­раметрам.

Данный функционал позволит сократить среднее время поиска интересующих тор­гов на 60–70%. Планируется ввести кон­текстный поиск не только по извещениям, но и по документациям.

На этапе непосредственного проведения торгов в обновленных системах применен интерфейс подачи ценовых предложений, предполагающий полную информацион­ную доступность всей информации о ходе торгов, что позволит участнику размеще­ния заказа принимать более точные реше­ния при участии в торгах.

В частности, окно подачи ценовых предложе­ний в системе содержит следующие данные:

– начальную цену контракта;

– текущую цену контракта;

– текущее снижение;

– лучшее предложение аукциона;

– последнее ценовое предложение участ­ника размещения заказа;

– время до предполагаемого окончания аукциона;

– общее количество и перечень поданных предложений.

Для внесения обеспечения заявки на участие в электронном аукционе в системе электрон­ной площадки предусмотрена система уда­ленной работы с персональными лицевы­ми счетами участников размещения заказа. Данный функционал предусматривает пол­ностью защищенные открытие, ведение и удаленное администрирование лицевых сче­тов, содержащих денежные средства участ­ников размещения заказа.

____________________________________________

Узнать подробнее о том, как подать жалобу в ФАС можно на портале pro-goszakaz.ru.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль