13 вопросов о госзаказе

13558
В прошлом году произошли значительные изменения в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В данной статье будут разъяснены некоторые сложные аспекты законодательства, вызывающие многочисленные вопросы у участников процесса размещения заказов...

Из журнала "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика" №1

М.Я. Евраев, начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Прошедший год с точки зре­ния изменения законодатель­ства был бурным:

Федеральный закон от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Фе­деральный закон “О разме­щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд” и отдельные законо­дательные акты Российской Федерации» установил тре­бования к оформлению за­явок и к правоспособности участников;

Федеральный закон от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участ­ников форума “Азиатско-тихоокеанское экономи­ческое сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного со­трудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федера­ции» установил порядок проведения электронных аукционов (гл. 3.1);

Федеральный закон от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О за­щите конкуренции” и от­дельные законодательные акты Российской Федера­ции» определил начало фор­мирования качественного финансового обеспечения обязательств по контрактам (исключение страхования ответственности на электрон­ных аукционах, введение возможности для заказчиков устанавливать невозможность предоставления страховок в качестве обе­спечения обязательств по контрактам на обычных торгах и т. д.);

Федеральный закон от 17.07.2009 № 160-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных право­нарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации” внес измене­ния в КоАП РФ, направленные на снижение административной ответственности по за­просам котировок и небольшим по стоимо­сти торгам, а также при незначительных на­рушениях сроков; введение ответственности по электронным аукционам;

постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 “Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить госу­дарственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд” определило по­рядок оценки и сопоставления заявок на конкурсах, благодаря чему практически ис­чезли жалобы, связанные с данными вопро­сами;

Федеральный закон от 25.11.2009 № 273-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.2 Фе­дерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Фе­дерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ознаменовал начало обязательного перехода заказчиков на про­ведение электронных аукционов в опреде­ленных законом случаях;

распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р определило перечень то­варов, работ и услуг, размещение заказов на которые обязательно для федеральных заказчиков ис­ключительно путем проведения электронных аукционов (в настоящее время ФАС России проводит специальную масштабную проверку исполнения данной нормы).

И это далеко не полный перечень всех измене­ний в данной сфере, произошедших за истекший год. 2010–2011 гг. с точки зрения изменения законо­дательства будут, конечно, не такими насыщенными. Но это будут годы реализации на практике заказчи­ками, предпринимателями и контролирующими ор­ганами всего того, что было принято в 2009 г.

Про электронные аукционы сейчас уже есть большое количество разъясняющих материалов, поэтому имеет смысл остановиться только на нескольких проблемных моментах применения законодательства, которые вызывают наиболь­шее количество вопросов у участников процесса размещения заказов.

Естественно, что, рассматривая данные во­просы, мы понимаем необходимость внесения изменений в законодательство в целях упорядо­чения работы всех сторон и исключения субъек­тивного правоприменения.

1. Могут ли страховые компании предоставлять банковские гарантии? Какие последствия для участника размещения заказа на электронном аукционе (или на обычных торгах, в случае если заказчик установит требование об исключении страхования ответственности из возможных форм обеспечения обязательств по контракту) при предоставлении в качестве обеспечения обязательств по контракту банковской гаран­тии страховой компании?

В настоящее время страховые компании предоставлять банковские гарантии не могут, поскольку обязаны иметь лицензию ЦБ РФ, ко­торой у них нет.

А в ближайшем времени возможность предо­ставления в сфере размещения государственного и муниципального заказа банковских гарантий исключительно кредитными организациями бу­дет установлена непосредственно в Законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – За­кон № 94-ФЗ). В случае если сегодня участник размещения заказа предоставляет в качестве обеспечения обязательств банковскую гарантию страховой компании, он признается уклоняющимся от за­ключения контракта в связи с непредставлением надлежащего обеспечения.

Последствия такого признания – поте­ря права заключения контракта, включение участника в реестр недобросовестных постав­щиков, а также потеря им обеспечения по за­явке в размере до 5% от стоимости контракта. Последнее для предпринимателей особенно болезненно.

2. Как в дальнейшем будет складываться прак­тика применения в качестве обеспечения обя­зательств по контрактам поручительств юри­дических лиц?

В ближайшее время данная форма обеспече­ния обязательств должна претерпеть существен­ные законодательные изменения для исключе­ния ситуаций предоставления некачественного обеспечения.

3. Какие требования должны предъявляться к выписке из ЕГРЮЛ при рассмотрении вторых частей заявок участников?

Необходимо обратить внимание на две вещи:

6-месячная “свежесть” выписки из ЕГРЮЛ необходима исключительно для прохожде­ния предпринимателями аккредитации на площадке.

В дальнейшем предприниматель не должен каждые 6 месяцев представлять на площад­ку новую выписку. Заказчик, осуществляя допуск участников размещения заказов по второй части заявок, смотрит исключитель­но на наличие выписки из ЕГРЮЛ в прин­ципе и не обращает внимания на ее “све­жесть”;

заказчик так же, как и контролирующий ор­ган, не должен оценивать выписку из ЕГРЮЛ на ее соответствие законодательству. Если заказчик или контролирующий орган счита­ют, что выписка из ЕГРЮЛ не соответствует требованиям законодательства, они могут обратиться в соответствующие органы вла­сти, но это не может являться основанием для отказа в допуске участнику размещения госзаказа.

Также заказчик не может отказать участнику в допуске к торгам при указании в выписке иного адреса организации, ФИО директора и т. д., отличных от указанных в других пред­ставленных участником размещения заказа документах.

Выписка из ЕГРЮЛ подтверждает исключи­тельно факт регистрации данного лица и не более того. Все остальное подтверждается соответствующими документами по право­способности, представленными участни­ком.

4. Какова дальнейшая перспектива исполь­зования такой формы размещения государ­ственного и муниципального заказа, как за­прос котировок?

Данная форма должна быть исключена из За­кона № 94-ФЗ как неконкурентный способ раз­мещения заказа.

На первом этапе – в течение 8 месяцев – для федеральных заказчиков, на втором этапе – при­мерно во второй половине 2011 г. – для регио­нальных и муниципальных заказчиков.

На смену данной форме должен прийти “ко­роткий” по срокам электронный аукцион, кото­рый уже предусмотрен гл. 3.1 в Законе № 94-ФЗ до 3 млн руб. Возможно, что сроки проведения такого электронного аукциона будут еще не­сколько сокращены, а предельная сумма, до ко­торой его можно проводить, увеличена до 5–10 млн руб.

5. Что такое “бинарный принцип”, введенный в электронный аукцион?

“Бинарный принцип” – это одна из наиболее серьезных новелл гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ про электронные аукционы. Суть данного подхода в следующем.

В случае если заказчик установил в докумен­тации электронного аукциона торговую марку, то участник размещения заказа, предложивший такую же торговую марку, не должен описывать ее технические характеристики, ему достаточно сказать “да, я согласен”.

В случае если он предлагает другую торговую марку, являющуюся эквивалентом того, что хо­чет получить заказчик в соответствии с параме­трами эквивалентности, установленными заказ­чиком в документации, участник должен указать по требованию заказчика (обязательно установ­ленного в документации электронного аукцио­на) как торговую марку, которую участник пред­лагает, так и ее характеристики, установленные заказчиком как требования к содержанию и со­ставу заявки.

В случае если предметом размещения заказа является выполнение работ, оказание услуг, то участник также просто указывает свое согласие на выполнение работы или оказание услуги, ко­торые заказчик описал в своей документации аукциона в электронной форме.

Если при выполнении данных работ или оказании услуг используются какие-либо мате­риалы, имеющие торговые марки, то заказчик обязан также устанавливать параметры экви­валентности к этим торговым маркам. В этом случае участник размещения заказа либо согла­шается со всеми условиями, установленными в документации аукциона в электронной форме, либо он обязан указать по требованию заказчи­ка (обязательно установленного в документации аукциона) как торговые марки, которые участ­ник предлагает при исполнении данного кон­тракта, так и их характеристики, установленные заказчиком как требования к содержанию и со­ставу заявки.

Таким образом, подход в данном случае точ­но такой же, как и при поставке товаров.

Данная новелла в законодательстве введе­на для исключения ситуаций, когда заказчи­ки требуют от предпринимателей практически полностью повторить свое техническое задание и в случае ошибки на той или иной странице от­казывают такому предпринимателю в допуске к торгам.

Пока данная новелла действует исключи­тельно в отношении аукционов в электронной форме, но, конечно, такой же принцип необходимо ввести и в правила проведения обычных торгов.

6. Каким образом предполагается наводить порядок со своевременной оплатой предпри­нимателям качественно выполненных кон­трактов?

На сегодняшний день это большая проблема, поскольку нередки случаи значительных задер­жек по оплате качественно выполненного кон­тракта. Необходимо внести изменения в КоАП РФ, установив административную ответствен­ность должностных лиц заказчика за необосно­ванный отказ подписания акта приема-сдачи товара, работы или услуги, а также за необо­снованную задержку оплаты. Также необходимо ввести в Закон № 94-ФЗ предельный срок от­срочки платежей по надлежащим образом ис­полненному контракту. Перечисленные меры позволят защитить добросовестных предприни­мателей уже на стадии исполнения контракта и оплаты за него.

7. Какова дальнейшая перспектива работы ав­тономных учреждений?

Необходимо установить исчерпывающий перечень сфер, в которых могут быть созданы автономные учреждения (например, в научной сфере, сфере культуры и образования) одновре­менно с введением дополнительной регламента­ции работы таких учреждений.

В настоящее время в случае выявления фактов финансирования через такие учреж­дения строительства или закупки лекарствен­ных средств данные факты рассматриваются нами как нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” в форме незаконной передачи государственной функ­ции или субсидий.

В ряде субъектов РФ правоохранительными органами рассматривается вопрос о возбуждении уголовных дел на основании решений ТУ ФАС России по нарушению антимонопольного законо­дательства. Мы полностью поддерживаем необхо­димость привлечения должностных лиц к уголов­ной ответственности по всем таким случаям.

8. Можно ли подписывать дополнительные со­глашения в случае задержки поставки товара, оказания услуги, выполнения работы?

Нет, такие соглашения подписывать нельзя. В таких случаях (при согласии заказчика принять исполнение по контракту) необходимо оформ­лять акт сдачи-приемки с указанием нарушения сроков исполнения по контракту.

В случае если задержка исполнения по кон­тракту произошла вследствие вины предприни­мателя (в т. ч. из-за некачественной работы его субпоставщиков или субподрядчиков), прово­дить оплату необходимо за минусом штрафных санкций, предусмотренных контрактом. Если несвоевременное исполнение контракта прои­зошло по вине заказчика, штрафные санкции с предпринимателя не взимаются, и должна быть ответственность должностных лиц заказчика, из-за которых произошел срыв контракта по срокам.

Логика такого подхода в законе проста – если бы можно было делать дополнительные соглаше­ния, это означало бы легализацию новых сроков исполнения контракта, что изначально сделало бы бессмысленным его размещение на торгах (торги бессмысленны, если потом можно менять условия контракта).

9. Как происходит рассмотрение жалоб, каса­ющихся вопросов “затачивания” заказчиком требований к товару, работе или услуге в доку­ментации торгов?

Рассмотрение жалоб происходит следующим образом. Мы спрашиваем у заказчика, какие другие торговые марки подходят под те крите­рии эквивалентности, которые он установил. Если заказчик не знает, то мы “сносим” торги, т. е. принимаем решение о внесении изменений в документацию с целью исключения ограниче­ния количества участников и приведения ее в соответствие с требованиями Закона № 94-ФЗ, а также привлекаем должностное лицо заказчика, утвердившего документацию, к административ­ной ответственности.

Если заказчик может назвать другие торго­вые марки, которые подходят под те параме­тры эквивалентности, которые он установил, то комиссия проверяет, действительно ли это так.

Заказчик всегда должен понимать, какие тор­говые марки подходят под его требования. Он может не знать всех марок, но несколько марок он знать должен (за исключением ситуации тех­нической несовместимости). При этом заказчик должен иметь аргументированную позицию, почему он установил те или иные требования, исключающие ряд других торговых марок. Во многом процедура рассмотрения жалоб носит соревновательный характер, поскольку обжа­лующий действия заказчика предприниматель также должен представлять аргументированную позицию, почему он считает, что документация заказчика “заточена”.

10. Каким образом необходимо размещать ин­формацию об электронных аукционах, прово­димых по гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ?

Данную информацию (извещение и доку­ментацию) заказчик должен разместить в обяза­тельном порядке на сайте той электронной пло­щадки, на которой будет проходить размещение заказа.

Данный порядок будет действовать до 1 ян­варя 2011 г., когда у нас в стране начнет работать единый общероссийский портал, на котором бу­дет сосредоточена вся информация о размещае­мых заказах по стране.

С этого момента все заказчики должны будут размещать информацию исключительно на еди­ном портале. До этого – у нас полгода переход­ный период, когда информацию об электронных аукционах необходимо размещать и искать не­посредственно на электронных площадках.

11. Можно ли на электронном аукционе требо­вать от предпринимателя декларации о нена­хождении компании в состоянии ликвидации, банкротства и т. д.? Каким образом проводить спецторги для субъектов малого предприни­мательства на электронных аукционах?

В отличие от обычных торгов требовать от предпринимателя представления декларации о ненахождении компании в состоянии ликвида­ции, банкротства и т. д. нельзя, поскольку сам факт подачи заявки на участие в торгах означа­ет, что компания считает себя не находящейся в состоянии ликвидации, банкротства и т. д. Ни­какой дополнительной декларации компании представлять не надо.

Если заказчик установит, что компания пред­ставила недостоверную информацию, такая компания подлежит отклонению на любом этапе размещения заказа.

На сегодняшний день в соответствии с гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ в отличие от обычных торгов заказчик только обозначает, что торги проходят для субъектов малого предпринимательства, но не может требовать от участников каких-либо документов или деклараций.

Сам факт подачи заявки на участие в торгах означает, что компания считает себя субъектом малого предпринимательства. В то же время в законе есть норма, в соответствии с которой в случае выявления заказчиком в заявке участни­ка недостоверной информации такой участник отстраняется от участия в размещении заказа на любой стадии его проведения. Возможно, в дальнейшем норма о спецторгах для субъектов малого предпринимательства претерпит законо­дательные изменения.

Также надо отметить, что в настоящее время ФАС России проводит специальную масштаб­ную проверку исполнения федеральными и ре­гиональными заказчиками нормы о спецторгах для субъектов малого предпринимательства за 2009 г.

12. Вопросы по строительству. Можно ли не размещать на сайте проектно-сметную доку­ментацию (ПСД) или размещать ее частично? А также каким образом оформлять в контрак­те снижение цены на аукционе?

ПСД подлежит обязательному размещению на официальном сайте. Если ПСД не размещена или размещена частично, это нарушение Закона № 94-ФЗ, поскольку отсутствуют требования к работе. Последствия – фиксация нарушений, ад­министративная ответственность, предписание о внесении изменений в документацию (т. е. тре­бование о размещении ПСД в полном объеме) и продление срока подачи заявок. Снижение цены на аукционе оформляется следующим образом. При снижении начальной максимальной цены контракта участник раз­мещения заказа не делает новую смету. Берется ПСД заказчика и под итоговой графой пишет­ся начальная цена минус процент снижения на аукционе – и новая итоговая цена. Если этапов оплаты по контракту было несколько, данная запись делается после каждого этапа. При этом стоимость всех этапов снижается прямо про­порционально.

Необходимо обратить внимание, что снижа­ется не стоимость каждого вида работ, а именно стоимость этапов. Полученная таким образом ПСД и является частью заключаемого контрак­та, на основании которого проходит оплата ра­бот подрядчика.

Соответствующие разъяснения были даны в августе 2009 г. Минэкономразвития России и ФАС России, ознакомиться с ними можно как на сайте zakupki.ru, так и на сайте fas.gov.ru в раз­деле “Контроль за госзаказом”.

13. Какова дальнейшая перспектива законода­тельных изменений по конкурсам?

Если же говорить про конкурсы, то, конеч­но, необходимо существенно совершенствовать данную процедуру.

Во-первых, нужно сократить количество критериев. Подавляющее число из них не содер­жит экономического смысла, и так же, как и на аукционе, их необходимо переформатировать в требования заказчиков к товару, работе или услуге. Если мы возьмем тот же критерий срока поставки товаров или выполнения работ, оказа­ния услуг, то на аукционе заказчик его устанав­ливает как требование заранее, и никто от этого не страдает.

По большому счету, реальных критериев на конкурсе у нас всего два – субъективный (каче­ство и (или) квалификация) и цена контракта. При этом необходимо 2/3 значимости (от 20% или 45%) субъективного критерия перевести в количественно измеряемые показатели, что сде­лает конкурсы значительно более конкурентной процедурой, нежели чем они являются на сегод­няшний день.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль