Контроль за соблюдением законодательства РФ. Практика рассмотрения жалоб

3243
Часть I подходы к рассмотрению жалоб и проведению проверок, административная и судебная практика, внутренние нормативные и методические материалы, подготовленные специалистами ФАС

Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Обжалование действий (бездействия) по размещению заказов в административном порядке
2.1. Сроки подачи жалобы
2.2. Подведомственность жалобы
2.3. Форма и содержание жалобы
2.4. Возвращение жалобы
2.5. Отзыв жалобы
2.6. Рассмотрение жалобы по существу
2.7. Особенности обжалования действий (бездействия) по размещению заказа, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства
Раздел 3. Обжалование действий (бездействия) по размещению заказов в судебном порядке
Раздел 4. Порядок обжалования решений и предписаний ФАС России (ее территориального органа)

Раздел 1. Общие положения

В части 1 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон) предусмотрено два способа защиты прав участников размещения заказов:

• обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (далее – заказчик), если такие действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы, в административном порядке в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов (далее – контролирующие органы);
• обжалование указанных действий (бездействия) заказчика в судебном порядке.

Поскольку административное обжалование, предусмотренное Законом, дает возможность оперативно получить результат рассмотрения жалобы, для участников размещения заказа оно предпочтительнее судебного, процесс рассмотрения дела в котором затягивается на длительное время.

Обжалование действий (бездействия) по размещению заказа в административном порядке не является препятствием для обжалования участником размещения заказа тех же действий (бездействия) в судебном порядке. Однако, в случае если жалоба на те же действия (бездействие) заказчика принята судом к рассмотрению или по ней принято решение суда, такая жалоба не может рассматриваться в административном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Согласно части 2 статьи 57 Закона, в случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения котировочных заявок, обжаловать такие действия (бездействие) может только участник размещения заказа, подавший соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. Однако действия (бездействие), совершенные (совершенное) после проведения указанных процедур, могут быть обжалованы исключительно юридическими или физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), подавшими заявку на участие в торгах, запросе котировок.

Следовательно, действия (бездействие) заказчика, совершенные (совершенное) до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, котировочных заявок, может обжаловать любое юридическое или физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) независимо от того, подавало ли такое лицо заявку на участие в торгах, запросе котировок.

В случае если на момент подачи жалобы процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения котировочных заявок уже проведена, а доводами жалобы являются действия (бездействие) заказчика, совершенные (совершенное) до начала указанных процедур, то подать соответствующую жалобу вправе юридические или физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) как подавшие заявку на участие в торгах, запросе котировок, так и не подававшие ее.

Таким образом, исходя из указанных положений Закона участник размещения заказа не обязан при подаче жалобы доказывать факт нарушения его прав и законных интересов обжалуемыми действиями (бездействием) по размещению заказа. Однако в том случае, если в ходе рассмотрения жалобы будут выявлены нарушения, не повлиявшие на результат размещения заказа, то по итогам ее рассмотрения может быть принято решение о признании жалобы обоснованной (признании факта совершения нарушения со стороны заказчика), но без выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку соответствующие действия (бездействие) не исказили или не могли исказить результаты размещения заказа. Например, такими действиями могут быть признаны действия заказчика, выразившиеся в задержке размещения на официальном сайте на один день протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Аналогичное решение должно быть принято, например, при рассмотрении жалобы на требования конкурсной документации о представлении участниками размещения заказов выписки из Единого государ ственного реестра юридических лиц, полученной не ранее чем за пять месяцев до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, но лишь в том случае, если при проведении этого конкурса ни одному из участников размещения заказа не было отказано по причине представления выписки, полученной ранее чем за пять месяцев до даты вскрытия конвертов с заявками.

Раздел 2. Обжалование действий (бездействия) по размещению заказов в административном порядке

Рассмотрение жалоб в административном порядке осуществляется контролирующими органами. На федеральном уровне такими органами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" являются Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по оборонному заказу (далее – Рособоронзаказ). На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований действуют органы, уполномоченные соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на осуществление контроля в сфере размещения заказов. При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 Закона должностные лица уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, непосредственно осуществляющие контроль, не могут быть членами конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика в административном порядке и рассмотрения соответствующих жалоб по существу регулируется статьей 17 и главой 8 Закона. Однако в них не урегулированы детально все стадии процедуры обжалования и рассмотрения жалоб по существу, в связи с чем практика рассмотрения жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов во многом формируется непосредственно контролирующими органами.

ФАС России осуществляет рассмотрение жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов в порядке, установленном административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379.

2.1. Сроки подачи жалобы

Жалоба на действия (бездействие) по размещению заказа путем проведения открытых торгов, запроса котировок может быть подана в контролирующий орган в любое время размещения заказа, но не позднее десяти дней со дня размещения на официальном сайте следующих протоколов:

• оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
• аукциона;
• рассмотрения и оценки котировочных заявок;
• рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) – в случае признания конкурса (аукциона) несостоявшимся.

В случае если в соответствии с предписанием контролирующего органа проведены новые процедуры размещения заказа, срок подачи жалобы исчисляется с момента размещения не первоначального протокола, а того протокола, который был составлен при выполнении предписаний контролирующего органа.

Жалоба на действия (бездействие) по размещению заказа путем проведения закрытых торгов может быть подана в контролирующий орган также в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня подписания следующих протоколов:

• оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
• аукциона;
• рассмотрения заявок на участие в аукционе – в случае признания аукциона несостоявшимся. При этом, чтобы не допустить разглашения сведений, относящихся к государственной тайне, в соответствии с Законом протоколы, составленные в ходе размещения заказа, не размещаются на официальном сайте.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ установленный Законом срок, отведенный на обжалование действий (бездействия) по размещению заказа, исчисляется со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте протокола, составленного по итогам процедуры размещения заказа (при проведении открытых торгов, запроса котировок), или его подписания (при проведении закрытых торгов).

В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, за день окончания срока принимается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 Гражданского кодекса РФ). При этом на основании части 2 статьи 194 Гражданского кодекса РФ считается, что участник размещения заказа подал жалобу с соблюдением указанных ограничений по сроку подачи жалобы в том случае, если его жалоба сдана в организацию связи до 24 часов последнего дня указанного срока, т. е. десятого дня после дня размещения на официальном сайте или соответственно подписания итогового протокола. Однако если жалоба подается непосредственно в контролирующий орган, предусмотренный Законом срок на обжалование действий (бездействия) по размещению заказа истекает в тот час, когда в этом органе по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Срок на обжалование действий (бездействия) по размещению заказа ограничен в связи с необходимостью оперативно реагировать на нарушения законодательства о размещении заказов до того момента, пока государственный или муниципальный контракт еще не заключен и не начал исполняться (в соответствии с частью 5 статьи 27, частью 1.1 статьи 29, частью 6 статьи 36, частью 1.1 статьи 38 Закона при проведении открытых торгов контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте итогового протокола, при проведении закрытых торгов – не ранее чем через десять дней со дня подписания итогового протокола, а при проведении запроса котировок, согласно части 7.1 статьи 47, – не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок).

Таким образом, Законом предусмотрены дополнительные гарантии защиты интересов как заказчиков, так и поставщиков (исполнителей, подрядчиков): если государственный или муниципальный контракт не заключен, то, следовательно, на момент рассмотрения контролирующим органом жалобы не могут быть совершены никакие действия по его исполнению (не может быть выплачен аванс, поставлен товар, оказана услуга и т. д.). В случае отсутствия в Законе нормы об ограничении минимального срока заключения государственного или муниципального контракта эффективность административного обжалования была бы на порядок ниже. Заказчики и поставщики (исполнители, подрядчики) защищены данным ограничением от возможных убытков в случае, если контролирующим органом будет предписано устранить нарушения законодательства о размещении заказов, в том числе аннулировать торги. Под аннулированием торгов понимается отмена как результатов размещения заказа, так и составленных в ходе размещения заказа протоколов.

По истечении указанного срока, т. е. если со дня размещения на официальном сайте итогового протокола (при проведении открытых торгов) или со дня его подписания (при проведении закрытых торгов) прошло более десяти дней, даже в том случае, если государ ственный или муниципальный контракт не заключен, обжалование действий (бездействия) по размещению заказа осуществляется только в судебном порядке.

2.2. Подведомственность жалобы

Жалоба на действия (бездействие) по размещению заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд может быть подана исключительно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов (далее – федеральный контролирующий орган).

Если заказ размещается в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного Постановлением Правительства РФ на соответствующий год, жалоба должна быть подана в Рособоронзаказ, который действует на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 и Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденного Указом Президента РФ от 21.01.2005 № 56с "Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу".

В иных случаях жалоба на действия (бездействие) по размещению заказа для федеральных государственных нужд подается в ФАС России. Деятельность данной Федеральной службы регламентируется Положением о ФАС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.

В настоящее время изменяется схема распределения полномочий между ФАС России и Рособоронзаказом по осуще ствлению контроля в сфере размещения заказов. В соответствии с Указом Президента РФ от 12.02.2008 № 187 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 56с" к полномочиям Рособоронзаказа относится контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также для государственных и муниципальных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну. В случае поступления в ФАС России жалобы на дей ствия (бездействие), совершенные (совершенное) при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, ФАС России не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления жалобы, направляет ее в Рособоронзаказ. Оригинал жалобы отправляется по почте, а копия жалобы – по факсу и (или) по электронной почте. Если жалоба или приложения к ней имеют гриф секретности, они направляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

В настоящее время в составе ФАС России насчитывается 74 территориальных органа, которые являются его структурными подразделениями и функционируют в соответствии с приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы". В целях осуществления оперативного контроля в сфере размещения заказов, в том числе рассмотрения жалоб на действия (бездействие) при размещении заказов, ФАС России наделила территориальные органы отдельными полномочиями по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) при размещении заказов для федеральных государственных нужд, разграничив компетенцию в данной сфере следующим образом:

• центральный аппарат ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) по размещению заказа, совершенные (совершенное) при размещении заказа для федеральных нужд федерального органа исполнительной власти, а также на действия (бездействие), совершенные при размещении заказа путем проведения закрытых торгов;
• территориальные органы ФАС России рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика, находящегося на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа, если действия (бездействие) были совершены при размещении заказа:

- для федеральных нужд – территориальным органом федерального органа исполнительной власти или уполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной власти получателем бюджетных средств;
- для нужд субъекта Российской Федерации;
- для муниципальных нужд.

В соответствии с внутренними документами ФАС России, в случае если жалоба подлежит рассмотрению в территориальном органе, но начальная цена контракта превышает 1 млрд рублей, она подлежит рассмотрению в центральном аппарате ФАС России.

Жалоба на действия (бездействие) по размещению заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации может быть подана в следующие органы:

• федеральный контролирующий орган (ФАС России);
• уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – контролирующий орган субъекта РФ).

Жалоба на действия (бездействие) по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд может быть подана в следующие органы:

• федеральный контролирующий орган (ФАС России);
• контролирующий орган субъекта РФ;
• уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления (далее – муниципальный контролирующий орган).

В случае если участник размещения заказа для нужд субъекта Российской Федерации либо для муниципальных нужд принимает решение подать жалобу в ФАС России, ему целесообразно обратиться непосредственно в соответствующий территориальный орган ФАС России.

В случае поступления в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает ее в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При поступлении в территориальный орган жалобы, подлежащей рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе, она передается для рассмотрения по существу в ФАС России или соответствующий территориальный орган. В указанных случаях не позднее следующего рабочего дня после дня поступления жалобы ее копия направляется по подведомственности факсимильной связью или электронной почтой, оригинал жалобы и все имеющиеся приложения отправляются по почте.

При передаче жалобы по подведомственности ФАС России или ее территориальный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления, обязаны сообщить участнику размещения заказа, подавшему жалобу, по факсу, электронной почте либо по телефону, а также обязательно в письменной форме по почте, указанным в жалобе, о принятом решении.

Жалобы на действия (бездействие), совершенные (совершенное) при размещении заказа путем проведения совместных торгов, когда лица, чьи действия (бездействие) обжалуются, находятся на территории осуществления деятельности двух и более территориальных органов ФАС России, рассматриваются тем органом, на территории которого в соответствии с извещением о проведении торгов и документацией о торгах производится вскрытие конвертов с заявками на участие в торгах либо рассмотрение заявок на участие в аукционе. Территориальный орган ФАС России, рассматривающий жалобу на действия (бездействие), совершенные (совершенное) при размещении заказа путем проведения совместных торгов, обязан уведомить ФАС России и все территориальные органы, на территории которых находятся заказчики таких торгов, о принятии к рассмотрению жалобы, а также о решении по результатам ее рассмотрения. Указанные уведомления направляются по факсу (электронной почте), а также по почте в течение рабочего дня, следующего за днем поступления жалобы.

Необходимо отметить, что ФАС России, наделив территориальные органы соответствующими полномочиями, оставила за собой право рассматривать любую жалобу, подлежащую рассмотрению в территориальном органе. В этом случае территориальный орган после получения соответствующего уведомления ФАС России немедленно направляет копию жалобы в ФАС России по факсу и (или) адресу электронной почты, указанным в уведомлении, а оригинал жалобы со всеми приложениями отправляется по почте. Как правило, ФАС России рассматривает жалобы, касающиеся дел, которые имеют важное государственное значение и могут иметь широкий общественный резонанс.

Законом участнику размещения заказа для нужд субъекта Российской Федерации не предоставлено право подавать жалобу на одни и те же действия (бездействие) одновременно как в федеральный контролирующий орган, так и в контролирующий орган субъекта РФ.

Данный вывод следует не только из положений части 5 статьи 57 Закона, но и из требований пунктов 5–6 части 1 статьи 59 Закона, в соответствии с которыми контролирующий орган субъекта РФ обязан возвратить жалобу, в случае если установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение федеральным контролирующим органом.

Аналогичный запрет на подачу участником размещения заказа для муниципальных нужд жалобы на одни и те же действия (бездействие) по размещению заказа в разные контролирующие органы следует из положений части 5 статьи 57 и пунктов 5, 7 части 1 статьи 59 Закона, согласно которым муниципальный контролирующий орган обязан возвратить жалобу в случае, если установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение федеральным контролирующим органом или контролирующим органом субъекта РФ.

Решая вопрос о том, в какой контролирующий орган обратиться с жалобой, участник размещения заказа должен также иметь в виду положения части 7 статьи 60 Закона, согласно которым, в случае если федеральный контролирующий орган и контролирующий орган субъекта РФ либо муниципальный контролирующий орган рассматривали жалобы на одни и те же действия (бездействие) заказчика, выполняется решение, принятое федеральным контролирующим органом.

В Законе осталась неурегулированной ситуация, когда жалоба на одни и те же действия (бездействие) по размещению заказа для муниципальных нужд рассматривалась контролирующим органом субъекта РФ и муниципальным контролирующим органом. Такая ситуация может сложиться, например, в том случае, если один из участников размещения заказа для муниципальных нужд обратится с жалобой в контролирующий орган субъекта РФ, а другой участник с жалобой на те же действия – в муниципальный контролирующий орган (такое право предоставлено участникам размещения заказа частью 5 статьи 57 Закона).

В настоящее время можно избежать правовой неопределенности в такой ситуации только путем обращения либо в федеральный контролирующий орган, решение которого на основании части 7 статьи 60 Закона будет иметь приоритетное значение, либо в суд.

2.3. Форма и содержание жалобы

Опираясь на положения частей 4–5 статьи 57 Закона, стоит отметить, что жалоба на действия (бездействие) по размещению заказа для федеральных нужд может быть подана в письменной форме, а также в форме электронного документа или посредством факсимильной связи.

Жалоба на действия (бездействие) по размещению заказа для нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд может быть подана исключительно в письменной форме.

Участникам размещения заказа также следует иметь в виду, что подача жалобы в форме электронного документа подразумевает под собой не просто направление текста жалобы по электронной почте, а наличие электронной цифровой подписи участника размещения заказа.

При подаче жалобы на действия (бездействие) заказчика участник размещения заказа должен направить копию жалобы заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются. Если участник не направил ему копию либо не может подтвердить исполнение такой обязанности надлежащим образом, это обстоятельство не может являться основанием для возвращения жалобы на действия (бездействие) заказчика без рассмотрения (подробно о возвращении жалобы см. подраздел 2.4 раздела 2 части 1 данного сборника).

В случае если заказчик, действия которого обжалуются, не получил копию жалобы или не ознакомился с ее содержанием из информации, размещаемой на официальном сайте контролирующими органами в соответствии с частью 1 статьи 60 Закона, председатель комиссии по рассмотрению жалобы непосредственно на ее рассмотрении предоставляет лицам, чьи действия обжалуются, а также иным заинтересованным участникам размещения заказа возможность ознакомиться с содержанием жалобы, а в случае необходимости более подробного изучения и подготовки обоснованных возражений ФАС России вправе перенести срок рассмотрения жалобы. Однако дата рассмотрения в данном случае не может быть установлена позже срока, предусмотренного частью 3 статьи 60 Закона, т. е. жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее пяти рабочих дней со дня ее поступления. В соответствии со статьей 58 Закона жалоба на действия (бездействие) заказчика должна содержать:

• наименование, данные о месте нахождения, почтовом адресе, номере контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;
• наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;
• указание на размещаемый заказ;
• данные об обжалуемых действиях (бездействии) заказчика, доводы жалобы.

Если жалоба не содержит указанных сведений, то на основании пункта 1 части 1 статьи 59 Закона она возвращается участнику размещения заказа (об основаниях возвращения жалобы см. подраздел 2.4 раздела 2 части 1 данного сборника).

Однако нельзя подходить к требованиям статьи 58 и пункта 1 части 1 статьи 59 Закона исключительно с формальной стороны. Например, контролирующий орган не должен возвращать жалобу, если в ней не указаны имена и отчества членов конкурсной комиссии, действия которой обжалуются (не выполнено требование пункта 1 части 1 статьи 58 Закона). У участника размещения заказа может отсутствовать возможность получения такой информации, ведь Законом не установлено требование о том, что протоколы, составляемые в ходе размещения заказа, должны содержать информацию об именах, отчествах членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. В такой ситуации достаточно указать в жалобе тип комиссии (конкурсная, аукционная, котировочная, комиссия такого-то органа власти и пр.), действия (бездействие) которой обжалуются, и заказ, действия (бездействие) по размещению которого обжалуются.

Участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, обязан приложить к ней документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Если такие документы не приложены, жалоба не может быть возвращена заявителю и должна быть принята к рассмотрению, в связи с тем что в статье 59 Закона, которой определяются основания для возвращения жалобы, не содержится такого основания, как непредоставление участником документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы. Кроме того, в соответствии с частью 3.1 статьи 60 Закона заказчик обязан предоставить на рассмотрение жалобы по существу конкурсную документацию.

Согласно части 3 статьи 58 Закона жалоба на действия (бездействие) заказчика подписывается участником размещения заказа, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника размещения заказа, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Таким образом, если жалоба подписана единоличным исполнительным органом участника размещения заказа (руководителем организации, генеральным директором или другим законным представителем участника размещения заказа), подтверждать его полномочия предоставлением учредительных документов организации, приказа о назначении на должность и т. п. не требуется. Однако непосредственно на рассмотрении жалобы комиссия ФАС России устанавливает полномочия лица, подписавшего жалобу,и других присутствующих на рассмотрении лиц, представляющих участника размещения заказа, подавшего жалобу.

Регистрация и учет жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов, поступающих в контролирующие органы, осуществляются в соответствии с порядком ведения делопроизводства, установленным в таких органах. Например, в ФАС России поступившая жалоба регистрируется в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству ФАС России, а также в отдельном журнале регистрации жалоб. В указанном журнале отображаются дата поступления жалобы, ее входящий номер, наименование заявителя и лица, действия (бездействие) которого обжалованы, сведения о дате рассмотрения жалобы в ФАС России, принятом решении, выданном предписании либо сведения о передаче жалобы для рассмотрения по подведомственности или ее возвращении заявителю.

2.4. Возвращение жалобы

Жалоба на действия (бездействие) заказчика возвращается участнику размещения заказа, в случае если:

• она не содержит сведений, предусмотренных частью 1 статьи 58 Закона;
• она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
• она подана по истечении срока, указанного в части 2 статьи 57 Закона. Необходимо отметить, что жалоба может быть подана с соблюдением срока, установленного Законом, но направлена в контролирующий орган почтовой связью и поступить туда по истечении срока, в течение которого в соответствии с Законом допускается обжалование действий (бездействия) в административном порядке. В таком случае ФАС России и иные контролирующие органы обязаны принять жалобу к рассмотрению, рассмотреть ее и вынести решение. Таким образом, поступление жалобы по истечении срока, установленного частью 2 статьи 57 Закона, не является основанием для ее возврата в том случае, если жалоба была направлена почтовой связью с соблюдением указанного срока;
• она подана с нарушением требований, предусмотренных частями 4 или 5 статьи 57 Закона;
• жалоба на те же действия (бездействие) заказчика принята судом к рассмотрению или по ней принято решение суда;
• контролирующий орган субъекта РФ установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение федеральным контролирующим органом;
• муниципальный контролирующий орган установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение федеральным контролирующим органом или контролирующим органом субъекта РФ.

В настоящее время взаимодействие между контролирующими органами, в том числе по обмену информацией о поступивших и рассмотренных жалобах, не налажено.

Решение о возвращении жалобы на действия (бездействие) заказчика должно быть принято не позднее чем через два рабочих дня со дня ее поступления.

При рассмотрении вопроса об основаниях для возврата жалобы необходимо обратить внимание на положения пунктов 4, 6, 7 части 1 статьи 59 Закона. Согласно данным положениям, как уже говорилось, жалоба должна быть возвращена участнику размещения заказа, в случае если будет установлено, что по ней принято решение федеральным контролирующим органом или контролирующим органом субъекта РФ. В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона контролирующий орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании. Таким образом, контролирующему органу при решении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению целесообразно проверить на официальном сайте, не поступала ли жалоба на те же действия (бездействие) в другой контролирующий орган.

Согласно части 3 статьи 59 Закона контролирующий орган в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить по факсу, электронной почте либо по телефону, а также обязательно в письменной форме по почте участнику размещения заказа, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин и указать на право заявителя на основании части 4 статьи 59 Закона обжаловать решение о возвращении жалобы в судебном порядке. Данные требования обусловлены необходимостью оперативно извещать заявителя об ошибках, допущенных им при подаче жалобы, которые следует устранить, чтобы не пропустить срока, установленного для обжалования.

Несмотря на то что Закон действует уже более двух лет, количество жалоб, возвращаемых участникам размещения заказа без рассмотрения, остается довольно значительным. Так, например, в ФАС России в I квартале 2007 г. из 1648 поступивших жалоб 343 (20,8%) возвращены; во II квартале 2007 г. из 2699 поступивших жалоб возвращено 552 (20,5%); в III квартале 2007 г. из 2666 поступивших жалоб возвращено 519 (19,5%). Опираясь на практику рассмотрения жалоб ФАС России и ее территориальных органов, следует отметить, что наиболее распространенной причиной возврата является нарушение при подаче требований части 2 статьи 57 Закона, т. е. жалобы подаются по истечении установленного срока на обжалование.

2.5. Отзыв жалобы

В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона участник размещения заказа, подавший жалобу, вправе отозвать ее до принятия решения по существу жалобы. Отозвавший жалобу участник не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) заказчика в административном порядке, однако он имеет право обратиться с ней в суд.

В Законе не установлен перечень оснований для отзыва жалобы на действия (бездействие) заказчика. Такой отзыв является правом участника размещения заказа. В ФАС России в I квартале 2007 г. из 1648 поступивших жалоб отозвано 83 (5%); во II квартале 2007 г. из 2699 поступивших жалоб отозвано 117 (4,3%); в III квартале 2007 г. из 2666 поступивших жалоб отозвано 133 (5%).

Нередко участник размещения заказа отзывает жалобу под давлением заказчика, опасаясь негативных последствий для дальнейшей деятельности либо, наоборот, добиваясь получения от заказчика различных благ. В целях пресечения подобных злоупотреблений как со стороны заказчиков, так и со стороны участников, контролирующие органы могут реализовать предоставленное им частью 5 статьи 17 Закона право провести внеплановую проверку размещения заказа, в отношении которого была подана отозванная жалоба. Так, например, если в жалобе указывалось на действия (бездействие) по размещению заказа, содержащие (содержащее) признаки грубых нарушений законодательства о размещении заказов (например, таких как необоснованный отказ в допуске к участию в торгах участнику, в заявке на участие в конкурсе которого содержались наилучшие условия исполнения контракта), ФАС России (ее территориальный орган) всегда проводит внеплановую проверку размещения данного заказа, потому что такими действиями (бездействием) могут быть нарушены права и законные интересы иных заинтересованных участников размещения заказа и третьих лиц.

Контролирующий орган, в который была подана отозванная жалоба, в течение двух рабочих дней со дня отзыва обязан направить уведомления об отзыве жалобы участникам размещения заказа, подавшим возражение на жалобу, а также заказчику, действия (бездействие) которого были обжалованы. Закон не содержит требований к форме уведомления. Например, ФАС России (ее территориальный орган), как правило, сообщает об отзыве жалобы лицу, в отношении действий (бездействия) которого была подана жалоба, по факсу, электронной почте либо по телефону, а также обязательно в письменной форме по почте. При этом в Законе не установлено требования о размещении контролирующим органом на официальном сайте извещения об отзыве заявителем жалобы.

2.6. Рассмотрение жалобы по существу

В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика и принятия ее к рассмотрению федеральные контролирующие органы, контролирующие органы субъекта РФ, муниципальные контролирующие органы в течение двух рабочих дней после поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, в случае проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.

До внедрения единого официального сайта, предназначенного для помещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, т. е. до 1 января 2010 г., информация о поступлении жалоб и об их содержании в соответствии с частью 17 статьи 65 Закона помещается в порядке, предусмотренном для помещения информации о размещении заказов, на сайте соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, т. е. на том сайте, на котором помещена информация о размещении заказа.

В настоящее время информация о размещении заказа и о поступлении и рассмотрении жалобы чаще всего размещается на официальных сайтах в разных местах. Однако предполагается, что после внедрения единого официального сайта подобная информация будет размещена в одном месте.

При рассмотрении жалобы по существу контролирующий орган предоставляет возможность каждой стороне (заявителю, другим участникам размещения заказа, а также лицу, действия (бездействие) которого обжалуются) изложить доводы в обоснование своей позиции. В связи с этим контролирующие органы должны обеспечить своевременное и надлежащее уведомление заявителя, заказчика, чьи действия (бездействие) обжалуются, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы. Так, например, ФАС России направляет уведомление о рассмотрении жалобы телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить уведомление,в котором при этом указывается, что полномочия представителей участников размещения заказа и заказчика должны быть подтверждены надлежащим образом.

Согласно части 4 статьи 60 Закона контролирующий орган, в который подана жалоба, вправе приостановить размещение заказа до ее рассмотрения, направив в письменной форме заказчику требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении заказчик до рассмотрения жалобы не вправе проводить процедуры размещения заказа, а также заключать государственный или муниципальный контракт.

Возможность приостановить размещение заказа является важной гарантией защиты интересов не только участников размещения заказа, но и сторон контрактов, по скольку способствует предотвращению убытков, которые они могут понести.

Если обратиться к практике рассмотрения жалоб ФАС России, то можно отметить, что, в случае когда предметом жалобы являются действия (бездействие), которые уже рассматривались ФАС России (ее территориальным органом), ФАС России (ее территориальный орган) в уведомлении о рассмотрении жалобы, направляемом лицу, чьи действия (бездействие) обжалуются (обжалуется), не всегда устанавливает требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы. Во всех остальных случаях ФАС России (ее территориальный орган) всегда устанавливает такое требование. При этом исходя из части 5 статьи 60 Закона срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы.

На основании части 2 статьи 60 Закона участники размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы направить в орган, осуществляющий ее рассмотрение, возражение на жалобу, которое должно содержать сведения, указанные в части 1 статьи 58 Закона. Однако участник размещения заказа, который желает, чтобы его возражение на жалобу было рассмотрено до вынесения решения по существу жалобы, должен не просто направить возражение, а обеспечить ее поступление в орган, который будет ее рассматривать, до начала рассмотрения жалобы по существу либо представить возражение непосредственно на рассмотрение жалобы. Также необходимо обратить внимание на то, что в Законе не предусмотрена возможность отклонения возражения на жалобу в связи с несоблюдением участником размещения заказа требований к форме, содержанию и срокам его подачи.

В соответствии с частью 3 статьи 60 Закона контролирующие органы обязаны рассмотреть жалобу по существу и возражение на нее в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего ее, лиц, направивших на нее возражение, о результатах такого рассмотрения. Исходя из положений статьи 191 Гражданского кодекса РФ следует отметить, что первым днем для исчисления указанного срока считается рабочий день, следующий за днем поступления жалобы. При этом, например, установлено, что, если жалоба передана в ФАС России (ее территориальный орган) для рассмотрения по подведомственности, днем ее поступления считается день поступления жалобы в ФАС России (ее территориальный орган), в который она была подана первоначально.

В целях рассмотрения жалобы контролирующий орган вправе на основании части 3 статьи 60 Закона направить участнику размещения заказа, подавшему жалобу, запрос о предоставлении сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы. Исходя из смысла части 3 статьи 60 Закона следует отметить, что запрос о предоставлении указанных сведений и документов может быть сделан не только непосредственно тому лицу, действия (бездействие) которого обжалуются. Так, например, при рассмотрении жалобы на действия конкурсной комиссии по отказу участнику размещения заказа в допуске к участию в конкурсе у заказчика может быть запрошена аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, поскольку обязанность хранить данную аудиозапись лежит на заказчике.

Орган, рассматривающий жалобу, может не делать отдельного запроса о предоставлении сведений и документов, если их предоставление непосредственно на рассмотрение жалобы является обязанностью лица, действия (бездействие) которого обжалуются. В соответствии с частью 3.1 статьи 60 Закона заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан предоставить на рассмотрение жалобы по существу конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в конкурсную документацию, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.

Участник размещения заказа, лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются, вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить своих представителей, полномочия которых должны быть удостоверены надлежащим образом (доверенностью, учредительными документами, приказом о назначении на должность и т. п.).

Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона.

По результатам рассмотрения жалобы орган, рассмотревший ее, принимает решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 Закона, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 Закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных предписаний.

Орган, рассмотревший жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по ней направляет участнику размещения заказа, подавшему ее, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу, а также лицам, действия (бездействие) которых обжалуются, копию решения, предписания, вынесенных по результатам рассмотрения, и размещает сведения о вынесенных решении, предписании на официальном сайте.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

В части 3 статьи 60 Закона установлено требование о том, что жалоба должна рассматриваться на коллегиальной основе, что способствует объективности и беспристрастности при вынесении решений по жалобам, устранению произвола при рассмотрении жалоб.

Например, в ФАС России (ее территориальном органе) жалобы рассматривает постоянно действующая Комиссия по контролю в сфере размещения заказов или Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых конкурсов и аукционов (далее – комиссия), формируемая на основании приказа ФАС России (ее территориального органа). Порядок рассмотрения жалоб комиссией урегулирован административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (утвержден приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379). Комиссия осуществляет рассмотрение жалоб на действия (бездействие) по размещению заказа в следующем порядке.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.

Как правило, комиссия проводит открытые заседания по рассмотрению жалоб. Рассмотрение в закрытом заседании допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, а также в иных случаях, предусмотренных Законом.

Жалоба рассматривается комиссией в присутствии представителей заявителя, лица, действия (бездействие) которого обжалованы, иных заинтересованных лиц. В случае отсутствия на заседании комиссии представителей одной из сторон либо представителей обеих сторон заседание может быть перенесено на более позднюю дату. При переносе даты общий срок рассмотрения жалобы (пять рабочих дней) не продлевается. Если перенос срока невозможен, комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение, в том числе в случае отсутствия одной из сторон либо обеих сторон, на основании имеющейся в жалобе информации и информации, размещенной на официальном сайте.

Непосредственно перед рассмотрением жалобы комиссия проверяет полномочия представителей заявителя, лица, действия (бездействие) которого обжалованы, заинтересованных участников размещения заказа, присутствующих на рассмотрении жалобы. Представители, полномочия которых не подтверждены должным образом, вправе присутствовать на заседании комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.

На заседании ведется аудиозапись, которая хранится не менее одного года.

Комиссия на основании части 5 статьи 17 Закона одновременно с рассмотрением жалобы осуществляет внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы. При этом на соответствие требованиям законодательства о размещении заказов проверяются все действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которого обжалованы, в том числе не указанные в жалобе, а также все документы по организации и проведению торгов или запроса котировок.

Председатель комиссии (либо в отсутствие председателя его заместитель) или член комиссии, осуществляющий его обязанности (далее – ведущий заседание), выполняет следующие функции:

• открывает заседание и объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению;
• разъясняет сторонам, участвующим в рассмотрении, и иным заинтересованным участникам размещения заказа их права и обязанности;
• разъясняет порядок рассмотрения, уведомляет о том, что ведется аудиозапись заседания и проводится внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов;
• руководит рассмотрением жалобы, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в рассмотрении;
• принимает меры по обеспечению установленного порядка рассмотрения.

Рассмотрение начинается с сообщения заявителя об обжалуемых действиях (бездействии) по размещению заказа, о своих требованиях, а в случае отсутствия заявителя – с сообщения сотрудника ФАС России (ее территориального органа) о доводах и фактах, изложенных в жалобе заявителя.

В ходе рассмотрения лицо, на действия (бездействие) которого она подана, представляет пояснения, возражения по фактам, указанным в жалобе. Представители заинтересованных участников размещения заказа вправе представлять свои пояснения по жалобе.

Комиссия при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки заслушивает пояснения, возражения сторон и заинтересованных участников размещения заказа, а также передает ксерокопии пояснений и возражений на жалобу, представленных в письменной форме, представителям сторон и заинтересованных лиц, присутствующим на заседании, испрашивает необходимые документы для ознакомления. Комиссия вправе получать объяснения сторон по фактам, изложенным в жалобе, а также иным вопросам, связанным с размещением заказа, заслушивать свидетелей, а также совершать иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение жалобы и изучение обстоятельств дела.

Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании. Объявление перерыва на срок, в результате которого общий срок рассмотрения жалобы превысит пять рабочих дней, не допускается.

При объявлении перерыва лица, участвующие в рассмотрении жалобы, извещаются о дате, времени и месте продолжения заседания. После окончания перерыва рассмотрение жалобы продолжается с того момента, на котором заседание было прервано объявлением перерыва. Из данного правила существуют исключения: например, если после окончания перерыва на заседание комиссии явилась одна из сторон (лицо, действия (бездействие) которого обжалованы, заявитель) или заинтересованные лица, отсутствовавшие на заседании до объявления перерыва, рассмотрение жалобы начинается заново.

По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки комиссия принимает единое решение.

Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствовавших на заседании. При принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки. Комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной или необоснованной, а также о наличии в действиях (бездействии) лица, действия (бездействие) которого обжалованы, нарушений, установленных в ходе рассмотрения такой жалобы и проведения проверки.

Жалоба может быть признана частично обоснованной, в случае если установлены не все нарушения законодательства о размещении заказов, указанные в ней. На практике, как правило, около 50–60% жалоб, подаваемых в ФАС России, являются обоснованными. Так, например, из 464 жалоб, рассмотренных в ФАС России в первом полугодии 2006 г., 262 признаны обоснованными; из 742 жалоб, рассмотренных в III квартале 2006 г., обоснованными признаны 394; из 1237 жалоб, рассмотренных в IV квартале 2006 г., обоснованными признаны 621; из рассмотренных в I квартале 2007 г. 1222 жалоб обоснованными признаны 756; из рассмотренных во II квартале 2007 г. 2030 жалоб обоснованными признаны 1221; из рассмотренных в III квартале 2007 г. 2014 жалоб обоснованными признаны 1165.

В случае если предметом жалобы являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе, принятой по критериям оценки, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона, комиссия принимает решение о том, что данный предмет жалобы не относится к компетенции ФАС России (ее территориального органа). Данная норма действует с 1 октября 2007 г. Вместе с тем, в случае если в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено, что нарушен порядок оценки заявок на участие в конкурсе по таким критериям, указанным в конкурсной документации, комиссия принимает решение о том, что жалоба обоснованна и выдает соответствующее предписание об устранении допущенных нарушений.

Таким образом, необходимо различать обжалование установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе по критериям, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона, и результатов оценки заявок по таким критериям. При рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки по критериям, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона, комиссия рассматривает только правильность применения порядка оценки по таким критериям, а по остальным критериям – порядок оценки и результаты оценки заявок.

Решение комиссии состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть решения содержит:

• номер дела;
• сведения о дате и месте принятия решения;
• информацию о составе комиссии;
• данные о предмете рассмотрения дела;
• наименование сторон, участвующих в деле, фамилии, имена, отчества присутствующих на заседании представителей сторон и других заинтересованных лиц.

Описательная часть решения содержит краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательств и ходатайств лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения указываются:

• обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы и в ходе проведения проверки, на которых основываются выводы комиссии;
• нормы законодательства, которыми руководствовалась комиссия при принятии решения;
• сведения о нарушении требований законодательства о размещении заказов, наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, оценка этих нарушений;
• иные сведения.

Резолютивная часть решения содержит:

• выводы комиссии о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной, необоснованной;
• выводы комиссии о наличии в действиях лица, действия (бездействие) которого обжалованы, нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки;
• выводы комиссии о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
• сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов;
• указание на другие меры по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, передаче материалов в правоохранительные органы и т. д.

В случае признания жалобы частично обоснованной резолютивная часть решения содержит выводы комиссии о том, какие именно доводы жалобы признаны обоснованными.

В случае если предметом жалобы являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе, принятой по критериям оценки, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона, резолютивная часть решения содержит выводы о том, что данный предмет жалобы не относится к компетенции ФАС России (ее территориального органа) и обжаловать результаты оценки заявок можно в судебном порядке.

Решение комиссии, точнее, только его резолютивная часть, оглашается немедленно по окончании рассмотрения жалобы по существу. В полном объеме решение изготавливается в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня рассмотрения жалобы, и подписывается ведущим заседание и всеми присутствующими на заседании членами комиссии. Если член комиссии не согласен с решением, он подписывает его, письменно изложив особое мнение, которое приобщается к делу, но не оглашается и не направляется сторонам, заинтересованным лицам.

Копии решения направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются уполномоченным представителям сторон, заинтересованных лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу.

ФАС России (ее территориальный орган) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения выкладывает сведения о таком решении на официальном сайте, на котором помещена информация о размещении заказа.

В случае если при рассмотрении жалобы и (или) в ходе проведения проверки в действиях (бездействии) лица, действия (бездействие) которого обжалованы, выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, комиссия выдает предписание об их устранении. Комиссия не выдает предписание только в тех случаях, когда выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результаты размещения заказа.

Анализ решений и предписаний ФАС России позволяет прийти к заключению, что к упомянутым нарушениям в том числе относятся:

• выбор способа размещения заказа, противоречащий требованиям Закона, в том числе размещение заказа путем проведения конкурса, в случае если законодательством установлено, что размещение заказа на поставку (выполнение, оказание) товара (работ, услуг) должно осуществляться путем проведения аукциона;
• нарушение сроков размещения (опубликования) информации о размещении заказа, в том числе нарушение сроков размещения (опубликования) извещения о проведении торгов, запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе;
• установление требований к участникам размещения заказа, противоречащих законодательству о размещении заказов;
• установление требований о предоставлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35 Закона;
• признание победителем торгов, победителем в запросе котировок участника, который необоснованно допущен к участию в торгах, в запросе котировок;
• необоснованный отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок;
• проведение процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, процедуры рассмотрения заявок на участие в аукционе или процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок ранее срока, установленного извещением о проведении торгов, документацией о торгах или извещением о проведении запроса котировок;
• установление критериев оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренных частями 4, 5 статьи 28 Закона, в случае если их применение привело к выбору победителя, который при оценке по критериям, не противоречащим Закону, не должен быть признан победителем;
• нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленного в конкурсной документации, применение критериев оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренных конкурсной документацией, нарушение порядка определения победителя конкурса, аукциона, запроса котировок;
• отсутствие на официальном сайте протоколов, составленных в ходе размещения заказа.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим.

В предписании об устранении нарушений законодательства о размещении заказов указываются:

• номер дела;
• сведения о дате и месте выдачи предписания;
• информация о составе комиссии;
• данные о решении, на основании которого выдается предписание;
• наименование, адрес заказчика, а также иных лиц, которым выдается предписание;
• требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о размещении заказов;
• сроки, в течение которых предписание должно быть исполнено;
• сроки, в течение которых в ФАС России (ее территориальный орган) должны поступить копии документов и сведения об исполнении предписания.

Анализируя предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, выданных комиссией ФАС России, можно отметить, что действиями, направленными на устранение нарушений, могут быть:

• аннулирование результатов размещения заказа путем проведения конкурса, в случае если предметом размещения заказа являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, размещение заказа на поставку (выполнение, оказание) которых в соответствии с законодательством о размещении заказов должно осуществляться путем проведения аукциона;
• отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов. Предписание об отмене протоколов выдается, в том числе, в случае если выдается предписание о внесении изменений в извещение о проведении торгов, запроса котировок и (или) документацию о торгах;
• внесение изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок; продление срока подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок;
• проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона;
• иные действия.

Резолютивная часть предписания оглашается вместе с резолютивной частью решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки. Предписание изготавливается одновременно с решением и подписывается ведущим заседание и всеми присутствующими членами комиссии. Копии предписания направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются уполномоченным представителям сторон, заинтересованных лиц, участвовавшим в рассмотрении жалобы, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу.

ФАС России (ее территориальный орган) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения размещает сведения о выданном предписании на официальном сайте, на котором помещена информация о размещении заказа. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный в нем. Неисполнение в установленный срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе административную ответственность. Под неисполнением в срок предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов понимается уклонение от его исполнения либо его частичное или несвоевременное исполнение. В случае если предписание не исполнено, ФАС России принимает решение об обращении в суд с иском о понуждении исполнения предписания.

2.7. Особенности обжалования действий (бездействия) по размещению заказа, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут устанавливать иной, противоречащий нормам Закона порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

В качестве примера иного федерального закона, которым регулируются отношения, связанные с размещением заказов, можно назвать Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлены запреты на осуществление действий, в том числе при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции. Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, в том числе приводящие к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (сговор).

Статьей 15 данного Федерального закона установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, в том числе необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Примером такого препятствия является акт органа власти, ограничивающий круг участников размещения заказа.

В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ. Нарушением данной статьи могут быть соглашения, приводящие или могущие привести к повышению, снижению или поддержанию цен, ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него.

В статье 17 упомянутого Федерального закона установлены антимонопольные требования к торгам, в том числе проводимым в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Перечень таких действий является открытым. Таким образом, при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Примерами нарушения части 1 статьи 17 данного Федерального закона могут быть установление в конкурсной документации, документации об аукционе незаконных требований к участникам торгов; требование о предоставлении документов и сведений, не предусмотренных Законом; размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае если Законом не предусмотрена возможность такого размещения.

Частью 2 статьи 17 указанного Федерального закона запрещается ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или нормативными правовыми актами. Примером нарушения данной нормы может являться отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, не предусмотренным Законом.

Частью 3 статьи 17 упомянутого Федерального закона установлен запрет на ограничение конкуренции путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Примером такого ограничения может быть включение в предмет торгов, запроса котировок либо в состав лотов требования о поставке продуктов питания и лекарственных средств, что приведет к значительному сужению круга потенциальных поставщиков продуктов питания.

Статьей 18 упомянутого Федерального закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания ряда финансовых услуг путем проведения открытого конкурса или аукциона в соответствии с положениями Закона.

При этом данной статьей установлено, что размещение заказа на предоставление указанных в ней услуг может осуществляться исключительно путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Не допускается размещение заказа на оказание финансовых услуг путем проведения закрытых торгов, запроса котировок, а также у единственного поставщика даже в том случае, если цена контракта не превышает 100 тыс. рублей.

Таким образом, указанным Федеральным законом участникам размещения заказа предоставляются дополнительные возможности защиты своих законных прав и интересов, нарушенных при проведении процедур размещения заказов.

Обжалование действий (бездействия) по размещению заказа, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а не Законом. Порядок обжалования действий (бездействия) по размещению заказа, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отличие от порядка обжалования действий (бездействия) по размещению заказа на основании Закона, имеет следующие особенности.

Жалоба на действия по размещению заказа как для федеральных нужд, так и для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд может быть подана исключительно в антимонопольный орган (ФАС России, ее территориальный орган).

Для подачи жалобы не действует установленное Законом ограничение по сроку подачи жалобы, т. е. жалоба может быть подана и по истечении десяти дней со дня размещения на официальном сайте итогового протокола (при проведении открытых торгов) или по истечении десяти дней со дня подписания итогового протокола (при проведении закрытых торгов).

Заявление и материалы о признаках нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца со дня их представления. При этом срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на два месяца.

Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает комиссию. Дело рассматривается в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении его к рассмотрению.

Таким образом, процедура обжалования действий (бездействия) по размещению заказа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ, является значительно более длительной по сравнению с процедурой, установленной в Законе.

Поскольку трехмесячный срок рассмотрения дела не может применяться при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, ФАС России предполагает принять внутренний акт, которым будут установлены особенности рассмотрения таких дел, в том числе установление более коротких сроков рассмотрения.

Раздел 3. Обжалование действий (бездействия) по размещению заказов в судебном порядке

В соответствии с частью 3 статьи 57 Закона размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или федеральных контролирующих органов, контролирующих органов субъекта РФ, муниципальных контролирующих органов только судом.

Исходя из данных положений Закона любой участник размещения заказа вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика в любое время размещения заказа либо обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным, в случае если государственный или муниципальный контракт уже заключен (т. е. если заказ уже размещен). С иском о признании размещения заказа недействительным вправе обратиться в суд, арбитражный суд также федеральный контролирующий орган, контролирующий орган субъекта РФ, муниципальный контролирующий орган.

Рассмотрение судом, арбитражным судом жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов, исковых заявлений о признании размещения заказа недействительным осуществляется в порядке, установленном соответственно ГПК РФ или АПК РФ.

Участники размещения заказа, а также контролирующие органы при принятии решения об обращении в арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным должны обращать внимание на положения главы 8 АПК РФ, которыми регулируется порядок применения обеспечительных мер.

Обеспечительные меры – это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (статья 90 АПК РФ). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Перечень обеспечительных мер содержится в статье 91 АПК РФ. В целях обеспечения интересов участника размещения заказа суд может принять решение о применении такой обеспечительной меры, как запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (например, запрещение заказчику осуществлять выплату аванса по государственному контракту и запрещение поставщику осуществлять поставку товаров по такому контракту). Таким образом, обеспечительные меры – это реальная гарантия защиты интересов участников размещения заказа. В связи с этим участнику размещения заказа, а также контролирующим органам целесообразно одновременно с подачей искового заявления о признании размещения заказа недействительным подавать заявление об обеспечении иска.

Заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении.

Заявление об обеспечении иска рассматривается судьей единолично не позднее следующего дня после поступления искового заявления в суд без извещения сторон.

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно. За неисполнение определения лицо, на которое суд возложил обязанности по исполнению обеспечительных мер, может быть подвергнуто судебному штрафу.

Раздел 4. Порядок обжалования решений и предписаний ФАС России (ее территориального органа)

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Таким образом, невозможно обжаловать решение, принятое территориальным органом ФАС России, в центральный аппарат ФАС России. В случае поступления в центральный аппарат ФАС России заявления о принятии территориальным органом решения, не соответствующего законодательству, ФАС России рассматривает такое обращение и дает ему правовою оценку. В случае если принятое решение не соответствует законодательству о размещении заказов, ФАС России указывает на это в своем ответе и для установления единой правоприменительной практики осуществления контроля разъясняет сотрудникам территориального органа, в какой именно части такое решение не соответствует законодательству.

ФАС России не вправе отменить принятое территориальным органом решение, и его обжалование может происходить только в судебном порядке.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль