Контроль за соблюдением законодательства РФ. Ведение реестра недобросовестных поставщиков

3143
Часть III подходы к рассмотрению жалоб и проведению проверок, административная и судебная практика, внутренние нормативные и методические материалы, подготовленные специалистами ФАС

Раздел 1. Понятие реестра недобросовестных поставщиков
Раздел 2. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков
Раздел 3. Порядок и сроки представления заказчиками сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках)
Раздел 4. Порядок включения сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков
Раздел 5. Порядок исключения сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) из реестра недобросовестных поставщиков

Раздел 1. Понятие реестра недобросовестных поставщиков

Новеллой Закона явились положения о реестре недобросовестных поставщиков, так называемом черном списке, который должен быть обязательно размещен на официальном сайте в сети Интернет.

В реестр сроком на два года включаются сведения о лицах, которые уклонились от заключения государственного или муниципального контракта или с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты на основании судебного решения в связи с существенным нарушением их условий. Это означает, что участник размещения заказа, сведения о котором включены в упомянутый реестр, на указанный срок поражается в правах при участии в торгах, проводимых в соответствии с Законом.

Регулирование порядка ведения реестра, включения и исключения из него сведений, проведения проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта направлены на устранение практики уклонения участников от выполнения обязательств, возникающих у них в связи с заключением контракта.

Частью 11 статьи 19 Закона предусматривается, что порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливается Правительством РФ.

До установления Правительством РФ данного порядка ведение реестра на федеральном уровне не осуществлялось. Сведения в реестр в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона заносились органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующего нормативного правового акта субъекта РФ.

Отдельные реестры недобросовестных поставщиков существовали в Красноярском крае, Новосибирской, Ростовской и Ленинградской областях, г. Москве и некоторых других субъектах Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 № 292, которым утверждено Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков), вступило в силу 29 мая 2007 г.

Принятие данного Положения позволило федеральным контролирующим органам осуществлять ведение реестра недобросовестных поставщиков уже на федеральном уровне. При этом на основании части 6 статьи 65 Закона сведения, содержащиеся в реестрах, ведение которых ранее осуществлялось субъектами Российской Федерации, были переданы в ФАС России.

Основными нормативно-правовыми актами, которыми регулируются отношения, связанные с ведением реестра, являются Закон и Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков.

Кроме того, ФАС России изданы приказы от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" и от 21.11.2007 № 387 "О внесении изменений в Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы". Также ФАС России подготовлены и размещены на официальном сайте – www.fas.gov.ru (в разделе "Контроль над размещением госзаказов" в колонке "Разъяснения") официальные разъяснения по вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков, включения в реестр и исключения из него сведений, проведения проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках.

Раздел 2. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков ведется в электронном виде федеральным контролирующим органом. Таким органом является ФАС России.

Следует отметить, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу контролируется Федеральной службой по оборонному заказу РФ.

В настоящее время в реестре недобросовестных поставщиков содержатся сведения о более чем 800 лицах, которые уклонились от заключения государственного или муниципального контракта или контракты с которыми были расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий.

Информация, включенная в реестр, доступна для ознакомления на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru. При этом автоматизированная система "Реестр недобросовестных поставщиков" позволяет неограниченному кругу лиц самостоятельно получить информацию, в том числе и в форме официальной справки, о наличии или об отсутствии сведений о конкретных поставщиках в данном реестре.

Кроме того, возможность предоставления таких сведений предусмотрена также пунктом 22 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков, однако они могут быть предоставлены по запросу заинтересованных лиц только в случае, если недобросовестные поставщики были исключены из реестра по истечению двухлетнего срока, т. е. информация о них находится в архиве.

Таким образом, законодательством о размещении заказов не предусмотрена обязанность ФАС России предоставлять справки (выписки) о наличии или отсутствии сведений о недобросовестных поставщиках, включенных в реестр. Тем не менее, такая информация предоставляется ФАС России и ее территориальными органами в случаях поступления судебного определения или запроса правоохранительных органов по вопросам, не касающимся деятельности последних как государственных заказчиков.

Частью 2 статьи 19 Закона предусматривается, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты на основании вступившего в законную силу судебного решения.

Следовательно, в реестр могут быть включены сведения об участниках размещения заказа, если:

• они уклонились от заключения государственного или муниципального контракта;
• государственные или муниципальные контракты расторгнуты на основании вступившего в законную силу судебного решения. Законом определен следующий субъектный состав участников размещения заказа, считающихся уклонившимися от заключения государственного или муниципального контракта при непредоставлении заказчику подписанного контракта:

- участник, подавший единственную заявку на участие в конкурсе (аукционе) и признанный участником конкурса (аукциона), в т. ч. при признании торгов несостоявшимися;
- победитель конкурса (аукциона);
- победитель запроса котировок;
- участник конкурса, чья заявка на участие в конкурсе получила второй номер, в случае если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения контракта;
- участник аукциона, сделавший предпоследнее предложение о цене контракта, в случае если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта.

Участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, если он не представил заказчику подписанный контракт, не передал его в установленном порядке в срок, предусмотренный конкурсной документацией (документацией об аукционе, извещением о запросе котировок).

К числу недобросовестных Законом отнесены поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий.

Статьей 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении его условий другой стороной. При этом существенным признается нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, при котором она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Под существенным нарушением государственного (муниципального) контракта понимается нарушение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта, которые указаны в части 5 статьи 9 Закона, т. е. условий, изменение которых в одностороннем порядке или по соглашению сторон не допускается.

Следует отметить, что согласно части 8 статьи 9 Закона расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Таким образом, нормами Закона, в отличие от норм Гражданского кодекса РФ, не предусмотрена возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке.

В реестр недобросовестных поставщиков не могут быть включены сведения о недобросовестных поставщиках, если государственные (муниципальные) контракты с ними были расторгнуты по соглашению сторон, в т. ч. в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Названной нормой установлено, что заказчик должен обязательно предоставить в составе сведений о недобросовестном поставщике копию вступившего в законную силу решения суда о расторжении контракта.

При этом Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков в части, согласно которой допускается предоставление заказчиками копии соглашения о расторжении контракта, в настоящее время не приведено в соответствие с Законом и подлежит применению лишь в той части, которая ему не противоречит.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков в электронном виде обуславливает соблюдение принципов открытости и доступности информации в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Сведения, содержащиеся в реестре, доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц. Такой принцип ведения реестра недобросовестных поставщиков позволяет любым пользователям сайта самостоятельно и в предельно короткие сроки проверить, не является ли поставщик недобросовестным.

Законом и Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков установлен следующий состав сведений, включаемых в реестр:

• номер реестровой записи и дата включения уполномоченным органом сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр;
• наименование уполномоченного органа, включившего сведения о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр;
• наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица;
• сведения о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица (за исключением случаев размещения заказов и заключения контрактов, составляющих государственную тайну):

- страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса – для юридического лица;
- страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и квартиры, где физическое лицо зарегистрировано по месту жительства, – для физического лица;

• идентификационный номер налогоплательщика (для физического лица), присваиваемый налоговым органом Российской Федерации;
• сведения о проведенных конкурсах (аукционах), запросе котировок: дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок (в случае если победитель конкурса (аукциона) или победитель в проведении запроса котировок уклонился от заключения государственного или муниципального контракта) либо дата признания несостоявшимся конкурса (аукциона), в котором единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса (аукциона), уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного государственного или муниципального контракта, реквизиты подтверждающего документа;
• сведения о государственном или муниципальном контракте: номер реестровой записи в реестрах государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (если контракт заключен), наименование товаров (работ, услуг), код продукции, валюта контракта, цена контракта, срок исполнения контракта (за исключением случаев размещения заказов и заключения контрактов, составляющих государственную тайну);
• основание для расторжения государственного или муниципального контракта (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта), дата вынесения решения суда о расторжении контракта;
• дата, с которой действие государственного или муниципального контракта прекращается.

Следует отметить, что необходимо включать в реестр ИНН юридического лица и физического – при условии его присвоения.

Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков установлена обязанность заказчиков представлять ИНН только в отношении физических лиц. В настоящее время подготовлен ряд поправок в Закон. Так, предполагается установить для заказчиков обязанность представлять ИНН также и в отношении юридических лиц.

Законом и Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков установлены также процедурные особенности представления заказчиками сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) и включения и исключения их из реестра.

Раздел 3. Порядок и сроки представления заказчиками сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках)

В случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган следующие сведения и документы:

• сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта, представляемые в соответствии с подпунктами "в", "г", "д" и "ж" пункта 15 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков (за исключением номера реестровой записи в реестрах государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов);
• копию протокола либо выписку из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, копию протокола аукциона либо протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок в части определения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок;
• копию уведомления победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок об отказе от заключения контракта (при его наличии);
• копию решения суда о понуждении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок к заключению контракта (при его наличии);
• иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.

Если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса (аукциона), уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения срока подписания контракта, указанного в конкурсной документации или документа ции об аукционе, направляет в уполномоченный орган следующие сведения и документы:

• сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта, представляемые в соответствии с подпунктами "в", "г", "д" и "ж" пункта 15 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков (за исключением номера реестровой записи в реестрах государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов);
• копию протокола либо выписку из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, копию протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе;
• копию уведомления, направленного единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса (аукциона), об отказе от заключения контракта (при его наличии);
• копию решения суда о понуждении участника размещения заказа, признанного единственным участником конкурса (аукциона), к заключению контракта (при его наличии);
• иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе единственного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участника размещения заказа, признанного единственным участником конкурса (аукциона), от заключения контракта.

В случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган следующие сведения и документы:

• сведения об указанном поставщике (исполнителе, подрядчике), представляемые в соответствии с подпунктами "в", "г", "д" и "ж" пункта 15 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков;
• копию вступившего в законную силу решения суда о расторжении контракта.

Перечисленные выше сведения и документы после заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, заказчик направляет в уполномоченный контролирующий орган в письменной форме с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме (в таком случае сведения должны быть подписаны указанным должностным лицом с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи). Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

В настоящее время подготовлен ряд поправок в Закон, в связи с тем что более правильным представляется направление таких сведений до заключения контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов должен будет заключаться контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.

Такой подход исключит возможность злоупотреблений на этой стадии размещения заказа. В том числе заказчик не сможет необоснованно признать победителя конкурса (аукциона) или победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта до проведения уполномоченным органом проверки факта уклонения от заключения контракта.

Такая концепция также исключит наступление нежелательных последствий для добросовестного участника размещения заказа, заявке на участие которого присвоен второй номер. Например, в случаях, когда факт уклонения от заключения контракта не был подтвержден при проведении проверки.

Таким образом, согласно изменениям, которые предполагается внести в Закон, заключение контракта при уклонении от его заключения победителя будет возможным лишь после подтверждения факта уклонения от заключения контракта федеральным контролирующим органом.

Следует отметить, что с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 218-ФЗ были уточнены функции конкурсной, аукционной, котировочной комиссий. В связи с введением протокола об отказе от заключения контракта одной из функций указанных комиссий также стало подписание протокола об отказе от заключения контракта.

Однако ни Законом, ни Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков не установлена обязанность предоставления заказчиками такого протокола в составе сведений, подаваемых заказчиками для включения их в упомянутый реестр.

В настоящее время Законом не предусмотрено право заказчика устанавливать требования к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков при проведении запроса котировок. Соответственно любое юридическое (физическое) лицо, сведения о котором включены в реестр, вправе принять участие в запросе котировок.

Правильным было бы распространить установленное пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков не только на проведение торгов, но и на проведение запроса котировок.

Раздел 4. Порядок включения сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков

">Разделом III Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков устанавливается, что уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 7–9 указанного Положения.

При этом в случае отсутствия данных сведений уполномоченный орган возвращает предоставленные документы заказчику не позднее трех дней с даты их поступления с указанием причин возврата. При этом сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в реестр недобросовестных поставщиков не включаются.

Необходимо отметить, что в случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных подпунктами "в"–"д" пунктов 7 и 8 Положения о ведении реестра, уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта осуществляет проверку факта уклонения такого участника от заключения контракта.

В соответствии с пунктом 12 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственных или муниципальных контрактов не проводится при расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) его условий и при представлении заказчиком следующих документов, из которых прямо следует, что участник размещения заказа отказывается заключить государственный (муниципальный) контракт:

• копия решения суда, арбитражного суда о понуждении участника размещения заказа заключить контракт;
• копия уведомления победителя конкурса (аукциона), победителя в проведении запроса котировок, единственного участника размещения заказа об отказе от заключения контракта.

Под уведомлением об отказе от заключения контракта следует понимать документ, в тексте которого прямо указано, что участник размещения заказа отказывается заключить государственный (муниципальный) контракт.

Среди наиболее распространенных причин отказа от заключения контракта, при наступлении которых сведения об участнике размещения заказа подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, можно назвать следующие причины, указывающие на наступление у участника размещения заказа обстоятельств (за исключением форс-мажорных), влекущих невозможность заключения им контракта:

• поломка оборудования, повреждение (обнаружившийся дефект) поставляемого товара или его отсутствие;
• повышение рыночной цены товара (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которого должен быть заключен контракт;
• невозможность поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) в срок, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе), проекте контракта и в заявке на участие конкурсе (аукционе) участника размещения заказа.

Как правило, если у участника имеются указанные обстоятельства, он предлагает заказчику заключить контракт на других условиях, что тоже расценивается как его отказ от заключения контракта и безусловное основание для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Также в составе сведений о недобросовестном поставщике может быть представлен протокол разногласий, содержащий предложение участника размещения заказа заключить контракт на условиях, отличных от содержащихся в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе, котировочной заявке). В таком случае протокол разногласий следует рассматривать в качестве документа, свидетельствующего об отказе от заключения контракта, если он подписан законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа.

Уведомление об отказе от заключения контракта должно быть предоставлено в виде письменного или электронного документа, подписанного законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, отказавшегося от заключения контракта. При этом законным представителем юридического лица может являться его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

При представлении заказчиком в ФАС России уведомления об отказе участника размещения заказа заключить контракт, подписанного законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, отказавшегося от заключения контракта, ФАС России принимает решение о включении сведений о таком субъекте в реестр недобросовестных поставщиков без проведения проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.

Уведомление, не подписанное законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа или подписанное лицом, не уполномоченным на совершение таких действий, не может являться основанием для включения сведений о таком участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков.

Также не может являться основанием для включения сведений в указанный реестр уведомление, из которого следует, что участник размещения заказа отказался от заключения контракта в связи с неправомерными действиями заказчика, такими как:

• требование заказчика заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе, котировочной заявке);
• требование заказчика предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе);
• допуск к участию в процедурах размещения заказа участника размещения заказа, представившего заявку на участие в торгах (котировочную заявку), в которой содержатся условия исполнения контракта, не соответствующие конкурсной документации, документации об аукционе (извещению о запросе котировок) (например, при проведении конкурса на поставку столов участник представил заявку с предложением на поставку стульев). В данном случае сведения об участнике размещения заказа не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, а в отношении лиц, нарушивших порядок отбора таких участников размещения заказа, рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Если в документах, представленных заказчиком, не содержится уведомление участника об отказе от заключения контракта, ФАС России проводит проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. Проверка проводится, если:

• в уведомлении об отказе заключить контракт не указана причина такого отказа;
• уведомление подписано лицом, не являющимся законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа;
• участник размещения заказа указывает, что проект контракта от заказчика им не получен или не соответствует условиям торгов (запроса котировок), заявке такого участника.

Внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов на основании части 5 статьи 17 Закона осуществляется во всех случаях при проведении проверки фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта.

Внеплановая проверка осуществляется в отношении размещения заказа, по которому представлены сведения о недобросовестном поставщике.

Одним из правовых последствий проведения указанной проверки может стать направление ФАС России обязательных для исполнения предписаний, адресуемых заказчику.

Предписание направляется по основаниям, указанным в пункте 10 статьи 17 Закона, если в результате действий (бездействия) перечисленных субъектов нарушены права и законные интересы участников размещения заказа.

Кроме того, ФАС России вправе обратиться в суд с исками о признании размещения заказов недействительными, о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, в том числе заключить контракт, в случаях если такие нарушения повлияли на результаты размещения заказа. Перечень таких случаев аналогичен указанному в порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Согласно приказу ФАС России от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" полномочия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта возложены на Комиссию по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия ФАС России).

При проведении проверок фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта ФАС России осуществляет следующие действия.

Исполнитель ответственного структурного подразделения ФАС России (далее – ответственный исполнитель) в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления сведений о недобросовестном поставщике, направляет заказчику и лицу, в отношении которого поданы такие сведения (далее – стороны), уведомления о месте и времени рассмотрения этих сведений Комиссией ФАС России.

Уведомление направляется телеграммой либо иным способом, позволяющим подтвердить надлежащее извещение сторон, по юридическому адресу, в случае если не указан или неизвестен адрес для получения почтовой корреспонденции. По фактическому адресу уведомления могут быть направлены в том случае, если таковой содержится в сведениях о недобросовестном поставщике, предоставленных заказчиком, в документации по торгам (запросу котировок) на официальном сайте или на сайте поставщика (подрядчика, исполнителя) в сети Интернет.

В уведомлениях ФАС России указывает, что полномочия представителей сторон должны быть подтверждены соответствующими документами, а полномочия участника размещения заказа, в отношении которого поданы сведения о возможном уклонении от заключения контракта, должны включать и право представителя подписать государственный контракт.

В уведомлениях содержатся указания об обязанности сторон предоставлять все документы и информацию, касающиеся размещения заказа, по которому поданы сведения, в том числе о необходимости предоставления заказчиком государственного контракта, подготовленного к заключению по итогам размещения данного заказа (в случаях если государственный контракт по данному размещению заказа не заключен).

Комиссия ФАС России рассматривает сведения о недобросовестных поставщиках в порядке, установленном для рассмотрения жалоб. При этом рассмотрение сведений по существу начинается с доклада ответственного исполнителя о составе представленных сведений и существе рассматриваемого вопроса.

Комиссия ФАС России выясняет следующие обстоятельства:

• соответствие условий, изложенных в проекте государственного (муниципального) контракта, требованиям, предъявляемым Законом, и условиям, установленным в конкурсной (аукционной) документации (извещении о запросе котировок), а также в заявке участника размещения заказа;
• факт надлежащего направления (передачи) заказчиком проекта государственного (муниципального) контракта, в том числе соблюдение сроков направления (передачи) проекта контракта участнику размещения заказа. Направление проекта контракта ФАС России признает надлежащим, если оно осуществлено заказчиком в сроки, предусмотренные частью 10 статьи 28, частью 7 статьи 37 и частью 4 статьи 47 Закона, через почтовые или курьерские организации, а также иным способом, позволяющим удостоверить получение проекта контракта участником по указанному им в заявке на участие в конкурсе (аукционе, запросе котировок) адресу, включая непосредственное вручение проекта контракта. При этом, если заказчик не соблюдает срок направления проекта контракта участнику размещения заказа, ему следует предоставить участнику разумный срок для подписания контракта, который не может составлять менее семи дней (исчисление такого срока является результатом вычитания из десяти дней (срока, ранее которого контракт заключен быть не может) трех рабочих дней (срока передачи проекта контракта)). При этом направление заказчиком проекта государственного (муниципального) контракта посредством электронной почты не является надлежащим исполнением заказчиком обязанности направить контракт участнику размещения заказа;
• соответствие заявки участника размещения заказа в части предложения о функциональных и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и условиях исполнения контракта, в том числе предложения о цене контракта, требованиям, установленным конкурсной документацией (документацией об аукционе), извещением о запросе котировок.
Следует отметить, что участник размещения заказа, подавая заявку на участие в торгах (запросе котировок), принимает обязательства заключить и исполнить государственный (муниципальный) контракт на условиях, изложенных в такой заявке, в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией (документацией об аукционе), извещением о запросе котировок.
Таким образом, у участника размещения заказа не возникает обязанности подписывать государственный (муниципальный) контракт, который составлен по отличным от предложенных в его заявке условиям исполнения контракта, в т. ч. если данная заявка не соответствовала конкурсной документации (документации об аукционе), извещению о запросе котировок. В таких случаях заказчик обязан отклонить заявку, а действия поставщика (исполнителя, подрядчика) не образуют факта уклонения от заключения государственного контракта;
• получение проекта контракта участником размещения заказа (был ли получен контракт, получен ли с опозданием и какие действия совершил участник размещения заказа);
• соблюдение сроков представления участником размещения заказа подписанного контракта заказчику;
• заключен ли контракт по данному размещению заказа;
• иные обстоятельства.

Если факт уклонения от заключения контракта не очевиден и стороны явились на рассмотрение сведений о недобросовестном поставщике, им предлагается заключить контракт непосредственно на заседании Комиссии ФАС России. Если участник размещения заказа отказался от заключения контракта, в т. ч. по причине отсутствия надлежащей доверенности, сведения о нем включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Если от заключения контракта отказался заказчик, а не участник размещения заказа, то сведения о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не включаются, а заказчику выдается предписание о заключении контракта с данным участником на условиях, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), заявке такого участника размещения заказа.

Следует отметить, что в случаях, когда на заседание Комиссии ФАС России не явился представитель лица, в отношении которого поданы сведения, который надлежащим образом был извещен о времени и месте их рассмотрения, указанная Комиссия исходит из того, что данное лицо от пояснений отказалось, и основывает свое решение на предоставленных документах с учетом пояснений заказчика.

В соответствии с пунктом 8 приказа ФАС России от 27.08.2007 № 267 Комиссия ФАС России по результатам осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов и проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта принимает единое решение, которое состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В соответствии с пунктом 10 приказа ФАС России от 27.08.2007 № 267 Комиссией ФАС России по результатам проверки факта уклонения участника размещения заказов от заключения государственного контракта принимаются следующие виды решений:

• о включении сведений о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данный вид решения содержит:

- наименование заказчика, предоставившего сведения о недобросовестном поставщике;
- наименование поставщика (исполнителя, подрядчика), юридический адрес и ИНН;
- указание о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков;
- указание причины включения в данный реестр;
- указание об исчислении даты включения сведений в указанный реестр.

Например: "Сведения, предоставленные Федеральной службой в отношении ООО "***" (000000, Московская область, г. Химки, ул. Зайцева, д. 1-А, ИНН 0000000000), включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта сроком на два года. Датой включения сведений в отношении ООО "***" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату помещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд";
• об отказе включить сведения о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данный вид решения содержит:

- наименование заказчика, представившего сведения о недобросовестном поставщике;
- наименование поставщика (исполнителя, подрядчика), юридический адрес и ИНН;
- указание о невключении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Например: "Сведения, предоставленные Федеральной службой в отношении ООО "***" (000000, Московская область, г. Химки, ул. Зайцева, д. 1-А, ИНН 0000000000), в реестр недобросовестных поставщиков не включать".

При этом в резолютивной части единого решения целесообразно указывать следующие сведения:

• о включении или невключении сведений о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков;
• о признании действий заказчика нарушающими законодательство о размещении заказов со ссылками на нормы законодательства, нарушение которых было установлено в результате проведения внеплановой проверки и проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта;
• о наличии в действиях (бездействии) заказчика признаков административного правонарушения;
• о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов;
• о других мерах, направленных на устранение нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе о необходимости обращения с иском в суд о признании размещения заказа недействительным, понуждении заключить контракт, а также о передаче материалов проверки в органы прокуратуры и внутренних дел.

Резолютивная часть решения должна содержать указание о возможности обжалования заинтересованным лицом такого решения в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 приказа ФАС России от 27.08.2007 № 267 сведения, по которым проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта не проводится, включаются в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа руководителя ФАС России (руководителя ее территориального органа).

Проверенные сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются в упомянутый реестр в течение трех дней и образуют реестровую запись.

В ФАС России, в случаях когда проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта не проводится, рассмотрение сведений о недобросовестных поставщиках осуществляется следующим образом.

Ответственный исполнитель в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления сведений, готовит докладную записку на имя руководителя ФАС России и проект приказа руководителя ФАС России о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Докладная записка содержит:

• данные о составе и существе представленных заказчиком сведений о недобросовестном поставщике;
• выводы о включении сведений о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Докладная записка подписывается руководителем соответствующего подразделения, визируется заместителем руководителя ФАС России и с проектом приказа направляется на утверждение руководителю ФАС России.

Сведения о недобросовестном поставщике в день принятия приказа руководителя ФАС России помещаются путем формирования заявки в автоматизированной системе "Реестр недобросовестных поставщиков".

Сведения по заявке размещаются на официальном сайте непосредственно в день ее формирования ответственным исполнителем ФАС России, осуществляющим администрирование поступающих заявок.

В соответствии со статьей 19 Закона срок для размещения сведений о недобросовестном поставщике на официальном сайте не должен превышать трех рабочих дней со дня их поступления.

В соответствии с пунктом 13 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков сведения о поставщике, включенном в реестр, образуют одну реестровую запись.

Каждое решение о включении сведений о недобросовестном поставщике в указанный реестр образует самостоятельную реестровую запись, которая имеет собственные сроки включения в реестр и исключения из него и не зависит от наличия или отсутствия иных реестровых записей в отношении одного и того же недобросовестного поставщика.

Таким образом, сведения в отношении одного и того же поставщика (исполнителя, подрядчика) включаются в реестр недобросовестных поставщиков по всем установленным фактам уклонения от заключения государственного (муниципального) контракта (в т. ч. по каждому лоту), включая случаи расторжения контрактов с недобросовестным поставщиком в связи с существенным нарушением им условий контрактов.

Следует отметить, что при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основаниях, предусмотренных пунктами 1–7, 11–20, 22 части 2 статьи 55 Закона, такой поставщик не может в соответствии с Законом признаваться уклоняющимся от заключения контракта.

Таким образом, при размещении заказа в случаях, предусмотренных пунктами 1–7, 11–20, 22 части 2 статьи 55 Закона, сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике), отказавшемся от заключения контракта, включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.

При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктами 8–10 и 21 Закона сведения о включении в указный реестр поставщиков (исполнителей, подрядчиков) рассматриваются в общем порядке.

Следует отметить, что приказом ФАС России от 27.08.2007 № 267 установлена и разграничена компетенция ФАС России и ее территориальных органов.

Так, согласно пункту 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324, территориальный орган в пределах компетенции вправе принимать решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра).

Согласно пункту 11 приказа ФАС России от 27.08.2007 № 267 территориальные органы ФАС России наделены полномочиями по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта при размещении заказов на территории осуществления деятельности указанных органов ФАС России.

Под полномочиями по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках понимаются полномочия территориальных органов ФАС России по включению и исключению сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, а также по возврату таких сведений заказчику.

ФАС России вправе рассматривать сведения о недобросовестных поставщиках, подлежащие рассмотрению в ее территориальном органе. При этом территориальный орган после получения соответствующего уведомления ФАС России в течение одного рабочего дня направляет копии документов в ФАС России по факсу и (или) на адрес электронной почты, указанные в уведомлении, а оригиналы указанных документов – по почте.

При поступлении в ФАС России (ее территориальный орган) сведений о недобросовестных поставщиках, участвовавших в размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, ФАС России (ее территориальный орган) не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, направляет такие сведения по подведомственности в Федеральную службу по оборонному заказу.

При поступлении в ФАС России сведений о недобросовестных поставщиках, которые должны быть рассмотрены ее территориальным органом, такие сведения передаются для рассмотрения по существу в соответствующий территориальный орган.

Если в территориальный орган ФАС России поступают сведения о недобросовестных поставщиках, подлежащие рассмотрению в ФАС России или другом территориальном органе, такие сведения необходимо передавать для рассмотрения по существу в соответствующий контролирующий орган.

При передаче по подведомственности сведений о недобросовестном поставщике ФАС России либо ее территориальный орган направляет копии таких сведений факсимильной связью или электронной почтой не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, а оригиналы указанных документов – по почте.

Если сведения имеют гриф секретности, направление указанных документов должно осуществляться с учетом порядка пересылки секретных документов, установленного в ФАС России.

Такие сроки передачи сведений по подведомственности обоснованы необходимостью соблюдения сроков, установленных Законом для рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках.

При этом для рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках статьей 19 Закона и Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков установлены следующие сроки:

• в случае отсутствия в предоставленных документах сведений, предусмотренных пунктами 7–9 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков, ФАС России либо ее территориальный орган возвращают представленные документы заказчику не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их поступления;
• если проверка факта уклонения участника размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта не проводится, сведения размещаются на официальном сайте не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их по ступления;
• срок проведения проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта составляет десять рабочих дней, следующих за днем их поступления;
• в случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта (вынесения соответствующего решения Комиссии ФАС России) сведения размещаются на официальном сайте не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подтверждения данного факта.

В соответствии с пунктом 8 приказа ФАС России от 27.08.2007 № 267 единое решение Комиссии ФАС России изготавливается и направляется в течение трех рабочих дней с даты его вынесения заказчику, подавшему сведения, и лицу, в отношении которого такие сведения поданы.

Раздел 5. Порядок исключения сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) из реестра недобросовестных поставщиков

В соответствии с частью 10 статьи 19 Закона сведения о поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков в автоматическом режиме и без совершения подтверждающих действий ответственных исполнителей по истечении двух лет со дня их внесения.

Таким образом, для исключения сведений о недобросовестном поставщике из реестра недобросовестных поставщиков вынесение отдельного приказа или решения не требуется.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль