Комментарий к приказу Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 № 124

5044
Положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Разработка комментируемого приказа, предусматривающего утверждение на территории Российской Федерации единого порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), предусмотрена положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

До введения в действие настоящего Федерального закона процедура указанных согласований не была единой и отличалась на различных уровнях власти, что было связано с разрозненностью законодательных процедур размещения заказов. Практически повсеместно процедура согласования регламентировалась собственными нормативными документами администраций субъектов Российской Федерации, письмами либо прямыми указаниями глав администраций. В частности, процедура согласования проведения закрытых конкурсов, а также размещения заказов с единственным источником за счет средств федерального бюджета регламентировалась письмами Минэкономразвития России от 11.10.2002 № АШ-2818/05 и от 17.11.2004 № 19419-АШ/Д07, а сама процедура согласования осуществлялась коллегиально – Советом по государственным закупкам при Минэкономразвития России, в состав которого входили представители федеральных исполнительных нов власти (Минфина России, Минпромэнерго России, Минобрнауки России и ФАС России). Различия в процедурах согласования порождали многочисленные злоупотребления со стороны заказчиков.

Положениями Федерального закона предусмотрено единство правил при согласовании, которые должны применяться соответствующими уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. В этих целях разработан Порядок, утвержденный комментируемым приказом.

Пункт 1 Порядка устанавливает возможность реализации права заказчика в случаях, если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником конкурса или аукциона, с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, согласовать заключение контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). При этом следует отметить, что у заказчика в соответствии с нормами Федерального закона также сохраняется право провести повторные торги в форме конкурса или аукциона. Выбор способа размещения заказа Федеральным законом не регламентируется и определяется заказчиком самостоятельно. Этим же пунктом предусмотрена и возможность реализации права заказчика провести закрытый конкурс или аукцион.

В целях реализации права заказчика заключить контракт с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком пункт 2 комментируемого Порядка предусматривает обязанность заказчика получить согласование у соответствующего уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В контексте данного положения под согласованием понимается не столько итоговый разрешительный документ, сколько регламентация действий заказчика, необходимых для рассмотрения обращения заказчика уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом.

Для согласования проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона предусмотрено исключительное право рассмотрения обращений уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

В целях получения соответствующего согласования заказчик обязан направить письменное обращение на получение указанного разрешения. Особенностью в данном случае является то, что Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 определены два федеральных органа исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля, – ФАС России и Рособоронзаказ. В соответствии с указанным Постановлением обращения о согласовании проведения закрытого конкурса или аукциона, проводимых в рамках оборонного заказа, либо обращения о согласовании размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях заключения контракта за счет средств федерального бюджета в рамках оборонного заказа должны направляться в Рособоронзаказ. Обращения, которые не связаны с выполнением оборонного заказа, направляются в ФАС России.

В пункте 3 Порядка определен перечень документов и сведений, необходимых для направления в уполномоченные на осуществление контроля федеральные органы исполнительной власти – ФАС России и Рособоронзаказ – в целях реализации права заказчика на проведение конкурса или аукциона в закрытой форме.

Обращение о согласовании проведения закрытого конкурса или аукциона в обязательном порядке должно содержать описание предмета размещения заказа, включая количество закупаемого товара, заказываемых работ (услуг), начальную цену контракта, а также обоснование отнесения сведений о предмете размещения заказа к сведениям, составляющим государственную тайну. Данное обоснование служит основанием для принятия решения о возможности проведения закрытого конкурса или аукциона. Положениями Федерального закона предусмотрено, что конкурс или аукцион может быть как открытым, так и закрытым. Различия в формах конкурса или аукциона определяют и различия в порядке проведения процедур конкурсов.

Проведение закрытого конкурса или аукциона ограничено количеством лиц, которые могут претендовать на получение заказа, что определяется их способностью поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, сведения о которых составляют государственную тайну.

Поэтому положения Федерального закона накладывают на организаторов конкурса или аукциона обязательства обосновать выбор закрытого конкурса или аукциона.

В целях обоснования использования процедуры закрытого конкурса или аукциона заказчику необходимо руководствоваться положениями Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне", а также Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". В обращении заказчиком должны быть представлены доказательства невозможности проведения открытых торгов, связанные с тем, что процедура проведения конкурса или аукциона диктует необходимость отражать сведения, составляющие государственную тайну, в извещении, конкурсной документации, документации об аукционе, т. е. в документах, которые в случае проведения открытых торгов предоставляются публично неограниченному кругу лиц. Если в ходе конкурса нет необходимости информировать участников о сведениях, составляющих государственную тайну, но победителю конкурса предстоит выполнять работы, оказывать услуги на объектах, в которые запрещен свободный допуск, либо в целях выполнения контракта возникает необходимость работы с секретными документами, возможно проведение открытых форм конкурса или аукциона с установлением в извещении или конкурсной документации, документации об аукционе требований о предоставлении необходимых лицензий. В случае если обоснования, указанные в обращении, составляют государственную тайну, данное обращение направляется в соответствии с требованиями законодательства, т. е. по линии доставки корреспонденции с грифом "секретно" либо "совершенно секретно".

Учитывая ограничения, связанные с количеством лиц, приглашенных для участия в конкурсе или аукционе, а также в целях недопущения заказчиком необоснованных ограничений в отношении потенциальных участников конкурса или аукциона Порядком установлена обязанность предоставлять выписку из реестра лицензий на право выполнения работ, оказания услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную органом, уполномоченным на ведение соответствующей лицензионной деятельности, с полным перечнем организаций, обладающих лицензиями на проведение работ, оказание услуг, в подтверждение перечня лиц, приглашаемых к участию в закрытом конкурсе или аукционе.

В пункте 4 Порядка закреплен перечень сведений и документов, которые заказчик должен представить в подтверждение своего права на получение разрешения заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Учитывая, что Федеральным законом предусмотрен единственный случай для получения разрешения о согласовании (если торги были признаны несостоявшимися и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником торгов или с участником размещения заказа), заказчик в обращении обязан представить все сведения в подтверждение факта организации и проведения указанных торгов (номер и дату публикации о размещении заказа в официальном печатном издании, дату размещения заказа на официальном сайте в сети Интернет и др.), а также сведения о признании конкурса или аукциона несостоявшимся, сведения о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником торгов или с участником размещения заказа. В этой связи установленное требование о предоставлении конкурсной документации либо документации об аукционе необходимо для проведения соответствующей проверки на ее соответствие требованиям законодательства. Непредоставление заказчиком указанных сведений и документов не дает уполномоченному на осуществление контроля органу право провести проверку проведения торгов в полном объеме и соответственно может явиться основанием для отказа в рассмотрении обращения.

Комментируемый пункт Порядка детально описывает требования о предоставлении конкретных документов. В то же время в качестве предоставления сведений о признании несостоявшимся конкурса или аукциона, сведений о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником торгов или с участником размещения заказа заказчиком могут быть представлены другие документы, и у заказчика в каждом случае сохраняется возможность предоставления различных документов в соответствии с положениями Федерального закона. В частности, может быть представлен протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в котором отражены основания об отказе в допуске участников размещения заказа. Кроме того, могут быть представлены протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе, документы, уличающие участника в предоставлении недостоверных сведений и др. Указанные документы необходимы для объективного рассмотрения проводимого конкурса или аукциона на соответствие требованиям законодательства. В частности, отсутствие в протоколе необходимых обоснований решения об отказе в допуске участника размещения заказа для участия в конкурсе может явиться основанием отказа согласования заключения контракта с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Таким образом, перечень документов и сведений, необходимых для рассмотрения обращений, является минимальным для уполномоченного на осуществление контроля органа с целью проведения проверки объявленного и проведенного конкурса или аукциона на предмет наличия или отсутствия каких-либо нарушений законодательства.

Пунктом 5 Порядка определена возможность подтверждения заказчиком своих обоснований, предусмотренных в пунктах 3 и 4 Порядка, представить любые иные документы, необходимые для принятия положительного решения в отношении его обращения. Учитывая, что пункт 4 Порядка предусматривает предоставление сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым предполагается заключить контракт, заказчик вправе предоставить любые документы, свидетельствующие об опыте, квалификации указанного поставщика (исполнителя, подрядчика), включая документы, подтверждающие качественное выполнение, оказание в предыдущие годы работ, услуг или осуществление поставки товаров.

Пункт 6 Порядка предусматривает право заказчика на получение информации о получении уполномоченным на осуществление контроля органом направленного им обращения. Поскольку положениями Порядка установлен срок рассмотрения обращений, при несоблюдении срока у заказчика появляются основания для обжалования решения контрольного органа.

Пунктом 7 комментируемого Порядка с учетом требований пунктов 3 и 4 настоящего документа о предоставлении необходимых сведений и документов в подтверждение обоснований принятия решений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком либо проведении закрытого конкурса или аукциона за уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом сохраняется право не рассматривать обращения, если указанные сведения и документы не представлены. Указанное право уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа может быть реализовано посредством возврата заявителю обращения либо посредством требований к заявителю о предоставлении необходимой недостающей информации.

При этом исключительное право выбора двух форм – возврат документов или запрос недостающих сведений (документов) – принадлежит уполномоченному на осуществление контроля органу и Порядком не регламентируется.

Пунктом 8 Порядка установлен срок рассмотрения обращения, направленного заявителем.

Пункт 9 Порядка регламентирует механизмы рассмотрения обращения заявителя: возможность запрашивать необходимые документы, приглашать лица, чьи интересы могут быть затронуты решением соответствующего уполномоченного на осуществление контроля органа, а также приглашать к рассмотрению независимых экспертов.

Орган, уполномоченный осуществлять контроль, имеет право дополнительно запрашивать лишь те документы, которые могут повлиять на результат рассмотрения обращения. В пунктах 3 и 4 Порядка регламентированы обязательные документы и сведения, минимально необходимые для рассмотрения обращения.

Однако в ходе рассмотрения могут возникнуть разные обстоятельства, прежде всего связанные с рассмотрением технических характеристик закупаемой продукции. В частности, при рассмотрении обращения о согласовании проведения закрытого конкурса, кроме обоснования отнесения сведений о предмете размещения заказа к сведениям, составляющим государственную тайну, и перечня организаций, приглашаемых для участия в нем, подтвержденного представленной заявителем выпиской из реестра лицензий на право выполнения работ, оказания услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну, уполномоченному на осуществление контроля органу в ходе рассмотрения необходимо убедиться в отсутствии возможного эквивалента закупаемой продукции либо в невозможности применять эквивалент в каждом конкретном случае. Особенно это касается поставки товаров. В случае поставки эквивалентной продукции перечень поставщиков, претендующих на участие в конкурсе, может быть иным.

Поэтому уполномоченному на осуществление контроля органу важно не только иметь обоснование выбора формы конкурса, но и не допустить дискриминации кого-либо из поставщиков на предмет их участия в конкурсе.

Проблема, связанная с тем, чтобы рассмотреть обращение на соответствие требованиям законодательства, возникает при согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). При рассмотрении заявитель должен не только иметь документальное согласие поставщика, исполнителя или подрядчика заключить контракт, но и в соответствии с пунк том 4 Порядка представить, во-первых, все документы в подтверждение того, что конкурс или аукцион проводились – то есть номер и дату публикации о размещении заказа в официальном печатном издании, дату размещения публикации на официальном сайте в сети Интернет, конкурсную документацию или документацию об аукционе; во-вторых – сведения о признании несостоявшимся конкурса или аукциона, сведения о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником торгов или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (это может быть протокол рассмотрения заявок). Однако этих документов может быть недостаточно, поскольку в случае, если на конкурс или аукцион не было претендентов, важно убедиться, что в технической части конкурсной документации или документации об аукционе заказчиком не были установлены завышенные требования к претендентам, необоснованно ограничивающие круг участников рынка или делающие их участие практически невозможным.

В целях экспертизы документов пунктом 9 предусмотрена возможность приглашать к рассмотрению независимых экспертов.

С учетом рассмотрения обращений заявителя, указанных в пункт  9 Порядка, в пункте 10 отражено право федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля, отказать в согласовании проведения закрытого конкурса или аукциона либо возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). При этом решения, указанные в данном пункте, нельзя путать с решениями уполномоченного на осуществление контроля органа, указанными в пункте 7 Порядка. Если в пункте 7 речь идет об отказе в рассмотрении обращения в случае непредоставления необходимых документов и сведений и у заявителя сохраняется возможность повторно направить обращение, в данном случае речь идет об итоговом рассмотрении обращения. При этом повторного права в рассмотрении обращения у заказчика не остается.

Причины отказа, связанные с нарушением законодательства в сфере размещения заказа либо установлением факта необоснованного ограничения заявителем круга участников проведенных торгов, могут явиться основанием для уполномоченного на осуществление контроля органа параллельно с отказом выписать соответствующее предложение или предписание об устранении нарушений.

В пункте 11 комментируемого Порядка установлены единые случаи отказа в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) для уполномоченных на осуществление контроля всех уровней власти.

Пункт 12 Порядка регламентирует право заявителя на получение письменного документа о принятии решения уполномоченным органом на осуществление контроля.

перейти к комментируемому документу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль