Энергосбережение и энергоэффективность при размещении заказов для нужд заказчиков

18944
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является на сегодняшний день одной из приоритетных стратегических задач, поставленных Президентом РФ...

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 261-ФЗ) поставил перед заказчиками новые задачи, направленные на обеспечение рационального использования таких энергетических ресурсов как вода, природный газ, электрическая и тепловая энергия и др. В данной статье будут подробно рассмотрены требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при размещении заказов для нужд заказчиков.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является на сегодняшний день одной из приоритетных стратегических задач, поставленных Президентом РФ, которая должна обеспечить сокращение энергоемкости отечественной экономики на 40% к 2020 г. Как отметил Дмитрий Медведев в своем выступлении на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, проходившем 26 октября 2010 г. в Набережных Челнах, расходы на энергоэффективность необходимы даже в нынешний, трудный для многих регионов период, поскольку в будущем эти инвестиции приведут к уменьшению расходов бюджета.

Энергосбережение и энергоэффективность при размещении заказов для нужд заказчиков

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Кроме этого, распоряжением Правительства РФ 27 декабря 2010 г. № 2446-р была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», одной из задач которой, в частности, является существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам, снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), к государственным (муниципальным) заказчикам относятся, в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, казенные учреждения (до 1 января 2011 г. – бюджетные учреждения, ныне отнесенные указанным Законом к категории “иные заказчики”). Эти же субъекты подпадают и под действие норм Закона № 261-ФЗ.

Учитывая тот факт, что Законом № 261-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части установления ответственности за несоблюдение отдельных требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, эти вопросы являются достаточно актуальными для государственных и муниципальных заказчиков.

При этом законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности содержит отдельные экономические стимулы к энергосбережению.

Так, обязанность по снижению с 1 января 2010 г. государственными и муниципальными учреждениями (до 1 января 2011 г. – бюджетными учреждениями) потребления воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля корреспондирует с возможностью использовать казенными учреждениями сэкономленные средства для увеличения годового фонда оплаты труда.

Кроме этого, заказчикам предоставлена возможность заключать энергосервисные договоры (контракты). Порядок размещения таких заказов установлен гл. 7.1 Закона № 94-ФЗ.

Основные требования по обеспечению энергосбережения и повышению энергоэффективности

Основные требования, которые в настоящее время предъявляются в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, можно разбить на следующие группы:

  • требования по снижению объема потребляемых энергетических ресурсов;
  • требования по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов;
  • требования по проведению обязательного энергетического обследования;
  • требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг), закупаемых для государственных (муниципальных) нужд;
  • требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при размещении государственных (муниципальных) заказов в основном касаются установления и описания характеристик приобретаемых заказчиками отдельных товаров (работ, услуг), а также возможности закупки некоторых видов товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Прежде всего, обеспечение энергетической эффективности должно соблюдаться через установление требований энергетической эффективности товаров (работ, услуг), закупаемых в ходе размещения государственного (муниципального) заказа. Это правило закреплено в ч. 1 ст. 26 Закона № 261-ФЗ. В этой же норме установлена обязанность государственных (муниципальных) заказчиков, уполномоченных органов размещать заказы для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности товаров (работ, услуг).

Перечень показателей, которые должны включать в себя указанные требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг), приобретаемых для государственных или муниципальных нужд, включают в себя:

  • указание на виды и категории товаров (работ, услуг), на которые распространяются такие требования;
  • требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
  • требования к характеристикам, параметрам товаров (работ, услуг), влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
  • иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров (работ, услуг).

Требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым на сегодняшний день является Минэкономразвития России. При этом указанный орган обязан руководствоваться правилами, утвержденными Правительством РФ, а именно постановлением от 31.12.2009 № 1221 “Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд” (далее – Правила установления требований энергоэффективности).

Согласно указанным Правилам, требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:

  • товаров, предусмотренных в приложении к Правилам установления требований энергоэффективности, – продукции тяжелого, энергетического, транспортного, а также нефтяного и химического машиностроения (например, газовых горелок), машин электрических (двигателей, электрокалориферов, светильников, обогревателей и т. п.), изделий автомобильной промышленности (автомобилей, мотоциклов и т. д.) и др.;
  • товаров, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением бытовых энергопотребляющих устройств с классом энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;
  • товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в т. ч. инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

Класс энергетической эффективности

Класс энергетической эффективности представляет собой характеристику продукции, отражающую ее энергетическую эффективность и позволяющую потребителю определить, насколько экономичный товар он приобретает.

Класс энергетической эффективности товара определяется производителями и импортерами товаров в соответствии с Правилами определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности, утвержденными приказом Минпромторга России от 29.04.2010 № 357. Данные Правила распространяются, в частности, на электрические холодильные приборы компрессионного типа, предназначенные для хранения и (или) замораживания пищевых продуктов в бытовых условиях, стиральные и комбинированные стирально-сушильные электрические машины бытового назначения, бытовые кондиционеры, бытовые посудомоечные машины, бытовые кухонные электроплиты, бытовые микроволновые печи, телевизоры, мониторы, принтеры и копировальные аппараты, а также лифты, предназначенные для перевозки людей.

Перечень принципов правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 “О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара” (далее – постановление Правительства РФ № 1222).

Так, для обозначения класса энергетической эффективности товара используются буквы латинского алфавита – “A”, “B”, “C”, “D”, “E”, “F”, “G”. Класс “A” применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, класс “G” – для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью из числа товаров, отнесенных к одной категории. При этом допускается установление дополнительных классов энергетической эффективности (по ее возрастанию) – “A+”, “A++” для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью в случае появления на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса “A”.

Пример

В отношении стиральных машин класс энергетической эффективности “А” присваивается стиральной машине, у которой фактическое потребление электроэнергии на 1 кг белья для стандартной программы “Хлопок при 60°C” за каждый полный цикл (стирка, полоскание и отжим) составляет 0,19 и менее кВт.ч.

Государственное управление в области энергосбережения

Список товаров, для которых устанавливаются требования энергетической эффективности, постоянно пополняется. Так, 10 октября 2010 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 04.06.2010 № 229 “О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений”, которым, в частности, установлено, что радиаторы отопления должны иметь на подводящих теплоноситель трубах средства регулирования теплоотдачи радиаторов (такие как ручные регулирующие краны или термостатические краны), а входные двери в здание – дверной доводчик (за исключением карусельных входных дверей и иных входных дверей, конструкцией которых возможность установки такого доводчика не предусмотрена).

Кроме того, данным приказом введены ограничения на размещение заказов на поставку товаров, результатом которой может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов. Так, предусмотрено, что доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении государственным (муниципальным) заказчиком государственных (муниципальных) заказов на поставки осветительных приборов для зданий, магистральных дорог, магистральных улиц общегородского значения в объеме, превышающем 500 единиц в год, не должна превышать 95% от общего объема таких заказов (в натуральном выражении).

Следует также отметить, что Правила установления требований энергоэффективности предусматривают, что, если результатом выполнения работ для государственных (муниципальных) нужд является изготовление (переработка) товара или в качестве материала используется товар, в отношении которых установлены требования энергетической эффективности, то такие товары должны соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

При размещении заказов государственные (муниципальные) заказчики, уполномоченные органы в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров (работ, услуг) при принятии решений о видах, категориях товаров (работ, услуг), размещение заказов на которые осуществляется для государственных (муниципальных) нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам (работам, услугам) обязаны учитывать, что такие товары (работы, услуги), закупаемые для государственных (муниципальных нужд), должны обеспечивать:

  • достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
  • снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров (работ, услуг) в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров (работ, услуг), в т. ч. с расходами на энергетические ресурсы, с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров (работ, услуг) экономии, в т. ч. экономии энергетических ресурсов.

Кроме того, Законом № 261-ФЗ установлены требования к обороту на территории Российской Федерации отдельных видов товаров. Ч. 1 ст. 10 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что товары из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Данное требование распространяется на бытовые энергопотребляющие устройства (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, телевизоры и др.) – с 1 января 2011 г., на компьютеры и оргтехнику – с 1 января 2012 г., на иные товары – с даты, установленной Правительством РФ.

Конкретные виды товаров, на которые распространяется указанное требование, и их характеристики установлены в постановлении Правительства РФ № 1222.

В этой связи представляется целесообразным, что при размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд на поставки товаров из числа указанных в постановлении Правительства РФ № 1222 после 1 января 2011 г. заказчикам следует предусматривать обязанность поставщика при исполнении контракта предоставлять информацию о классе энергетической эффективности поставляемых товаров.

Еще одной мерой государственного управления в области энергосбережения является запрет с 1 января 2011 г. на размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных (муниципальных) нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения (ч. 8 ст. 10 Закона № 261-ФЗ). Эта императивная норма наряду с общим запретом с 1 января 2011 г. оборота электрических ламп накаливания мощностью 100 вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, является началом последовательной реализации требований о сокращении использования электрических ламп накаливания. На сегодняшний день альтернативой лампам накаливания являются энергосберегающие ртутьсодержащие люминесцентные лампы, а также светодиоды.

Кроме этого, введены ограничения на оборот товаров, имеющих низкую энергоэффективность. С 1 июля 2010 г. к обороту на территории Российской Федерации не допускаются осветительные устройства, электрические лампы, не соответствующие требованиям, устанавливаемым Правительством РФ. Но в связи с тем, что принятие соответствующего акта Правительством РФ несколько затянулось (согласно ч. 6 ст. 48 Закона № 261-ФЗ указанные требования должны были быть приняты до 1 марта 2010 г.), данное положение пока не применяется. Однако, после того, как эти требования будут установлены, заказчикам при закупке осветительных устройств придется уделять особое внимание изучению энергосберегающих характеристик таких товаров для того, чтобы правильно указывать их в документации – осветительные приборы должны соответствовать потребностям и самого заказчика, и требованиям Правительства РФ.

Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

Другим немаловажным моментом является энергосбережение и повышение энергетической эффективности при размещении заказов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и эксплуатацию зданий, строений, сооружений.

При подготовке технического задания на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, строений, сооружений, необходимо учитывать требования, установленные ст. 11 Закона № 261-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 указанной статьи здания, строения, сооружения (за исключением культовых объектов, зданий, строений, сооружений, которые в соответствии с законодательством РФ отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), временных построек, срок службы которых составляет менее чем 2 года, и некоторых других указанных в ч. 5 названной статьи зданий, строений, сооружений) должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. №18). Указанным постановлением определены содержание, условия применения и порядок установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений.

Несмотря на то, что порядок установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений утверждён только в 2011 году, такие требования были разработаны и утверждены приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 262, который однако до настоящего времени не прошел регистрацию в Минюсте России и, соответственно, официально не опубликован (при этом текст приказа размещен в Информационном бюллетене “Нормирование в строительстве и ЖКХ”, 2010 г., № 3).

Указанные требования, в частности, включают:

  • показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
  • требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям.
    Так, вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здание должно быть оснащено:
    •  оборудованием, обеспечивающим выключение освещения при отсутствии людей в местах общего пользования (датчиками движения, выключателями);
    •  дверными доводчиками (в многоквартирных домах – для всех дверей в местах общего пользования);
    •  второй дверью в тамбурах входных групп, обеспечивающей минимальные потери тепловой энергии, или вращающимися дверями;
    •  ограничителями открывания окон (для многоквартирных домов – в помещениях общего пользования и квартирах).

Согласно ст. 48 Закона № 261-ФЗ требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с данным Законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

  • введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
  • проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

Постановлением Правительства РФ от 13.04.2010 № 235, вступившим в силу с 1 мая 2010 г., внесены изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87), согласно которым указанное Положение дополнено п. 27(1), устанавливающим требования к новому разделу 10(1) проектной документации на объекты капитального строительства “Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов”.

В текстовой части данного раздела проектной документации должны указываться, в частности:

  • перечень мероприятий по обеспечению соблюдения определенных требований энергетической эффективности;
  • обоснование выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта с целью обеспечения соответствия объекта требованиям энергетической эффективности;
  • перечень требований энергетической эффективности, которым должен соответствовать объект при вводе в эксплуатацию и в течение определенного срока в процессе эксплуатации.

В графической части раздела должны содержаться схемы расположения на объекте капитального строительства (в зданиях, строениях и сооружениях) приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Контроль и ответственность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 “Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе”, полномочия по контролю за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом требования о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров (работ, услуг) возложены на федеральный орган власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, – ФАС России.

Законом № 261-ФЗ была введена административная ответственность за правонарушения в области обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности – в КоАП РФ появилась новая ст. 9.16, вступившая в силу с 27 мая 2010 г.

В частности, в ч. 11 указанной статьи предусмотрен административный штраф для должностных лиц (в размере от 25 тыс. до 30 тыс. руб.) и юридических лиц (от 50 тыс. до 100 тыс. руб.) за размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности.

Кроме того, несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности и их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов также является составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.16 КоАП РФ. Размер штрафа, налагаемого на должностных лиц, составляет от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 40 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 500 тыс. до 600 тыс. руб.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 ст. 9.16 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 9.16 КоАП РФ, – органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора (на федеральном уровне – это Ростехнадзор).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль