Медицинский заказ: социальная ответственность и узкие места закона

13503
Департаменты здравоохранения по всей России наперебой выпускают распоряжения, регулирующие правила закупки больничной техники и услуг по ремонту медоборудования, палат и операционных...

Пожалуй нет более ответственного направления в размещении заказа, чем организация закупок в медицинской сфере. Малейшие задержки с поставками лекарств и медоборудования могут нанести непоправимый вред здоровью людей. Но именно в отношении закупок изделий медназначения законодательство о госзакупках имеет множество пробелов. Законодатели и контролирующие органы перестраховываются: скандалы с закупками томографов, ставшие в прессе синонимом коррупции, заставили закрутить гайки в отношении всех медицинских закупок. С наиболее сложными вопросами медицинского госзаказа мы попытались разобраться при участии заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Владимир Савченко.

В.В. Савченко - заместитель начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Департаменты здравоохранения по всей России наперебой выпускают распоряжения, регулирующие правила закупки больничной техники и услуг по ремонту медоборудования, палат и операционных. Но пока главврачи озабочены тем, как правильно обосновать начальную (максимальную) цену контракта на покраску крыши, больницы не успевают разместить заказ на жизненно важные препараты.

Один из самых сложных вопросов для заказчиков всей страны сегодня, все зависимости от сферы деятельности, это методология обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Предоставление обоснования стало неотъемлемой частью конкурсной документации. Официальная методология его обоснования отсутствует, как и официальные разъяснения по данному вопросу. Ценообразование на лекарства и медицинское оборудование отличаются от ценообразования на обычные товары и стандартные методы расчета рыночных цен здесь не всегда работают. Единственный способ обосновать цену – обратиться с запросом к производителю. Однако цена производителя может существенно отличаться от коммерческого предложения официального дистрибьютора (дилера) в России. И ни одна компания под угрозой потери статуса официального дилера не может в коммерческом предложении понизить цены хотя бы на копейку.

У Правительства Российской Федерации появилось, в соответствии с последними поправками в Закон № 94-ФЗ, право устанавливать методики обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Процедурно принятие постановления Правительства Российской Федерации может быть очень длительным в силу необходимости согласования со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Не исключено, что сначала выйдет разъяснение Минэкономразвития о методике расчета цен. А пока что можно только надеяться не попасть на зубок контролирующим органам..

В.В. Савченко: “если вы предоставите в составе документации обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в произвольной форме, то у ФАС России к вам не будет претензий. Претензии могут возникнуть у органов МВД и прокуратуры, по обоснованности указанной в нем цены, мы лишь контролируем процедуру размещения заказа.

Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) можно использовать данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, сайты производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа. Как выход можно пока что использовать следующую схему: запрашиваете у производителя (дилера) коммерческое предложение с условием, что не будете разглашать информацию. В обосновании начальной (максимальной) цены контракта в электронном виде информацию о названии производителя не указываете. Однако когда придут проверяющие органы, в качестве доказательства нужно будет предъявить оригинал коммерческого предложения. Так же можно рекомендовать проводить обоснование начальной (максимальной) цены ремонта оборудования, запрашивая данные у официальных аккредитованных центров сервисного обслуживания”.

Проблема с выбором способа размещения заказа у медиков стоит не менее остро. Теоретически можно использовать четыре способа размещения:

  • открытый аукцион в электронной форме
  • конкурс
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика.

При этом согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 236-р, утвердившему Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, проводить закупку лекарственных средств можно только на открытом аукционе в электронной форме. Большинство медицинского оборудования закупается так же на открытом аукционе в электронной форме, исключение составляет только код 3311000 “Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления”, не включенный в данный Перечень, что дало возможность заказчикам проводить размещение заказа на поставку медоборудования включенного в код 3311000 в форме открытого или конкурса аукционе в электронной форме по выбору заказчика.

Проблемы с размещением начинаются в том случае, если закупку лекарств объединяют с закупкой услуг по их хранению, транспортировке и отпуску населению. При этом заказчик объединяя все эти услуги и поставку лекарств в одном лоте, выбирает способом размещения заказа конкурс. По сложившейся практике ФАС России такие действия заказчика являются грубым нарушением и влекут за собой аннулирование торгов по решению контролирующего органа.

В.В.Савченко: “Если хоть одна позиция в большой закупке, объединяющей товары, работы и услуги, входит в перечень, утвержденный распоряжением правительства № 236-р, закупку комплексной услуги надо проводить на открытом аукционе в электронной форме. Конкурс в таком случае проводить недопустимо”

Вопрос закупки эквивалентного товара при закупке дополнительной аппаратуры отчасти снят последними поправками, внесенными законом № 79-ФЗ. Для медоборудования, в отношение которого крайне актуальна закупка именно оригинальной дополнительной техники, этим законом практически вопрос снят. Больше не нужно придумывать никаких схем, чтобы не указывать слова “эквивалент” и параметры эквивалентности.

В.В.Савченко: “Общая норма закона устанавливает необходимость указания на возможность поставки эквивалентного оборудования, однако из этого правила существуют исключения когда заказчик может указать конкретный товарный знак, без сопровождения словами “или эквивалент”. В первую очередь – это закупка дополнительного оборудования, которое должно взаимодействовать с уже имеющимся оборудованием и быть технически совместимым с ним. В данном случае оно не должно стоить дороже основного.. Чтобы снять возможные вопросы, в техзадании лучше всего использовать слова “...которое должно взаимодействовать с оборудованием (определенной марки, названия)”. Желательно также иметь соответствующее экспертное заключение о том, что только это конкретное оборудование подходит к использованию в комплексе с уже имеющимся, и может обеспечить стабильную работу техники и терапевтический эффект для больного.

Если же речь идет об уникальном, высокотехнологичном оборудовании, аналогов которого в мире нет, и которое закупается для исследовательских центров, вопросов у ФАС России, как правило, не возникает, поскольку эквивалента для него просто не существует. На случай проверки иных контролирующих структур у заказчика должно иметься детальное техническое и медицинское обоснование закупки именно этой техники. В случае рассмотрения жалобы на порядок формирования данного лота будет приветствоваться наличие независимого экспертного заключения в котором будет сделан обзор рынка и приведена информация об уникальности данного оборудования”.

Новые правила, введенные Законом № 79-ФЗ, никак не решили вопрос оптовых закупок лекарств, когда в один лот объединяют разные лекарственные средства, а иногда и изделия медицинского назначения.

В.В.Савченко: “в одном лоте должно быть одно международное непатентованное наименование. В этом вопросе мы исходим из тезиса, что формирование предмета торгов не должно приводить к ограничению конкуренции. При проведении контрольных мероприятий часто сталкиваемся со случаями, когда в один лот объединяется закупка лекарств, изделий медицинского назначения и даже продуктов питания. Такое формирование предмета торгов нарушает требование части 3 статьи 17 Федерального закона “О защите конкуренции” и требование ч. 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ

В настоящее время готовятся поправки, законодательно ограничивающие включениев один лот лекарства с разными международными непатентованными наименованиями, при цене лота свыше 500 тыс. руб”.

Можно ли объединять в один лот медоборудование и расходные материалы? ФАС России не видит в этом нарушения. Однако имеются пробелы с нормами Бюджетного кодекса, который делать это не позволяет. Дело в том, что медоборудование и расходные материалы относятся к разным расходным статьи, и объединение их в один лот будет считаться нецелевым расходованием средств. Расходные материалы за счет средств, предусмотренных на закупку оборудования, приобретать нельзя.

В.В.Савченко: “Этот вопрос пока не урегулирован. Для Федеральной антимонопольной службы закупка оборудования с расходными материалами не является нарушением, однако чтобы снять вопросы со стороны прочих надзорных органов нужно дождаться разъяснений Федерального казначейства по данному вопросу. В целом же размещение заказа на расходные материалы и запасные части упростилось. Чтобы закупать только оригинальные расходные материалы без указания на возможность поставки эквивалентного товара теперь достаточно лишь в техническом задании сослаться на инструкцию к оборудованию, где сказано, что с данным оборудованием для надлежащей его работы должны использоваться расходные материалы и запасные части официального производителя. С почти 100-процентной уверенностью можно предположить, что ни в одной инструкции не рекомендовано пользоваться сторонними расходными материалами или запасными частями”.

И наконец, этап подписания контракта. Если речь идет о лекарствах, вопросов обычно не возникает, но если речь идет об оборудовании, встает вопрос о гарантии качества товара. Закон № 79-ФЗ на первый взгляд сделал все возможное для выполнения контракта в части гарантий поставщика.Согласно новым правилам, при поставке машин и оборудования новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, при поставке медицинского оборудования должна предоставляться гарантия поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота

Но одно дело получить гарантию на ремонт, и совсем другое – иметь уверенность, что ремонт будет осуществлять авторизированная производителем организация. В соответствии с законодательством о размещении заказов заказчик может установить требования к участникам о предоставлении документов, если такое требования к ним установлены законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (т.е. данная деятельность лицензируема или на нее требуется специальное разрешение);

В.В.Савченко: “закон не ограничивает заказчика в выставлении требований к производству ремонта или обслуживания оборудования только авторизованными производителем мастерами (специалистами) на этапе исполнения контракта. Выставление на этапе допуска требований к участнику о наличии у него в штате авторизованных специалистов является незаконным и ограничивает количество участников размещения заказа. При этом на этапе исполнения контракта победитель всегда может привлечь на субподряд организацию имеющую авторизованных специалистов. При этом на практике обеспечение исполнения контракта действует до поставки оборудования, вместе с которым поставщиком должна быть предоставлена гарантия поставщика на данный товар, при этом многое в предоставляемой гарантии (ее срок, объем покрытия и иные существенные условия) будет зависеть от документации, подготовленной заказчиком, поскольку законом установлены лишь общие требования к данному институту, а практика его применения еще не успела сформироваться”.

К сведению

«Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)».



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы


Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль