Цена добросовестности. Для чего нужен «белый список» поставщиков

16659
Цена добросовестности. Для чего нужен «белый список» поставщиков
Оказывается, у “черного списка” на рынке госзаказа – реестра недобросовестных поставщиков – есть антипод – “белый список” – реестр так называемых «добросовестных поставщиков».

А.С.Кузнецов, ведущий редактор ТН «Госзакупки» ЗАО «МЦФЭР»

Из журнала "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика".

Оказывается, у “черного списка” на рынке госзаказа – реестра недобросовестных поставщиков – есть антипод – “белый список” – реестр так называемых «добросовестных поставщиков». Но если первый является плодом законодательных инициатив и ведется в обязательном порядке, то второй делается из коммерческих побуждений на добровольной основе. Многие компании полагают, что попасть в него - большая честь. Но представляет ли собой какую-либо практическую ценность сертификат «добросовестности», купленный за несколько тысяч рублей? Сыграет ли в плюс имижду компании сомнительный сертификат?

В декабре 2011 года в г. Москве в “Президент-отеле” состоялась церемония вручения наград всероссийского конкурса “Лидеры государственных и муниципальных закупок 2011 года”.

Как было отмечено в пресс-релизе организатора мероприятия, конкурс проходит в рамках национальных проектов “Федеральный реестр добросовестных поставщиков” и ”Федеральный реестр бюджетоэффективных заказчиков”, а награды вручаются организациям, которые соблюдают нормы действующего законодательства РФ при реализации государственных (муниципальных) контрактов, способны эффективно расходовать бюджетные средства в сочетании с устойчивым положением на рынке.

Организатор этого мероприятия – “Международный центр инвестиционного консалтинга” (МЦИК), который, как указано на его сайте, якобы является единственным уполномоченным органом по сертификации «добросовестных» поставщиков (19 ноября 2009 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии зарегистрировало Реестр добросовестных поставщиков в государственном реестре систем добровольной сертификации). Между тем МЦИК помимо оказания услуг по сертификации для возможности включения компании в реестр «добросовестных» поставщиков, ведет также и реестр бюджетоэффективных заказчиков. И в рамки проводимого конкурса попадают те и другие.

Тут же на сайте МЦИК можно найти и расценки. К примеру, 24 200 рублей потребуется для оформления как сертификата соответствия требованиям государственного стандарта поставки, так и сертификата соответствия требованиям национального стандарта заказчика товаров, работ (услуг). Эти сертификаты выдаются на один год, а предоставление выписки их обоих реестров и разрешения на использование знака соответствия стоит 19 360 рублей. Конкурсные услуги – дороже: так, за вручение гран-при “Добросовестный поставщик года” (золотой медали Московского монетного двора Гознака) придется заплатить 29 150 руб., а за вручение памятных золотых часов Московского монетного двора Гознака – 68 000 рублей. Что ж, в масштабах оборотов даже некрупной компании это небольшая сумма, которой вполне можно пожертвовать в имиджзевых целях. Но стоит ли игра свеч?

Зачем это нужно?

Собственно, первый вопрос возникает сразу: для чего участие в подобных акциях нужно компаниям-поставщикам и заказчикам? Что реально дают ярлыки “добросовестный поставщик” и “бюджетноэффективный заказчик”, а также вручение наград на конкурсе?

Мотивы заказчиков понять проще. Участвуя в подобных конкурсах и получая награды проще заручиться лояльностью муниципальных и региональных властей.

Поставщики, в принципе, также хотят указать на свою хорошую репутацию заказчикам. Насколько оправданы подобные вложения в имидж – сказать трудно. Эксперты сомневаются в эффективности столь несерьезных методов. По словам председателя совета директоров электронной торговой системы B2B-Center Александра Бойко, едва ли госзаказчик уделяет большое внимание документам добровольной сертификации. Да и нужно ли это с практической точки зрения госструктурам, чьи закупки регулируются Законом № 94-ФЗ? Ведь в данном случае отбор заказчиками победителей на торгах производится либо исходя из самой низкой цены (вслепую), если говорить об электронных аукционах, либо, если речь идет о конкурсе, с учетом строго заданных параметров. И среди этих параметров присутствие компании в частном реестре «добросовестных» поставщиков никак не значится. Значит, конечным “пользователем” добросовестного поставщика являются коммерческие организации, то есть речь идет о бизнесе для бизнеса (B2B).

В принципе ответ на вопрос кому и для чего это нужно содержат пресс-релизы церемоний вручения наград, где указано примерно следующее: «Вручение наград в Москве в “Президент-отеле” – на одной из самых востребованных и престижных площадок Москвы – это прежде всего признание организации на самом высоком уровне. Это новый информационный повод, который, как и материалы награждения (буклет участников и фотоотчет), можно использовать в рекламных целях».

И это действительно используется. PR-менеджеры тысяч российских компаний цепляются за подобные мероприятия мертвой хваткой. Они будут рассылать пресс-релизы своим партнерам, устраивать брифинги и пресс-конференции, наконец, просто повесят такую информацию у себя на корпоративном сайте. Вот что, к примеру, написано на первой странице портала одного из крупных производителей офисной мебели: “Уважаемые клиенты и партнеры! С гордостью сообщаем вам, что уже 3 года подряд наша компания входит в число лидеров федерального реестра добросовестных поставщиков и получает высокую оценку деятельности благодаря соблюдению действующего законодательства Российской Федерации в области поставок продукции, высочайшему уровню ее исполнения в установленные сроки. Качество продукции неизменно остается на высоте, так же как широкий ассортимент и уровень комплексного обслуживания! Мы добросовестно и гарантированно исполняем контракты и имеем аргументированное право на участие в тендерах и государственных заказах в качестве надежного и эффективного исполнителя. Соответствие критериям добросовестности поставщика – залог успешности и процветания компании!”. С точки зрения освоения рекламного бюджета получение награды на конкурсе «добросовестный поставщик»,, безусловно, может казаться достойным вложением денег. Такая пиар-конпания ничем не лучше и не хуже любого другого способа продвижения, только к реальной оценке добросовестности это не имеет отношения.

Впрочем, многие поставщики вполне серьезно относятся к таким методам прожвижения как участие в разнообразных конкурсах на «добросовестность». «На сегодняшний день в Реестр включено около 1 400 организаций. Согласитесь, что в масштабах страны это не очень большая цифра. В реестр включаются организации, которые действительно отвечают за качество собственной продукции и услуг, – рассказывает генеральный директор компании “Феликс” Антон Терентьев, чья компания включена в Федеральный реестр добросовестных поставщиков с прошлого года. – С практической точки зрения это обеспечивает нам большую степень доверия и, как следствие, рост клиентской базы и укрепление позитивного имиджа у существующих клиентов. Для потенциальных партнеров, которые дорожат собственной репутацией, звание “добросовестный поставщик” также будет свидетельством того, что с нами можно иметь дело».

«Можно предположить, что покупка подобного сертификата – вложение в статус компании, однако подобная “солидность” едва ли может быть конкурентным преимуществом», – считает Александр Бойко. И если даже негосударственный заказчик, выбирающий поставщика для закупок, получит одинаковые предложения от нескольких игроков, и при этом один из них будет числиться в реестре добросовестных поставщиков, последний фактор не станет для него решающим.

Параметры добросовестности

Что же должно вкладываться в понятие “добросовестность поставщика”? По мнению Кузьмы Кизика, ассистента кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ, критерием добросовестности должна выступать история хозяйственной деятельности поставщика на рынке государственных (муниципальных) закупок. «Если поставщик уже имеет положительный опыт реализации соответствующих контрактов (договоров), то его следует включать в реестр добросовестных поставщиков (по аналогии с “Перечнем квалифицированных участников” в Японии, “Национальными списками” в странах ЕС, “Регистром производителей товаров (работ, услуг)” в Белоруссии и др.), – считает он. – Если этой истории нет или опыт реализации контрактов (договоров) у конкретного поставщика негативный, то он не может попасть в реестр добросовестных (в отличие, кстати, от реестра недобросовестных поставщиков). История хозяйственной деятельности поставщика должна формироваться из совокупности факторов: продолжительности его функционирования на рынке, опыта работы, деловой репутации, качества исполнения предыдущих заказов и тому подобного”.

Кроме того, по словам Кузьмы Кизика, в некоторых случаях в реестр добросовестных поставщиков могут быть включены хозяйствующие субъекты, не имеющие какой-либо истории хозяйственной деятельности. Это те ситуации, когда для реализации какого-либо сложного проекта создается отдельное юридическое лицо несколькими крупными организациями. Если учредители нового юридического лица предоставляют серьезное финансовое обеспечение деятельности этого субъекта (поручительство, банковская гарантия и др.), его можно считать как бы «заведомо добросовестным», на основании чего и следует включать в рассматриваемый реестр.

Если возвратиться к реестру “Международного центра инвестиционного консалтинга”, то, по словам Антона Терентьева, учредителями реестра для определения добросовестности проводится аудит деятельности компании-заявителя. Объектами аудита становятся показатели, характеризующие деятельность компании в отношении потребителей и вся система финансового менеджмента в целом. «К показателям добросовестности финансового менеджмента относятся: соблюдение Закона № 94-ФЗ, отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков на ООС, соблюдение Налогового кодекса РФ. Кроме того, обязательно проверяется, соблюдает ли заявитель Закон “О защите прав потребителей”, – поясняет Терентьев. – Оцениваются также показатели, регламентированные отдельными пунктами ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Этоудовлетворенность потребителей качеством продукции заявителя, компетентность персонала, который контролирует качество и поставку продукции, показатели технического уровня производства на этапе контроля качества готовой продукции и т. д.”.

Даже если допустить, что аудит проводится добросовестно, очевидно, что подобный реестр не может дать подробной информации о поставщике. Да, он добросовестный, но какое место он занимает на рынке среди других игроков? На этот вопрос дадут ответ рейтинги, где добросовестность компании подкреплена конкретными данными, объяснены параметры его составления. Так, на сайте бюллетеня оперативной информации “Московские торги” приведен рейтинг благонадежных поставщиков, с которыми госзаказчики г. Москвы заключили контракты в определенный период (в данном случае было указано с 01 января по 16 ноября 2011 г.). Здесь же отмечено, что для анализа были выбраны данные по контрактам по следующим параметрам: цена контракта не менее 1 млн руб. включительно, бюджетная экономия по заказу должна быть не менее 30% включительно и срок выполнения заказа не менее 14 дней включительно. Такие критерии были выбраны для формирования группы заказов и контрактов, которые в наибольшей степени отражают высокое качество государственных закупок и поставок. Соответственно, подобные контракты заключают наиболее надежные, эффективные и солидные поставщики.

Как указано на том сайте, для анализа использовалась выборка 12 898 заказов и контрактов из общей совокупности более чем 66 000 государственных заказов. В результате отбора осталось 1056 контрактов, отвечающих названным требованиям. Эти контракты были заключены с 613 поставщиками. В представленной там же таблице приведен рейтинг 50 госзаказчиков с наибольшим количеством заключенных контрактов, которые одновременно удовлетворяют указанным выше требованиям. В тех случаях, когда у поставщиков было одинаковое количество заключенных контрактов, осуществлялось дополнительное ранжирование по бюджетной экономии. Выборочный анализ проводился в связи с тем, что данных для привязки контрактов к заказам на официальном сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru недостаточно.

Таким образом, для прикладных целей и получения максимально подробной информации о поставщиках рейтинги благонадежных поставщиков выигрывают существенно выигрывают у разнообразных реестров добросовестности.

Юридическая ответственность

С юридической точки зрения оказание услуг по сертификации добросовестности и ведение реестров (подобных реестров, которые создает “Международный центр инвестиций и консалтинга”) вполне допустимо и правомерно. Эта деятельность регулируется Федеральным законом № 184-ФЗ от 27.12.2002 “О техническом регулировании”, “Положениями о регистрации системы добровольной сертификации”, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.01 2004 № 32, “Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации”, зарегистрированными Минюстом России 27.06 2000 г., рег. № 2284.

В соответствии с действующим законодательством, продукция, не подлежащая обязательной сертификации (по тем требованиям (показателям качества), которые не являются обязательными для соблюдения органами управления и субъектами хозяйственной деятельности), может подлежать добровольной сертификации. Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридические лицо, зарегистрировавшее в установленном порядке систему сертификации и знак соответствия.

Органу по добровольной сертификации предоставлено право определять правила проведения работ в своей системе сертификации, в том числе порядок их оплаты. В свою очередь, заявитель, желающий осуществить добровольную сертификацию своей продукции в конкретной системе добровольной сертификации, вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах серти­фикации и определить форму сертификации.

“Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Фирма, которая занимается сертификацией, может отвечать лишь за соответствие сертифицируемого субъективным критериям, которые она же и установила, – поясняет Александр Бойко. – Однако следует отметить, что компании, которые добровольно выдают сертификаты, несут репутационные риски и сами, в первую очередь, должны иметь высокую репутацию. На практике я столкнулся с тем, что рейтинговые организации публикуют некорректную информацию, вследствие которой наносится репутационный ущерб госструктурам. В связи с этим важно подчеркнуть, что организации, которые берутся вести такой рейтинг должны крайне корректно подходить к процессу сбора информации и составления рейтинга”.

Недобросовестные составители реестра добросовестных поставщиков

Существуют недобросовестные компании, которые занимаются составлением реестров и рейтингов под эгидой каких-либо статусных структур. Так, в середине 2010 г. Минкомсвязь России сообщило следующее: «В Минкомсвязь России поступают обращения от организаций и граждан по вопросу формирования Всероссийского реестра надежных поставщиков товаров и услуг. Информация о “Всероссийском реестре надежных поставщиков товаров и услуг” рассылается компаниям от имени “Центра стратегического планирования Российской Федерации”. Письмо, напечатанное на бланке с гербом России, и реквизитами, включающими электронную почту в домене roskomstat.org, сообщает, что в рамках реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия” создается Всероссийский реестр надежных поставщиков товаров и услуг. Авторы письма предлагают организациям пройти процедуру регистрации для внесения в реестр. Минкомсвязь России информирует, что данный реестр не имеет никакого отношения к ФЦП “Электронная Россия (2002–2010 годы)”. Формирование реестра надежных поставщиков не предусмотрено Законом № 94-ФЗ. В связи этим создание такого реестра в рамках ФЦП “Электронная Россия” также не предусмотрено и в рамках работ, проводимых Минкомсвязью России, осуществляться не будет».

Александр Осин, главный экономист УК “Финам Менеджмент”

В конечном итоге, если речь идет о частно-государственном партнерстве, основной оценкой эффективности частной компании в таком партнерстве является готовность делиться с государством прибылью, демонстрация “прозрачности” бизнеса контролирующим структурам с параллельным расчетом на сохранение долгосрочных стабильных отношений с партнерами в виде госструктур: на продолжение получения заказов, льготных кредитов и т.д. Во-первых, сам “Международный центр инвестиционного консалтинга” пытается заработать на предоставлении информации о добросовестных поставщиках, которым доверяют госструктуры. В принципе в российских условиях на такую информацию есть спрос, если эта информация не дорогая. Во-вторых, поддерживая такие акции, государство демонстрирует свою поддержку структурам бизнеса, лояльным по отношению к новой экономической политике властей. Эта политика основана на углублении контроля за бизнесом, перераспределении финансовых потоков в стране в пользу внутренних инвестиций, в том числе с применением административных методов влияния на экономические процессы.

Статья опубликована в журнале "Госзакупки.ру" № 3/2012"

Еще больше информации - в изданиях, на которые вы можете подписаться !

 


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, что бы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль