Письмо КЭРППиТ Санкт-Петербурга от 15.12.2011 № 11/20482 "О разъяснении постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2005 № 1829"

1938

Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (далее – Комитет) информирует заказчиков Санкт-Петербурга, что Правительством Санкт-Петербурга было принято постановление от 15.03.2011 № 297 "О внесении изменений в постановления Правительства от 10.02.2004 № 177 и 30.11.2005 № 1829", в соответствии с которым был внесен ряд изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2005 № 1829 "О мерах по совершенствованию системы государственного заказа Санкт-Петербурга" (далее – Постановление № 1829) и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 № 177 "О Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли".

В связи с возникающими вопросами о порядке применения Постановления 1829 Комитет сообщает следующее:

1. Государственные органы и государственные учреждения Санкт-Петербурга, на которые распространяется действия Постановления № 1829; кто является государственным заказчиком Санкт-Петербурга и иным заказчиком Санкт-Петербурга?

В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд " (далее – Закон) государственными заказчиками являются государственные органы (в том числе органы государственной власти), и казенные учреждения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Необходимо отметить, что иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные заказчики и иные заказчики именуются заказчиками.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом заказчики делятся на две группы:

1) государственные заказчики, к которым относятся государственные органы и казенные учреждения;

2) иные заказчики, к которым относятся бюджетные учреждения.

В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях " автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях " финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, законодательство о размещении заказов распространяется только на два типа государственных учреждений – казенные учреждения, которые выступают государственными заказчиками, и бюджетные учреждения, которые выступают иными заказчиками. Законодательство о размещении заказов не распространяется на автономные учреждения.

С учетом вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации, требования Положения об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга (далее – Положение), утвержденного постановлением № 1829, определяет порядок организации деятельности в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга:

а) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

б) государственных учреждений Санкт-Петербурга – казенных учреждений Санкт-Петербурга, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

в) государственных учреждений Санкт-Петербурга – бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, функции и полномочия учредителя которых в части формирования и утверждения государственного задания, а также финансового обеспечения выполнения государственного задания осуществляются исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Положением установлено, что заказчики Санкт-Петербурга – это исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также казенные учреждения Санкт-Петербурга и бюджетные учреждения Санкт-Петербурга.

Вывод:

Законодательство о размещении заказов и Положение, утвержденное Постановлением № 1829, в полном объеме распространяется на исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, казенные учреждения Санкт-Петербурга и бюджетные учреждения Санкт-Петербурга и не распространяется на автономные учреждения Санкт-Петербурга.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц " (далее – Федеральный закон) автономное учреждение, созданное после 01.01.2012, утверждает в течение трех месяцев с даты его регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке.

В случае, если в течение указанного срока таким автономным учреждением не размещено в соответствии с требованиями Федерального закона утвержденное положение о закупке, автономное учреждение при закупке руководствуется положениями Федерального закона до дня размещения в соответствии с требованиями Закона утвержденного положения о закупке.

2. Особенности закупок товаров, работ и услуг исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, казенными учреждениями Санкт-Петербурга и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга

2.1. Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга

В соответствии с частью второй статьи 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение вправе иметь доходы, полученные от приносящей доход деятельности. В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях " бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, бюджетное учреждение может располагать следующими источниками финансового обеспечения:

1) средства на выполнение государственного задания в виде субсидий из соответствующего бюджета;

2) плата за выполнение работ, оказание услуг сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения (далее – плата);

3) доходы от осуществления иных видов деятельности, не являющихся основными видами деятельности, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах бюджетного учреждения (далее – иные доходы).

На практике возникают вопросы, на все ли закупки бюджетных учреждений распространяются требования законодательства о размещении заказов и Постановления № 1829, могут ли бюджетные учреждения осуществлять закупки за счет средств платы и иных доходов без учета требований законодательства о размещении заказов.

В соответствии с частью первой статьи 4 Закона иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона под нуждами бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы, изложенными в письме от 21.03.2011 № ИА/9694, бюджетные учреждения обязаны осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Вывод: бюджетные учреждения Санкт-Петербурга при осуществлении любых закупок товаров, работ и услуг независимо от источника финансирования (за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и любых внебюджетных источников финансирования, в том числе за счет платы и иных доходов) обязаны руководствоваться требованиями законодательства о размещении заказов и Постановлением № 1829.

2.2. Закупки товаров, работ и услуг исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и казенными учреждениями Санкт-Петербурга

В соответствии с частью первой статьи 4 Закона государственными заказчиками выступают государственные органы и казенные учреждения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.

Вывод: исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и казенные учреждения Санкт-Петербурга при осуществлении закупок товаров, работ и услуг независимо от источника финансирования (за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования) обязаны руководствоваться требованиями законодательства о размещении заказов и Постановлением № 1829.

3. Самостоятельность заказчиков Санкт-Петербурга в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга

Статьей 4 Закона закреплен равный статус заказчиков в сфере размещения заказов, все заказчики – органы государственной власти, казенные учреждения и бюджетные учреждения обладают равными правами и несут равные обязанности при размещении заказов. Законом не предусмотрено какое-либо вмешательство главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга в размещение заказов подведомственных государственных учреждений.

В соответствии с действующим законодательством не допускается согласование главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга каких-либо решений или документов государственных учреждений Санкт-Петербурга в сфере размещения заказов.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения формирование, размещение и исполнение государственного заказа Санкт-Петербурга заказчиками Санкт-Петербурга осуществляется самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с Положением. Передача полномочий в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга между заказчиками Санкт-Петербурга не допускается.

Вывод: все государственные учреждения Санкт-Петербурга с 01.05.2011 обязаны самостоятельно в полном объеме осуществлять все функции заказчика Санкт-Петербурга. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга не вправе осуществлять какие-либо полномочия, принадлежащие подведомственным государственным учреждениям Санкт-Петербурга, в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга.

4. Планирование закупок продукции

В соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.3.1 Положения планирование закупок продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга и нужд бюджетных учреждений Санкт-Петербурга оформляется планом размещения государственного заказа Санкт-Петербурга, утверждаемым правовым актом заказчика Санкт-Петербурга, т.е. приказом исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга или государственного учреждения Санкт-Петербурга.

При этом план размещения государственного заказа Санкт-Петербурга государственного учреждения Санкт-Петербурга подлежит обязательному предварительному согласованию с исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга в отношении бюджетных ассигнований, предусмотренных государственным учреждениям Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения план размещения государственного заказа Санкт-Петербурга и изменения в план размещения государственного заказа Санкт-Петербурга подлежат обязательному размещению на официальном сайте Санкт-Петербурга не позднее трех рабочих дней с даты утверждения плана размещения государственного заказа Санкт-Петербурга (изменений в план размещения государственного заказа Санкт-Петербурга).

Утвержденный приказом исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга или государственного учреждения Санкт-Петербурга план размещения государственного заказа Санкт-Петербурга является обязательным для заказчика Санкт-Петербурга. Закупки продукции осуществляются заказчиком Санкт-Петербурга только в соответствии с утвержденным планом размещения государственного заказа Санкт-Петербурга (пункт 3.5 Положения).

5. Принятие заказчиком Санкт-Петербурга решения о способе размещения заказов

В соответствии с частью первой статьи 10 Закона размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии с частью третьей статьи 10 Закона решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями Закона, т.е. такое решение должно быть юридически оформлено.

В соответствии с пунктами 2.2.9 и 2.3.7 Положения решение заказчика Санкт-Петербурга о выборе способа размещения государственного заказа Санкт-Петербурга оформляется правовым актом заказчика Санкт-Петербурга, т.е. приказом исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга или государственного учреждения Санкт-Петербурга.

Утвержденный заказчиком Санкт-Петербурга план размещения государственного заказа Санкт-Петербурга не является решением заказчика Санкт-Петербурга о выборе способа размещения государственного заказа Санкт-Петербурга, т.к. план размещения государственного заказа Санкт-Петербурга относится к сфере планирования государственных закупок, а решение заказчика Санкт-Петербурга о выборе способа размещения относится к сфере размещения заказов, а, следовательно, данные документы должны оформляться отдельными приказами заказчика Санкт-Петербурга.

Решение заказчика Санкт-Петербурга о выборе способа размещения государственного заказа Санкт-Петербурга оформляется отдельно в отношении процедур размещения заказов (конкурс, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок, все виды закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)).

Решение заказчика Санкт-Петербурга о выборе способа размещения государственного заказа Санкт-Петербурга в соответствии с пунктами 2.2.9 и 2.3.7 Положения должно соответствовать плану размещения государственного заказа Санкт-Петербурга, утвержденному приказом исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга или государственного учреждения Санкт-Петербурга.

С учетом вышеизложенного, заказчик Санкт-Петербурга вправе утверждать документацию только при наличии плана размещения государственного заказа Санкт-Петербурга и решения заказчика Санкт-Петербурга о выборе способа размещения государственного заказа Санкт-Петербурга, утвержденных отдельными приказами исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга или государственного учреждения Санкт-Петербурга.

Вывод: осуществление любых закупок без издания отдельного приказа о выборе способа размещения государственного заказа Санкт-Петербурга является нарушением требований Закона и Постановления № 1829.

6. Проведение финансово-экономического мониторинга сложившейся рыночной конъюнктуры цен на закупаемые товары, работы, услуги

В соответствии с пунктом 4.2 Положения заказчики Санкт-Петербурга обязаны при размещении государственного заказа Санкт-Петербурга соблюдать требования статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечивая экономическую обоснованность цены контрактов и договоров в целях экономного и эффективного расходования средств бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных средств.

Заказчики Санкт-Петербурга при формировании начальной (максимальной) цены контракта при размещении государственного заказа Санкт-Петербурга путем проведения торгов, способом запроса котировок, способом запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, открытого аукциона в электронной форме и цены контракта (договора) при размещении государственного заказа Санкт-Петербурга у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – формирование цены контракта) обязаны соблюдать действующее законодательство, регулирующее порядок формирования цены контракта при размещении государственного заказа Санкт-Петербурга.

Заказчики Санкт-Петербурга при формировании цены контракта обязаны проводить финансово-экономический мониторинг сложившейся рыночной конъюнктуры цен на закупаемые товары, работы, услуги (далее – финансово-экономический мониторинг). Финансово-экономический мониторинг не проводится в отношении товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены государственные и иные регулируемые тарифы и цены, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством.

Конкурсная документация, документация об аукционе, извещение или иные документы о проведении иных процедур размещения государственного заказа Санкт-Петербурга должны в обязательном порядке содержать подробный, основанный на результатах финансово-экономического мониторинга расчет стоимости начальной (максимальной) цены контракта. К расчету стоимости приобщаются документы, подтверждающие проведение финансово-экономического мониторинга.

Ответственность за соответствие начальной (максимальной) цены контракта действующему законодательству, регулирующему порядок формирования цены контракта при размещении государственного заказа Санкт-Петербурга, проведение финансово-экономического мониторинга и применение его результатов, соответствие начальной (максимальной) цены контракта требованиям статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет должностное лицо заказчика Санкт-Петербурга, утвердившее конкурсную документацию, документацию об аукционе, утвердившее (подписавшее) извещение или иные документы о проведении иных процедур размещения государственного заказа Санкт-Петербурга.

Заместитель председателя
Комитета экономического
развития, промышленной
политики и торговли
З.М. Голант



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль