Применение Закона № 223-ФЗ: спорные вопросы и пути их разрешения

227513
В статье подобраны ответы на самые популярные вопросы, связанные с применением Закона № 223-ФЗ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что делать с договорами, которые заключены до вступления в силу Закона № 223-ФЗ; 
  • продолжают ли действовать договора, которые заключены до вступления в силу Закона № 223-ФЗ;
  • могут ли быть использованы “рамочные” договоры поле вступления в силу Закона № 223-ФЗ;
  • регулирует ли Закон № 223-ФЗ закупки заказчика, которые осуществляются для иных целей.

Итак, рассмотрим спорные моменты и пути их разрешения в вопросе применения Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

С какого момента Закон № 223-ФЗ вступает в силу для организации, которая одновременно соответствует нескольким критериям, например, является, с одной стороны, МУПом, с другой стороны, субъектом естественных монополий?

Закон № 223-ФЗ по общему правилу вступил в силу с 1 января 2012 года. Для отдельных организаций были установлены более поздние сроки вступления закона в силу.

Так, “отсрочка” вступления в силу Закона № 223-ФЗ была предусмотрена для:

  • организаций, осуществляющих виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год;
  • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год;
  • дочерних хозяйственных обществ;
  • дочерних хозяйственных обществ этих дочерних хозяйственных обществ.

Для вышеуказанных лиц Закон № 223-ФЗ вступил в силу с 1 января 2013 года (ч. 7 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Еще более длительная “отсрочка” вступления в силу Закона № 223-ФЗ была предусмотрена для заказчиков муниципального уровня, а именно:

  • муниципальных унитарных предприятий;
  • автономных учреждений, созданных муниципальными образованиями;
  • хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  • дочерних хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам с муниципальным участием;
  • дочерних хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ.

Для данных лиц Закон № 223-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года, если более ранний срок не был предусмотрен представительным органом муниципального образования (ч. 8 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Если организация одновременно соответствует нескольким критериям, например, является, с одной стороны, МУПом, с другой стороны, субъектом естественных монополий, представляется, что Закон № 223-ФЗ вступает в силу для такой организации по принципу “что быстрее настанет”. При таком подходе заказчик в любом случае не нарушит требования Закона № 223-ФЗ и не пропустит сроки выполнения обязанностей, в нем закрепленных.

Данный вывод также был подтвержден в разъяснительных письмах Минэкономразвития России:

“…Учитывая, что муниципальное унитарное предприятие является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, являясь на рынке данных услуг субъектом естественной монополии, и общая выручка от всех указанных видов деятельности муниципального унитарного предприятия составляет более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых таким муниципальным унитарным предприятием, то положения Закона применяются к муниципальному унитарному предприятию начиная с 1 января 2012 г. …” (письмо от 05.12.2011 № Д28-647).

“…Учитывая, что муниципальное предприятие является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в случае, если общая выручка от всех указанных видов деятельности муниципального предприятия составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых таким муниципальным предприятием, то положения Закона применяются к муниципальному предприятию начиная с 1 января 2013 г.

В случае если общая выручка от всех указанных видов деятельности муниципального предприятия составляет более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых таким муниципальным предприятием, то положения Закона применяются к муниципальному предприятию начиная с 1 января 2012 г. …” (письмо от 05.12.2011 № Д28-646).

Что делать с договорами, которые заключены до вступления Закона № 223-ФЗ в силу?

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (Закон № 223-ФЗ таких норм не содержит). Следовательно, договоры, которые заключил заказчик до вступления в силу Закона № 223-ФЗ, продолжают действовать и после вступления Закона № 223-ФЗ в силу.

Продолжают ли действовать “рамочные” договоры, которые заключены заказчиком до вступления Закона № 223-ФЗ в силу?

В нормативных правовых актах нет такого понятия, как “рамочный” договор. Обычно под этим договором понимается договор с неопределенным объемом и неопределенными сроками исполнения обязательств, при исполнении которого конкретное наименование и количество продукции определяется по заявкам заказчика.

С юридической точки зрения этот “рамочный” договор вообще нельзя считать заключенным договором, потому что считается, что стороны не согласовали существенные условия договора, и в первую очередь – условие о предмете (наименование и количество), как того требуют положения ст. 432 ГК РФ.

Следовательно, впоследствии каждый раз, когда заказчик будет делать заявку поставщику, поставщик – поставлять товар, заказчик – оплачивать, именно эти действия можно будет расценивать как заключение договора. Но, если заявки заказчика будут направляться поставщику в период действия Закона № 223-ФЗ, то на эти правоотношения закон будет распространяться. Это следует из п. 2 ст. 4 ГК РФ. Каждая такая заявка будет являться прямым договором (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) без проведения торгов и иных конкурентных процедур.

Таким образом, “рамочные” договоры, заключенные заказчиком до вступления Закона № 223-ФЗ в силу, могут быть использованы, но каждую заявку в рамках такого договора, направляемую заказчиком поставщику после вступления Закона № 223-ФЗ в силу, следует рассматривать на предмет ее правомерности с точки зрения Положения о закупке: подпадает ли она под условие применения прямой закупки (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) или нет.

Могут ли быть использованы “рамочные” договоры поле вступления Закона № 223-ФЗ в силу?

Такие договоры не могут быть использованы в рамках применения Закона № 223-ФЗ, поскольку согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в каждом договоре на закупку должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг).

В этой связи будет необходимо вместо рамочных договоров сделать договоры с четко указанными в договоре: ассортиментом (перечнем товаров), ценами за единицу и максимальным количеством по каждой из товарных позиций. В таких договорах надо будет указать, что поставка осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика.

В течение, например, года заказчик будет постепенно "выбирать" указанный в договоре максимальный объем. В случае, если по окончании срока действия договора заказчик не “выберет” весь товар, то сторонам необходимо будет провести расторжение договора по фактическому количеству поставленного товара.

Если заказчику необходимо будет закупить больше товара, чем указано в таком договоре, то можно будет сделать дополнительное соглашение об увеличении количества товаров и цены договора (при необходимости) или сделать отдельную прямую закупку (у единственного поставщика) малого объема.

Регулирует ли Закон № 223-ФЗ закупки заказчика, которые осуществляются не для собственных нужд заказчика, а для иных целей, например, для последующей перепродажи?

Закон № 223-ФЗ распространяется на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых заказчиками: вне зависимости от суммы, предмета закупки, источника ее финансирования или цели приобретения продукции. Исключениями из применения Закона № 223-ФЗ для заказчика будут являться лишь выплата зарплаты штатным работникам, уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также закупки, которые прямо исключены из Закона № 223-ФЗ (ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

Этот вывод подтвержден также в разъяснительных письмах Минэкономразвития России:

“…все … юридические лица обязаны проводить закупки любых товаров с учетом положений Закона № 223-ФЗ независимо от того, закупаются такие товары для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи населению…” (письмо от 02.09.2011 № Д28-317).

“…Следует также отметить, что Закон распространяется на все закупочные процедуры заказчика, составляющие его хозяйственную деятельность, за исключением отношений, перечисленных в ч. 4 ст. 1 Закона.

Таким образом, закупка любых товаров, работ, услуг, в том числе для выполнения «прочей» деятельности предприятия, не относящейся к выполнению регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, должна осуществляться в соответствии с положениями Закона…” (письмо от 05.12.2011 № Д28-647).

Необходимо ли заказчику создавать комиссию по закупкам, и какие требования к составу комиссии существуют?

Закон № 223-ФЗ ничего не говорит о необходимости формирования при проведении закупок такого органа. Возникает вопрос – зачем тогда ее создавать?

Можно ли проводить закрытые процедуры закупки по Закону № 223-ФЗ?

Закрытая закупка – это:

  • либо такая закупка, информация (извещение, документация, протоколы и проч.) о которой не размещается на официальном сайте;
  • либо закупка, в которой участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели (п. 1 ст. 448 ГК РФ).

Если под закрытой закупкой понимать закупку, информация (извещение, документация, протоколы и проч.) о которой не размещается на официальном сайте, то основания для проведения такой закупки ограничены самим Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчик всегда при закупке размещает извещение, документацию и прочие документы на официальном сайте. При этом заказчику запрещается устанавливать необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Следовательно, заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих документации до участия в такой закупке.

Не разместить извещение и документацию на сайте, т. е. “спрятать” закупку и пригласить для участия в ней только отдельных лиц, можно в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 4 Закона № 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять млрд рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Расширить перечень оснований для “неразмещения” закупок на сайте нельзя.

Если под закрытой закупкой понимать закупку, в которой участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели, то они могут быть закреплены в Положении о закупке с использованием, например, предквалификационного отбора.

Суть предварительного квалификационного отбора состоит в следующем: заказчик, например, в начале года проводит отбор поставщиков (подрядчиков) по определенному направлению – например, по ремонту оборудования, по выполнению строительных работ и т. д. Для этого подготавливается предквалификационная документация, в ней устанавливаются необходимые требования к участникам (опыт выполнения аналогичных работ, наличие производственных мощностей и т. д.), а также критерии отбора (у кого опыт больше, мощности лучше и т. д.). К участию в этом отборе приглашаются любые заинтересованные лица (процедура открытая).

Участвовать может кто угодно, но отобраны будут лучшие – например, 3–12 организаций (конкретное количество (или диапазон) указываются в предквалификационной документации). По итогам предварительного квалификационного отбора формируется перечень квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на определенный период (например, на 1 год). В течение этого периода заказчик проводит конкурсы, аукционы, запросы предложений и т. д. только среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые находятся в этом перечне. То есть к участию в закупке будут приглашаться только лица из перечня.

Фактически это будут закрытые процедуры закупки, но юридически – принципы информационной открытости, равноправия и отсутствия дискриминации по Закону № 223-ФЗ соблюдены, так как изначально к участию в предквалификационном отборе приглашались любые лица, а информация об этих закупках размещалась и будет размещаться на официальном сайте (сайте заказчика).

Применение Закона № 223-ФЗ:  спорные вопросы и пути их разрешения

О других интересных темах вы можете узнать, подписавшись на журнал "Госзакупки.ру"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль