О порядке обеспечения контракта и реестре недобросовестных поставщиков

4439
Законом № 94-ФЗ предусмотрено внедрение в практику реестра недобросовестных поставщиков. Выполнение ФАС России функ­ции по ведению такого реестра является неотъемлемой частью кон­троля за размещением государственного и муниципального заказа. В этой статье мы расскажем, на что обратить внимание поставщику, чтобы не нарушить правила и тем самым не попасть в него.

Т. В. Сырчина, главный государственный инспектор Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Законом № 94-ФЗ предусмотрено внедрение в практику реестра недобросовестных поставщиков. Выполнение ФАС России функ­ции по ведению такого реестра является неотъемлемой частью кон­троля за размещением государственного и муниципального заказа. В этой статье мы расскажем, на что обратить внимание поставщику, чтобы не нарушить правила и тем самым не попасть в него.

Об обеспечении исполнения контракта

Порядок заключения государственного (муниципального) кон­тракта установлен ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ. Согласно данной ста­тье государственный (муниципальный) заказчик в соответствии с требованиями законодательства РФ о размещении заказов в тече­ние 5 дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме на­правляет оператору электронной площадки проект контракта без ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

В течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта участнику размещения заказа, с которым заключается контракт.

Участник размещения заказа, с которым заключается кон­тракт, в течение 5 дней со дня получения проекта контракта дол­жен направить оператору электронной площадки проект кон­тракта и документ об обеспечении исполнения контракта (при необходимости), подписанные ЭЦП лица, имеющего право дей­ствовать от имени участника размещения заказа.

Подписание контракта по итогам открытого аукциона в элек­тронной форме осуществляется только в электронной форме с ис­пользованием ЭЦП.

При этом следует обратить внимание на то, что ЭЦП выдаются с разными сертификатами ключей - для лиц, которые размещают заказ, и для лиц, которые подписывают контракт.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется участни­ком размещения заказа в случае, если заказчиком (уполномочен­ным органом) установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта, ука­занной в извещении о проведении открытого аукциона в электрон­ной форме. В случае если начальная (максимальная) цена контрак­та превышает 50 млн руб., заказчик (уполномоченный орган) дол­жен установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Однако в любом случае размер обеспечения исполнения контракта не может быть менее чем размер аванса (если контрактом преду­смотрена выплата аванса) или превышать на 20% размер аванса и быть менее чем размер аванса, если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта.

В случае если заказчиком установлено требование обеспече­ния исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банков­ской гарантии, выданной банком или иной кредитной организа­цией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в т. ч. в форме вклада (депозита) в размере обе­спечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспече­ния исполнения контракта из указанных выше способов опреде­ляется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае, если участ­ником открытого аукциона в электронной форме, с которым за­ключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчи­ком (уполномоченным органом) установлено требование обеспе­чения исполнения контракта, предоставление обеспечения ис­полнения контракта не требуется.

В случае если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, поручителем может выступать юриди­ческое лицо, государственная регистрация которого осуществле­на в установленном порядке на территории Российской Федера­ции и которое соответствует следующим требованиям:

  • капитал и резервы поручителя, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должны составлять не ме­нее чем 300 млн руб. и превышать размер поручительства не менее чем в 10 раз;
  • чистая прибыль поручителя, указанная в соответствующем раз­деле бухгалтерской отчетности, должна превышать не менее чем в 3 раза размер поручительства или размер чистой прибыли по­ручителя должен составлять более чем 100 млн руб.;
  • стоимость основных средств (в части зданий) поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчет­ ности, должна составлять не менее чем 300 млн руб. и превы­шать не менее чем в 10 раз размер поручительства или стои­мость указанных основных средств должна составлять более чем 1 млрд руб.

В случае если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, контракт может быть заключен только после предоставления участником открытого аукциона в элек­тронной форме, с которым заключается контракт, одновременно с договором поручительства соответствующих копий бухгалтер­ских отчетностей поручителя, представленных в налоговый ор­ган в установленном порядке, а также следующих документов в отношении поручителя:

  • копий учредительных документов участника размещения за­каза (для юридических лиц), копий документов, удостоверяю­щих личность (для физических лиц);
  • копий документов, подтверждающих полномочия руководите­ля. В случае если от имени участника размещения заказа дей­ствует иное лицо, также представляются доверенности, вы­данные физическому лицу или физическим лицам на осущест­вление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме (в т. ч. на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью участника размещения заказа и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом. В случае если такая доверен­ность подписана лицом, уполномоченным руководителем, должна представляться копия документа, подтверждающего полномочия данного лица, заверенная печатью участника раз­мещения заказа и подписанная руководителем участника раз­мещения заказа.

Если же участником открытого аукциона в электронной фор­ме, с которым заключается контракт, в качестве обеспечения ис­полнения контракта представлен договора поручительства, со­держащий недостоверную информацию в отношении данного участника или в отношении поручителя, то заказчик согласно ч. 3.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ вправе отказаться от заключения кон­тракта с таким участником.

При этом участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта, в т. ч. в случае, если такой участник в срок, предусмотренный Законом № 94-ФЗ, не направил операто­ру электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени данного участника, документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком было установлено соответствующее требование.

Об условиях включения в реестр недобросовестных по­ставщиков

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Ре­естр) осуществляется ФАС России в соответствии с Законом № 94-ФЗ, постановлениями Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на постав­ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных го­сударственных нужд" и от 15.05.2007 № 292 "Об утверждении По­ложения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения ре­естра недобросовестных поставщиков" (далее - Положение о веде­нии реестра), приказом ФАС России от 27.08.2007 № 267 "О веде­нии реестра недобросовестных поставщиков, включении и исклю­чении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, про­ведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведе­ний о недобросовестных поставщиках".

В соответствии со ст. 19 Закона № 94-ФЗ в Реестр включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от за­ключения государственного (муниципального) контракта, или о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми государ­ственные (муниципальные) контракты расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий государ­ственных (муниципальных) контрактов.

Необходимо иметь в виду, что, в случае уклонения участника от­крытого аукциона в электронной форме от заключения контракта, в течение одного рабочего дня со дня внесения сведений о таком участнике в Реестр оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету для проведения операций по обе­спечению участия в открытом аукционе в электронной форме дан­ного участника в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе, перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета указанного участника денежные средства в качестве платы за уча­стие в открытом аукционе в электронной форме в размере, опреде­ленном по результатам отбора операторов электронных площадок.

В случае если победитель открытого аукциона в электронной форме признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником данного аукциона, кото­рый сделал предпоследнее предложение о цене контракта. Заключе­ние государственного контракта для такого участника открытого аукциона в электронной форме является обязательным. В случае уклонения участника открытого аукциона в электронной форме, ко­торый сделал предпоследнее предложение о цене контракта, от за­ключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с требовани­ем о понуждении такого участника заключить контракт и о возмеще­нии убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником данного аукциона, который предложил такую же, как и уклонившийся участник, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие усло­вия по цене контракта, следующие после предложенных указанным участником открытого аукциона в электронной форме условий.

Обязанность заключить контракт при уклонении победителя от­крытого аукциона в электронной форме или иного его участника, с которым заключается контракт, от заключения контракта, возникает у следующих участников открытого аукциона в электронной форме:

  • участники открытого аукциона в электронной форме, заявки которых получили первые три порядковых номера в соответ­ствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме;
  • иные участники открытого аукциона в электронной форме, не отозвавшие своих заявок к моменту направления им проекта государственного (муниципального) контракта.

В случае если все участники открытого аукциона в электронной форме, обязанные заключить контракт при уклонении победителя такого аукциона или иного его участника, с которым заключается контракт, от заключения контракта, признаны уклонившимися от заключения контракта, заказчик принимает решение о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся. В этом случае заказчик вправе заключить контракт с единствен­ным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона № 94-ФЗ. При этом такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об от­крытом аукционе в электронной форме, и цена такого контракта не должна превышать предложенную при проведении данного аукциона наиболее низкую цену контракта.

Информация об участниках размещения заказа, признанных уклонившимися от заключения контракта, размещается в Реестре на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru. Данная информация находится в открытом доступе и с ней может бесплатно ознакомиться любой желающий.

При этом только по истечении двух лет со дня внесения сведе­ний в Реестр компания, сведения о которой были в него включе­ны, перестает считаться недобросовестным поставщиком, а нали­чие сведений о такой компании в Реестре ранее не влечет для нее никаких правовых последствий.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль