Надо работать. Назад пути нет

2270
Считает ли ФАС России возможным увеличить максимальную сумму, при которой допускается осуществлять размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок с 500 до 750 тыс. руб. в течение квартала, а максимальную цену контракта без проведения конкурса со 100 до 250 тыс. руб.?

Автор: Юлия Воробьева, советник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

"Благодаря электронным аукционам в сфере госзаказа мы намного дальше ушли вперед в развитии конкурентной среды по сравнению с нашими коллегами из Европы и США".

И.Ю. Артемьев

26 января 2011 г. в рамках проведения "Правительственного часа" перед депутатами Государственной Думы выступил руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев. В ходе доклада о работе своего ведомства И.Ю. Артемьев ответил на вопросы Всероссийской политической партии "Единая Россия" и Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, затрагивающие в т. ч. законодательство о размещении заказов.

Считает ли ФАС России возможным увеличить максимальную сумму, при которой допускается осуществлять размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок с 500 до 750 тыс. руб. в течение квартала, а максимальную цену контракта без проведения конкурса со 100 до 250 тыс. руб.?

Запрос котировок является конкурентной, но коррупционной формой размещения заказа. Все прекрасно знают, что можно подложить "нужную" котировочную заявку с предложением по цене ниже на одну копейку и определить, таким образом, победителя, "нужного" заказчику. Данная форма размещения заказа в ближайшее время в принципе должна подлежать отмене. При этом на смену этой неконкурентной процедуре уже введена другая.

В настоящее время Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) предусмотрена такая процедура торгов, как короткий электронный аукцион, который уже сейчас можно объявлять на сумму в 3 млн. руб., превышающую сумму запроса котировок в 6 раз. И эту стоимостную планку можно поднять еще до 5-7 млн. руб. При этом эта процедура практически с такими же сроками, что и запрос котировок: извещение о проведении короткого аукциона размещается за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Таким образом, каждый заказчик обладает инструментом быстрого эффективного размещения заказа.

Говоря про увеличение максимальной цены контракта без проведения торгов со 100 до 250 тыс. руб. возникает резонный вопрос "зачем?". Чтобы уйти от конкурентных процедур? Например, в Казахстане, в принципе, не предусмотрено размещение заказов без проведения конкурентных процедур. Только сейчас в этой стране предусматривается возможность размещать заказы без проведения торгов на сумму до 120 тыс. в рублях в год на все, без какой-либо одноименности.

Поскольку задачей Правительства РФ является не уход от конкурентных процедур, а их увеличение, повышение суммы закупок без проведения конкурентных процедур со 100 тыс. руб. не предполагается. И в первую очередь, это шаг вперед навстречу малому бизнесу, так как он получает возможность доступа к участию в конкурентных процедурах через небольшие заказы.

Правоприменительная практика показывает, что по одинаковым случаям решения одного территориального органа ФАС России могут противоречить решениям других территориальных органов и даже решениям центрального аппарата ФАС России. Каким образом ФАС России предполагает решить эту проблему и повышать координацию действий подразделений антимонопольной службы?

Проблема правоприменения законодательства о размещении заказов территориальными органами ФАС России действительно существует. Территориальные органы ФАС России расположены в каждом регионе по всей стране, и мы понимаем, что решения по госзаказу бывают разные. Данному вопросу уделяется большое внимание. В настоящее время ФАС России внедряется электронная система контроля, которая позволит контролировать действия наших территориальных управлений, как по срокам принятия решений, так и по существу.

Кроме того, мы предполагаем в ряде случаев отменять решения наших территориальных управлений, чтоб по типовым случаям не возникало ситуаций с принятием неверных решений.

Интеграция со странами Таможенного союза и другими зарубежными государствами играет огромную роль в процессе модернизации российской экономики, повышении ее конкурентоспособности. В связи с этим возникает объективная необходимость унификации норм антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов. Что сегодня делается в этом направлении и какие нормы российского законодательства необходимо изменить?

Необходимо отметить, что по законодательству в сфере размещения государственного заказа мы во многом опередили наших коллег по Таможенному союзу, а благодаря электронным аукционам в сфере госзаказа мы намного дальше ушли вперед в развитии конкурентной среды по сравнению с нашими коллегами из Европы и США. Тем более, что с 1 января 2011 г. вся страна перешла на единый общероссийский портал для размещения информации о заказах и проведение электронных аукционов. В настоящее время уже более 50 тыс. компаний участвуют в электронных аукционах, и это приводит к серьезной конкуренции в сфере госзаказа. Поэтому в вопросе изменения российского законодательства в процессе модернизации российской экономики более подробно необходимо рассматривать корректировки в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В конце 2010 г. Президент РФ Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ указал на необходимость подготовки новой редакции Закона № 94-ФЗ. Какие системные недостатки, по Вашему мнению, присущи данному закону? Какие основные отличия от действующей редакции должны найти отражение в новой редакции федерального закона?

Поскольку мы много общаемся и с заказчиками и с предпринимателями всей нашей страны: от Калининграда до Владивостока, можно с уверенностью заявить, что огромное количество добросовестных заказчиков и участников Закон № 94-ФЗ приветствуют и поддерживают. Конечно, его нормы вызывают недовольство и некоторых крупных заказчиков, и крупного бизнеса, изначально не заинтересованных в конкуренции и снижении начальных цен. Это ж они деньги теряют. Зачем им такая конкуренция? И по мере выхода на электронные аукционы крупных организаций мы чувствуем их возрастающее противодействие, что подтверждает правильность выбранного направления в реформе госзаказа Российской Федерации.

Необходимо отметить, что огромное количество предпринимателей поддерживает Закон № 94-ФЗ и это подтверждается проведенными социологическими опросами. И потом, как можно не поддерживать такие очевидные вещи, как, например, единый общероссийский портал для размещения информации о госзаказе, электронные аукционы? Ведь это же серьезный шаг к увеличению прозрачности, открытости сферы госзаказа, исключению коррупции, сговора на торгах.

Конечно, в целях реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ Закон № 94-ФЗ нужно скорректировать, исключив из него недостатки, сохранив при этом достигнутые положительные результаты.

К примеру, необходимо разобраться с запросом котировок, а также с проблемой такой процедуры размещения заказа, как открытый конкурс, при котором отсутствует реальная конкуренция. Несовершенство конкурсов заключается в возможности заказчика произвольно поставить оценку по субъективному критерию "качество или квалификация участника размещения заказа" равному 20% от всей суммы значимости остальных критериев.

В рамках рассмотрения жалоб мы часто видим ситуации, когда заказчики ставят крупной и известной компании 0 баллов, а неизвестной, но "своей" компании - максимальный балл, равный 20. При этом защитить права предпринимателей в таких случаях невозможно.

Мы считаем, что нужна дополнительная серьезная регламентация открытых конкурсов путем замены субъективной оценки членов комиссии во многом на объективную составляющую, исключающую возможность произвольного выбора «своей» компании.

Кроме того, правовой пробел законодательства о размещении заказа, требующий разрешения - это отсутствие регламентации установления начальной цены контракта. Ярким примером данного пробела служит известная ситуация с закупкой томографов. Поскольку Закон № 94-ФЗ является законом о конкурентных торгах, окончательная цена, по которой заключается контракт, зависит от многих рыночных факторов, в т. ч. от того, как сложится конкурентная среда, сработает указанный Закон или нет. Там где сработал, там цена снизилась. В случаях, например, если на торги никто из предпринимателей не пришел, Закон № 94-ФЗ сработать не может. А мы не должны быть зависимыми от того, сработает этот закон или не сработает.

В связи с этим, предлагается предусмотреть обязательное обоснование заказчиком начальной цены контракта.

Кроме того, в рамках внесения изменений в Закон № 94-ФЗ необходимо сделать целый ряд шагов:

  • необходимо обязать профильные федеральные ведомства разработать типовые требования в своих отраслях (типовые контракты) к товарам, работам и услугам, в том числе требования к инновационной продукции;
  • в целях полноценной работы института реестра недобросовестных поставщиков, в указанный реестр необходимо включать не только сведения о юридическом лице, но и сведения о физическом лице, осуществляющем управление таким юридическим лицом, а также ограничить право участия в госзакупках всех лиц, управление которыми осуществляется таким физическим лицом;
  • необходимо предусмотреть короткую судебную или административную процедуру расторжения контракта.

Правительству РФ в целях реализации послания Президента РФ поручено подготовить новую редакцию Закона № 94-ФЗ с учетом накопленного опыта и отвечающей задачам модернизации и инновационного развития экономики. В настоящее время ФАС России готовит пакет соответствующих поправок в указанный Закон и приглашает всех принять участие в этой работе в рамках специализированного Общественного совета при ФАС России по госзаказу.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль