Общероссийский портал закупок для государственных и муниципальных нужд

3868
22 февраля состоялось заседание Президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества, где рассматривался вопрос о начале ввода в эксплуатацию общероссийского портала государственных и муниципальных закупок, который начал работу с 1 января 2011 г.

Автор: А.Т. Катамадзе, заместитель директора Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России

22 февраля состоялось заседание Президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества, где рассматривался вопрос о начале ввода в эксплуатацию общероссийского портала государственных и муниципальных закупок, который начал работу с 1 января 2011 г.

Президиум проводился под председательством руководителя Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкина.

В заседании приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, представители общественности, в т. ч. руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев, заместитель Министра экономического развития РФ А.Е. Лихачев, руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин, заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ В.В. Летуновский, начальник Экспертного управления Президента РФ И.В. Ломакин-Румянцев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации А.А. Пискунов и др.

На Президиуме рассматривался вопрос о состоявшемся запуске с 1 января 2011 г. Общероссийского портала и перехода на проведение исключительно электронных аукционов вместо молоточных (напомню, что с 1 января 2011 г. на проведение электронных аукционов перешли региональные и муниципальные заказчики).

Следует отметить, что на Президиуме были приняты важнейшие решения по дальнейшему совершенствованию работы портала и электронных площадок, в т. ч. необходимость запуска резервного ЦОДа для портала и Независимого регистратора для портала и электронных площадок, о котором уже неоднократно говорилось в предыдущих номерах журнала. На Президиуме обсуждались проблемы текущего переходного периода на Общероссийский портал, вместе с тем однозначно позитивно оценивается переход на единый информационный ресурс, обеспечивающий единство поиска, юридическую значимость информации о заказах и достоверность (размещение всей информации только через сайт), интеграцию с электронными площадками.

О предпосылках перехода на Общероссийский официальный сайт

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) с 1 января 2011 г. начал функционировать Общероссийский официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Необходимость перехода на Общероссийский официальный сайт была связана с решением существовавших в период с 2006 по 2010 гг. недостатков разрозненной системы информационного обеспечения в сфере размещения государственного и муниципального заказа, в числе которых:

  • наличие распространенных случаев размещения на многочисленных сайтах недостоверной информации (размещение информации "задним числом", замена документаций о торгах, протоколов) о заказах и итогах проведенных процедур;
  • отсутствие в условиях множества информационных ресурсов полноценного контроля за недостоверным размещением информации;
  • отсутствие возможности у потенциальных участников торгов использовать единый информационный ресурс, объединенный едиными параметрами поиска;
  • отсутствие возможности осуществлять комплексный анализ данных в сфере государственного и муниципального заказа, в т. ч. о качестве закупаемой продукции, ценах на данную продукцию, мониторинг данных об исполнении государственных и муниципальных контрактов и т. д.

Нормативное регулирование вопросов, связанных с функционированием Общероссийского официального сайта. Полномочия Минэкономразвития России и Федерального казначейства

В соответствии со ст. 16 Закона № 94-ФЗ Минэкономразвития России совместно с Федеральным казначейством являются уполномоченными органами на создание и ведение Общероссийского официального сайта.

Во исполнение ст. 16 Закона № 94-ФЗ Минэкономразвития России в течение 2009-2010 гг. осуществляло создание Общероссийского официального сайта, в т. ч. формирование функциональных требований к сайту. С января 2011 г. Минэкономразвития России осуществляет поддержку пользователей Общероссийского официального сайта через службу поддержки сайта.

Федеральное казначейство согласно ст. 16 Закона № 94-ФЗ осуществляет ведение Общероссийского официального сайта на аппаратно-программном комплексе Казначейства, техническое сопровождение сайта, а также выдачу представителям государственных и муниципальных заказчиков сертификатов ключей электронно-цифровых подписей и поддержку пользователей через ОФК.

Для целей начала функционирования Общероссийского официального сайта были приняты предусмотренные ст. 16 и 18 Закона № 94-ФЗ:

  • постановление Правительства РФ от 29.12.2010 № 1191 "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр";
  • совместный приказ Минэкономразвития России № 647 и Федерального казначейства № 22н от 14.12.2010 "Об утверждении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг". Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2010 № 19490.

Основные подсистемы Общероссийского официального сайта

Общероссийский официальный сайт, кроме основной подсистемы, обеспечивающей размещение заказов, включает ряд подсистем, в т. ч.:

  • подсистему поиска по различным параметрам, в т. ч. по способам размещения заказов, периодам публикации заказов, реестру контрактов, конкретному заказчику, по документациям о торгах (ранее поиск осуществлялся только по извещениям) и т. д. Предусмотрена также подписка на рассылку новых заказов, выбранных по заказчикам, классификатору товаров, работ и услуг, датам публикации и иным параметрам;
  • подсистему автоматического контроля размещаемой информации о заказах, предоставляющую возможность заказчикам осуществлять предварительную проверку заказов на предмет соблюдения требований Закона № 94-ФЗ;
  • подсистему интеграции с пятью операторами электронных площадок (ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", ОАО "Единая электронная торговая площадка", ЗАО "ММВБ - Информационные технологии", ООО "РТС-тендер");
  • подсистему интеграции с удостоверяющим центром Федерального казначейства, обеспечивающую безопасность использования сертификатов ключей электронно-цифровых подписей заказчиков;
  • подсистему ведения реестра жалоб, обеспечивающую размещение на сайте результатов рассмотрения жалоб в контролирующих органах;
  • подсистему выгрузки сведений о размещении заказов с нарушениями для контролирующих органов;
  • подсистему ведения на сайте реестра недобросовестных поставщиков ФАС России и Рособоронзаказом;
  • подсистему, позволяющую осуществлять настройки сайта без привлечения разработчиков, например, добавление новых особенностей размещения заказов с учетом изменений законодательства о размещении заказов;
  • подсистему интеграции с системами размещения заказов субъектов РФ;
  • подсистему анализа, позволяющую формировать различные аналитические отчеты (анализ по закупкам у субъектов малого предпринимательства, расчет экономии, доля несостоявшихся торгов, анализ нарушений при размещении заказов и т. д.).

Начало функционирования Общероссийского официального сайта

Подготовка к началу функционирования Общероссийского официального сайта осуществлялся поэтапно в течение 2010 г.:

  • с января 2010 г. - тестирование основных функций Общероссийского официального сайта, доработка функциональных требований к сайту;
  • с мая 2010 г. - выдача сертификатов ключей ЭЦП Федеральным казначейством государственным и муниципальным заказчикам;
  • с сентября 2010 г. - введение в опытную эксплуатацию сайта (около 200 федеральных заказчиков осуществляли размещение заказов в подсистеме Общероссийского сайта);
  • с декабря 2010 г. - подготовка к введению в промышленную эксплуатацию Общероссийского сайта и принятие необходимых нормативных правовых актов (постановление Правительства РФ от 29.12.2010 № 1191, совместный приказ Минэкономразвития России № 647 и Федерального казначейства № 22н от 14.12.2010).

Данные о регистрации государственных и муниципальных заказчиков и размещении заказов на Общероссийском официальном сайте

По состоянию на 18 февраля 2011 г. количество зарегистрированных на Общероссийском официальном сайте государственных и муниципальных заказчиков составило около 134 тыс. организаций - это 74% от общего количества бюджетополучателей федерального, регионального и муниципального уровней, зарегистрированных в Сводном реестре заказчиков Федерального казначейства. Из указанных 134 тыс. организаций около 19 тыс. организаций являются федеральными заказчиками. Следует отметить, что на ранее действовавшем федеральном портале было зарегистрировано около 20 тыс. федеральных заказчиков.

Количество извещений о размещении заказов на Общероссийском сайте по состоянию на 18 февраля 2011 г. составило около 80 тыс. извещений, из них размещенных федеральными заказчиками - около 35 тыс. извещений. Следует отметить, что за аналогичный период на ранее действовавшем федеральном портале указанными заказчиками было размещено около 32 тыс. извещений.

В едином реестре государственных и муниципальных контрактов зарегистрировано около 140 тыс. сведений о контрактах. Следует отметить, что количество зарегистрированных сведений в реестре контрактов превышает количество размещенных извещений, так как в реестре контрактов размещаются также сведения о контрактах, заключенных без проведения торгов, запроса котировок (например, размещение заказов у субъектов естественных монополий).

На Общероссийском сайте наблюдается также рост количества внешних запросов к сайту - по состоянию на 16 февраля 2011 г. около 2,5 млн. запросов ежедневно.

Ключевые затруднения на начальном этапе ввода в эксплуатацию Общероссийского сайта

Пользователями Общероссийского официального сайта в числе наиболее распространенных затруднений, связанных с функционированием сайта, отмечаются:

  • замедленная работа Общероссийского сайта. В связи с проведением технических доработок примерно с 10 февраля 2011 г. динамика размещений заказов существенно возросла, что отражено на слайдах;
  • задержка передачи информации между Общероссийским сайтом и электронными площадками. Согласно опросу, проведенному службой поддержки сайта (опрос проводился среди уполномоченных органов на размещение заказов субъектов РФ, а также федеральных органов исполнительной власти), задержка передачи данных с сайта на электронные площадки сократилась в настоящее время (до 2 часов). Вместе с тем в кратчайшие сроки планируется решение проблемы в полном объеме;
  • затруднения при использовании сертификатов ключей электронно-цифровых подписей и регистрации на сайте. Согласно опросу, проведенному службой поддержки сайта, пользователи указывают на отсутствие существенных затруднений в настоящее время, что подтверждается динамикой регистрации пользователей на сайте
  • по результатам обращений заказчиков составлен перечень доработок сайта, запланированных на ближайшее время (в т. ч. устранение ошибок поиска, публикации предписаний контролирующих органов, ввода сведений в реестр контрактов, просмотра и разрезов аналитических данных и т. д.);
  • по результатам обращений субъектов РФ осуществляется наладка интеграции сайта с региональными системами размещения заказов для целей сохранения в регионах аналитики и внутреннего контроля закупок (в настоящее время отлажена интеграция с рядом пилотных субъектов РФ - г. Москва, Хабаровский край, Ростовская область, Республика Бурятия).

Минэкономразвития России совместно с Федеральным казначейством на регулярной основе осуществляются консультации с федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ по вопросу функционирования Общероссийского официального сайта и совершенствования его работы.

Взаимодействие Общероссийского сайта и электронных площадок при проведении открытых аукционов в электронном виде

В соответствии с главой 3.1 Закона № 94-ФЗ с 1 января 2011 г. при проведении открытых аукционов в электронной форме заказчики осуществляют размещение информации о заказах на Общероссийском официальном сайте, при этом информация об открытых аукционах в электронной форме должна автоматически визуализироваться как на сайте, так и на соответствующей электронной площадке.

Введенный в промышленную эксплуатацию с 1 января 2011 г. Общероссийский сайт предусматривает соответствующие функциональные возможности. Размещение извещений, документаций о торгах, протоколов, подписание электронных контрактов осуществляется через личный кабинет заказчика на Общероссийском официальном сайте. Документы, формируемые на площадке (протокол аукциона, протокол допуска вторых частей заявок), также визуализируются на Общероссийском сайте.

Кроме того, обеспечена автоматическая выгрузка сведений об электронных контрактах, заключаемых на электронных площадках, в личные кабинеты заказчиков, которые в соответствии с требованием ст. 18 Закона № 94-ФЗ направляются в форме электронного документа в реестр контрактов.

Необходимые меры для обеспечения бесперебойной работы Общероссийского сайта и электронных площадок

К задачам, необходимым к решению в ближайшее время, кроме обозначенных выше доработок сайта, целесообразно также отнести следующие:

  • создание "страховочного" аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего работоспособность Общероссийского официального сайта. В случае возникновения внешних угроз возникают существенные риски для всей системы государственного и муниципального заказа, в связи с чем необходимо создание и ввод в эксплуатацию резервного аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего резервное копирование и хранение информации о государственных и муниципальных торгах;
  • одной из ключевых проблем технологии проведения электронных аукционов являются ББо8-атаки, направленные на затруднение работы электронной площадки, путем инициирования многочисленных обращений на серверы площадки. Подобные действия могут быть связаны с желанием затруднить работу добросовестных участников аукционов, так как приводят к сбоям при проведении открытых аукционов в электронной форме. При этом в случае обжалования действий электронных площадок (или заказчиков) контролирующие органы сталкиваются с невозможностью принятия объективного решения по подобным торгам. Для целей исключения подобных ситуаций необходимо обеспечить создание "Независимого регистратора", предусмотренного условиями функционирования операторов электронных площадок.

Одной из ключевых проблем технологии проведения электронных аукционов являются DDoS-атаки, направленные на затруднение работы электронной площадки, путем инициирования многочисленных обращений на серверы площадки.


Соответствующие решения одобрены на состоявшемся заседании Президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль