Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства: проблемы и решения

10164
Как у заказчиков, так и у участников размещения за­каза накопилось немало вопросов на тему заключения контрактов в сфере строительства. Изменения в Феде­ральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) и иные нормативные правовые акты, вступившие в силу с 2011 г., только добавили пу­таницы.

Автор: А.В. Ермакова, канд. юрид. наук, зам. руководителя экспертно-консультационного цент­ра Института госзакупок РАГС

Как у заказчиков, так и у участников размещения за­каза накопилось немало вопросов на тему заключения контрактов в сфере строительства. Изменения в Феде­ральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) и иные нормативные правовые акты, вступившие в силу с 2011 г., только добавили пу­таницы.

Цена контракта

В соответствии с ч. 7.2 ст. 9 Закона 94-ФЗ при размещении заказа на выпол­нение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капиталь­ного строительства начальная (максимальная) цена государ­ственного (муниципального) контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение со­ответствующих лет планируе­мого периода исполнения кон­тракта. С учетом требований п. 1 ст. 743 ГК РФ цена строитель­ных работ определяется сметой.

Подготовка итоговой сметы строительства (ремонта) дол­жна осуществляться заказчи­ком по факту проведения торгов и не может быть возложена им на участников размещения за­каза при подаче заявок или при заключении контракта. Итого­вая смета (в составе проектной документации или в качестве самостоятельной сметы в случа­ях, когда подготовка проектной документации не производится) должна быть привязана к на­чальной (максимальной) цене контракта. Начальную цену кон­тракта Минрегион России не­однократно рекомендовал рас­считывать базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости.

Смета строительства (ремонта, реконструк­ции) должна быть готова у заказчика до прове­дения торгов на выполнение работ. До того как сметная стоимость строительства станет началь­ной ценой контракта в торгах, смета в составе проектной документации должна пройти госу­дарственную экспертизу, предусмотренную ст. 49 ГСК РФ, а также проверку достоверности смет­ной стоимости в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определе­ния сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финанси­руется с привлечением средств федерального бюджета".

По итогам торгов указанная смета одной строкой уменьша­ется на коэффициент сниже­ния начальной (максимальной) цены контракта к цене контрак­та, предложенной победителем в ходе их проведения. Анало­гичный подход содержится в совместном письме Минэко­номразвития России и ФАС России от 19.08.2009 № 13613-АП/Д05 "О разъяснении отдельных по­ложений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд". В дальнейшем этот коэффициент используется в акте о прием­ке выполненных работ (форма № КС-2), справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и других необходимых документах.

Согласно письму Минэкономразвития России от 17.04.2008 № Д05-1378 заказчик не имеет пра­ва требовать от участников размещения заказа обоснования снижения стоимости строительства, а также снижать предусмотренный контрактом "размер оплаты подрядчику за выполненные ра­боты по причине несоответствия механизмов це­нообразования, используемых подрядчиком при формировании цены контракта и предъявляемых к оплате понесенных подрядчиком затрат требова­ниям, установленным в ведомственных норматив­ных документах".

Увеличение цены контрак­та возможно в очень редких случаях по решению органа власти на основании ч. 6.2 и ч. 6.3 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, если контракт заключен на 3 и более года и цена контрак­та превышает максимальный порог.

В случае заключения контракта с лицом, приме­няющим упрощенную систему налогообложения, корректировка цены контракта производиться не должна. Заказчику следует приложить усилия к тому, чтобы подписать с таким победителем тор­гов соглашение об уменьшении цены контракта на сумму НДС. Если контрагент заказчика не согла­сен на уменьшение цены контракта, то последний не вправе уменьшить ее по собственному жела­нию. На это указано в письмах Минэкономразви­тия России от 15.10.2008 № Д05-4431, от 07.08.2008 № Д05-3198, от 27.06.2008 № Д05-2575.

В случае когда подрядный контракт заключается на 2 и более года, оплата выполнен­ных работ по каждому году не может превышать выделенных лимитов, поэтому Минфин России (например, в письме от 26.10.2008 № 02-03-0/3290) реко­мендует указывать в контракте предельные объемы финансиро­вания по каждому году строи­тельства (ремонта).

Изменение цены контракта в сторону увели­чения по общему правилу невозможно (ч. 5 ст. 9, ч. 7.2 ст. 9, ч. 10 ст. 65 Закона № 94-ФЗ, ст. 7.32 КоАП РФ). При этом уменьшение цены контракта по соглашению сторон без изменения объема ра­бот возможно в любой момент согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.

Увеличение цены контракта возможно в очень редких случаях по решению органа власти на осно­вании ч. 6.2 и ч. 6.3 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, если кон­тракт заключен на 3 и более года и цена контракта превышает следующий максимальный порог:

  • 10 млрд руб. при размещении заказа для феде­ральных нужд;
  • 1 млрд руб. при размещения заказа для нужд субъектов РФ;
  • 0,5 млрд руб. при размещении заказа для муни­ципальных нужд.

В случае уменьшения ранее доведенных ли­митов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учрежде­нием бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им контрактов и иных договоров, казенное учреждение согласно п. 6 ст. 161 БК РФ должно обеспечить согласование новых условий по цене и количеству товаров (работ, услуг) госу­дарственных (муниципальных) контрактов, иных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Условия аванса

Установление аванса не является обязанностью заказчика. Заказчик вправе предусмотреть в про­екте контракта выплату аванса либо отказаться от него, указав, что оплата работ осуществляется по факту их выполнения после подписания актов по форме № КС-2 и предоставления справок по фор­ме № КС-3.

Если контракт будет заклю­чаться по итогам аукциона в электронной форме, то заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта в двух случаях:

  • если начальная (максималь­ная) цена контракта превышает 50 млн руб.;
  • если предполагается выплата аванса любого размера, независимо от начальной (макси­мальной) цены контракта.

В последнем случае размер обеспечения дол­жен быть не меньше размера аванса, а если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, то размер обеспечения испол­нения контракта не может превышать его более чем на 20% и не может быть меньше аванса. Это же правило должно соблюдаться, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб.

Предельные размеры авансов ежегодно уста­навливаются на каждом уровне бюджетной си­стемы РФ и обычно не превышают 30%. На это указано, в частности, в п. 8 постановления Пра­вительства РФ от 31.12.2009 № 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Срок выполнения работ и срок действия контракта

Главное правило, установленное бюджетным законодательством для заказчиков - получателей бюджетных средств, состоит в том, что контракты заключаются и оплачиваются в пределах доведен­ных лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72, п. 2 ст. 161 БК РФ).

Исключения предусмотрены п. 3 ст. 72 БК РФ. Так, в случае если предметом государственного (муниципального) контракта является выполне­ние работ, длительность производственного цик­ла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми про­граммами на срок реализации указанных программ (проек­тов), а также в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного ор­гана государственной власти субъекта РФ, местной админи­страции, принимаемыми в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 978 "Об утверждении Правил принятия реше­ний о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом".

В то же время согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ договоры, заключаемые новыми ("реформирован­ными") бюджетными учреждениями, могут заклю­чаться на срок до 3 лет, а при наличии особых усло­вий и на больший срок. На срок более 3 лет могут заключаться гражданско-правовые договоры бюд­жетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструк­ции, реставрации, капитальному ремонту, обслу­живанию и эксплуатации объектов капитального строительства.

Если контракт будет заклю­чаться по итогам аукциона в электронной форме, то заказ­чик обязан установить обеспе­чение исполнения контракта.

Срок выполнения работ обычно не превышает срока действия контракта, но надо помнить, что:

  • гарантийные обязательства должны исполнять­ся и после окончания срока действия контракта;
  • окончание срока действия контракта по об­щему правилу не прекращает вытекающих из него обязательств (например, обязательств за­кончить работы, выполняемые с просрочкой, оплатить выполненные работы и др.);
  • окончание срока действия контракта не освобожда­ет стороны от ответственности за его нарушение.

Условие о сроке выполнения работ является су­щественным условием договора подряда. Договор строительного подряда считается незаключенным, если указанное условие в нем отсутствует, что сле­дует из информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 "Об­зор практики разрешения спо­ров по договору строительного подряда".

Если иное не установлено законом, иными правовыми ак­тами или не предусмотрено кон­трактом, то подрядчик несет от­ветственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сро­ков выполнения работ. Начальный, окончательный и промежуточные сроки выполнения работ могут определяться графиком производства работ, кален­дарным планом или иным приложением к контракту.

Срок выполнения работ не может быть увели­чен под угрозой административной ответственно­сти, предусмотренной ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

С учетом того, что заказчик никогда не может быть до конца уверен, когда именно будет заклю­чен контракт (к примеру, в случае возникновения сбоев на электронных площадках или разбира­тельств в ФАС России), не рекомендуется "привя­зывать" срок выполнения работ к конкретным ка­лендарным датам. Целесообразнее устанавливать его в днях с даты заключения контракта.

Ответственность за невыполнение контракта

В случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустой­ки (штрафа, пеней). Согласно ч. 11 ст. 9 Закона № 94-ФЗ неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмот­ренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается самим заказчиком в контракте в размере не менее одной трехсотой дей­ствующей на день уплаты неустойки ставки рефи­нансирования Банка России.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по оплате выполненных работ под­рядчик вправе потребовать уплату неустойки. Такая неустойка начисляется за каждый день про­срочки исполнения обязательства, предусмотрен­ного контрактом, начиная со дня, следующего после дня ис­течения установленного конт­рактом срока исполнения обя­зательства, и устанавливает­ся в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинанси­рования Банка России. В соот­ветствии с ч. 9 ст. 9 Закона № 94-ФЗ заказчик осво­бождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине подрядчика.

Ни в ч. 9, ни в ч. 11 ст. 9 Закона № 94-ФЗ не определено, из какой суммы должна быть рассчи­тана неустойка. Представляется, что расчет может осуществляться исходя из всей стоимости кон­тракта либо исходя из стоимости обязательства, исполнение которого просрочено. Понятно, что от этого будет сильно зависеть размер начисленной неустойки. Указанный вопрос должен быть четко сформулирован в проекте контракта, приклады­ваемом к документации о торгах или запросу коти­ровок. Очевидно, что интересам заказчиков боль­ше отвечает следующая формулировка: "...в случае просрочки исполнения подрядчиком любого из обязательств, предусмотренных настоящим кон­трактом, заказчик вправе потребовать от подряд­чика уплаты неустойки в размере У действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Банка России от стоимости контракта за каж­дый день просрочки исполнения обязательства".

Окончание срока действия контракта по общему правилу не прекращает вытекающих из него обязательств (например, обяза­тельств закончить работы, выпол­няемые с просрочкой, оплатить выполненные работы и др.).

Следует помнить, что ранее суды придерживались позиции (она отражена, например, в ныне исключен­ном п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.1996 № 9 "Обзор судебной практики при­менения законодательства о налоге на добавленную стоимость"), согласно которой неустойку следовало начислять на сумму обязательства за вычетом НДС/ Сегодня наметилась иная тенден­ция. Так, в определении ВАС РФ от 19.06.2009 № ВАС-5451/09 по делу № А50-6981/2008-Г-10 указа­но, что, исключая НДС из суммы задолженности, на которую на­числены проценты, суды необо­снованно исходили из того, что обязанность покупателя по уплате включенной в цену услуг суммы НДС является публично-право­вой обязанностью и к ней в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ не подлежат приме­нению положения ст. 395 ГК РФ.

Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков

выполнения работ. Начальный, окончательный и промежуточные сроки выполнения работ могут определяться графиком производства работ, календарным планом или иным приложением к контракту.

Предъявление претензий по качеству строительства

Согласно п. 1 ст. 723 ГК РФ в случае обнаруже­ния недостатков в выполненных работах заказчик по своему выбору может потребовать от подрядчика:

  • безвозмездно устранить брак в работе в разум­ный срок;
  • уменьшить цену работы;
  • возместить свои расходы на устранение недо­статков, если такое право заказчика (самостоя­тельно устранить недостатки) предусмотрено договором.

В соответствии со ст. 756 ГК РФ предельный срок обнаружения дефектов составляет 5 лет и возможность его уменьшения законом не предусмотрена. Как указано в постановлении Пре­зидиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12354/06 по делу № А56-32943/2005, по смыслу ст. 724

ГК РФ обязанность подряд­чика по устранению дефектов сохраняется и после истечения гарантийного срока, если он установлен менее предельного срока.

В завершение отметим, что заказчикам, желающим эффек­тивно расходовать бюджетные средства и быть защищенными от недобросовестных подрядчи­ков, необходимо максимум внимания уделять не только и не столько процедуре размещения зака­за, сколько детальной и тщательной проработке текстов технических заданий и проектов кон­трактов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль