Номенклатура товаров, работ, услуг: правильное применение

23897
До утверждения номенклатуры товаров, работ и услуг заказчики и контролирующие органы самостоятельно принимали решения об одноименности предмета заку­пок. Теперь искусственно дробить заказы стало невоз­можно: утверждение номенклатуры мотивирует заказ­чиков применять конкурентные процедуры размещения заказа, прежде всего открытые аукционы в электронной форме, проходящие в более короткие сроки.

Из этой статьи вы узнаете:

  • преимущества введения номенклатуры товаров;
  • когда необходимо утверждать номенклатуру;
  • группировка товаров по одноименности;
  • что необходимо учитывать при составлении номенклатуры.

До утверждения номенклатуры товаров, работ и услуг заказчики и контролирующие органы самостоятельно принимали решения об одноименности предмета заку­пок. Теперь искусственно дробить заказы стало невоз­можно: утверждение номенклатуры мотивирует заказ­чиков применять конкурентные процедуры размещения заказа, прежде всего открытые аукционы в электронной форме, проходящие в более короткие сроки.

1 февраля 2011 г. вступила в силу номенклатура то­варов, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденная приказом Минэкономразви­тия России от 01.12.2010 № 601 в соответствии с требо­ваниями ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Соглас­но данной норме федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (т. е. Мин­экономразвития России) утверж­дает номенклатуру товаров, ра­бот, услуг для нужд заказчиков в целях определения одноименно­сти товаров, работ, услуг в сле­дующих случаях:

  • при размещении заказа на по­ставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноимен­ных услуг путем проведения совместных торгов (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);
  • для проверки наличия у участников размещения за­каза опыта выполнения ра­бот по строительству, рекон­струкции, капитальному ре­монту объекта капитального строительства (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ);
  • при размещении заказа путем проведения запро­са котировок на поставку одноименных товаров, вы­полнение одноименных ра­бот, оказание одноименных услуг на сумму не более чем 500 тыс. руб. в течение одно­го квартала (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ);
  • при размещении заказа на поставки одноименных това­ров, выполнение одноимен­ных работ, оказание одно­именных услуг в течение одного квартала на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

В пользу конкуренции

Введение номенклатуры позволяет сегодня из­бегать многих злоупотреблений. В течение 2010 г. в Закон № 94-ФЗ был внесен ряд поправок, целью которых было распространить применение про­цедуры открытого аукциона в электронной форме на заказчиков всех уровней.

Внесение указанных изменений позволило принять решения, направленные на сокращение использования заказчиками неэффективных форм размещения заказа, таких как запрос котировок и размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В связи с отсутствием на про­тяжении нескольких лет утвер­жденной номенклатуры товаров, работ, услуг (далее - номенкла­тура) заказчики умышленно из­бегали процедуры торгов путем дробления заказов и размеще­ния их у единственного постав­щика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 За­кона № 94-ФЗ. При этом отсутствие номенклатуры становилось причиной не только злоупотреблений со стороны заказчиков, но и субъективных оце­нок правильности принимаемых ими решений об одноименности товаров, работ, услуг со стороны контролирующих органов.

Это связано с тем, что до утверждения номен­клатуры заказчики и контролирующие органы са­мостоятельно принимали решения об одноименно­сти товаров, работ, услуг, основываясь на принципе схожести функциональных и технических характе­ристик товаров, работ, услуг и их взаимозаменяемо­сти. Поэтому заказчик мог, например, в нарушение требований закона искусственно раздробить заказ на поставку офисных столов, стульев и кресел, счи­тая данный товар технически и функционально не связанным между собой, не взаимозаменяемым и, соответственно, разноименным.

В связи с этим до утверждения номенклатуры около 86% всех закупок оформлялось договорами на сумму до 100 тыс. руб. И хотя в стоимостном выражении такие заказы составляли всего около 5% от общего количества проводимых закупок, их размещение у единственного поставщика пре­пятствовало развитию свободной конкуренции, поскольку многие предприниматели не могли по­лучить доступ к данному сегменту госзаказа.

Утверждение номенклатуры мотивирует за­казчиков применять конкурентные процедуры размещения заказа, прежде всего, открытые аук­ционы в электронной форме, которые проходят в более короткие сроки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб. Так, согласно Закону № 94-ФЗ в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., заказчик вправе раз­местить извещение о прове­дении открытого аукциона в электронной форме на офици­альном сайте не менее чем за 7 дней до даты окончания пода­чи заявок (при цене контракта свыше 3 млн руб. - не менее чем за 20 дней). То есть сроки проведения так называемого короткого открытого аукциона в электронной форме совпада­ют со сроками проведения запроса котировок. При этом процедура короткого открытого аук­циона в электронной форме является более эф­фективной и прозрачной формой размещения заказа, чем запрос котировок.

Группировка по одноименности

Номенклатура не является документом, накла­дывающим ограничения на формирование лотов при проведении торгов.

В соответствии с Законом № 94-ФЗ докумен­тация о торгах не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, про­мышленные образцы, наименование места проис­хождения товара или наименование производи­теля, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Соответствующий запрет на уста­новление заказчиком требований, влекущих за собой ограничение количества участников разме­щения заказа, установлен также ч. 3 ст. 17 Закона "О защите конкуренции". Согласно указанной нор­ме запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав ло­тов продукции (товаров, работ, услуг), технологи­чески и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказа­ние которых являются предметом торгов.

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков составлена с учетом всех позиций ОКДП.

При этом номенклатура не определяет виды товаров, работ, услуг, которые должны закупать заказчики для своих нужд, т. е. не является документом, обязы­вающим или запрещающим им размещать заказы на включен­ные в номенклатуру виды това­ров, работ, услуг.

Единственное назначение номенклатуры за­ключается в группировке товаров, работ, услуг по признаку одноименности и, таким образом, она призвана, прежде всего, исключить случаи зло­употребления со стороны заказчиков (в частно­сти, случаи необоснованного дробления заказов) и контролирующих органов.

Согласно Закону № 94-ФЗ под одноименными товарами, работами, услугами понимаются това­ры, работы, услуги, относящиеся к одной группе номенклатуры.

Номенклатура состоит из 158 групп това­ров, работ, услуг, каждая из которых, в свою очередь, включает от 1 до 12 кодов ОКДП. Следует отметить, что все коды ОКДП, отне­сенные к одной группе номенклатуры, включа­ют товары, работы, услуги, которые являются одноименными.

Например:

№ группы

Наименование группы номенклатуры

Код ОКДП

96

Аппаратура медицинская

3311000 9426000 9436000

Группа № 96 номенклатуры включает три кода ОКДП. Все товары, работы, услуги входящие в со­став кодов 3311000, 9426000, 9436000 ОКДП, в но­менклатуре относятся к одной группе "Аппаратура медицинская" и являются одноименными.

Следует отметить, что большая часть ко­дов, включенных в номенклатуру, имеет высо­кую иерархическую позицию (3311000, 1810000, 7300000). Учитывая структуру кодов ОКДП, код 3311000 включает низшие иерархические позиции, например такие как коды 3311010, 3311020, 3311030 и т. д., в которые в свою оче­редь входят еще более низ­кие иерархические позиции. Таким образом, все низшие иерархические позиции кода 3311000 также содержат това­ры, работы, услуги, которые в соответствии с номенклату­рой являются одноименными.

Отдельные группы номенкла­туры содержат коды ОКДП, со­провождающиеся словом "кроме".

Например:

№ группы

Наименование группы номенклатуры

Код ОКДП

3

Продукция растениеводства

0110000 (кроме 0112000, 0113000)

К группе № 3 "Продукция растениеводства" номенклатуры относятся товары, работы, услу­ги, входящие в код 0110000 ОКДП, за исклю­чением товаров, работ, услуг, которые включе­ны в коды 0112000, 0113000 ОКДП. Учитывая структуру кодов ОКДП, коды 0112000, 0113000 занимают низшую иерархическую позицию и входят в состав кода 0110000, однако в но­менклатуре товары, работы, услуги, относя­щиеся к кодам 0112000, 011300, вынесены в от­дельные группы.

Так, код 0112000 входит в состав группы № 1"Живые животные и продукция их разве­дения" номенклатуры, а код 011300 включен в группу № 19 "Фрукты, орехи, культуры для производства напитков и пряностей" номен­клатуры.

Пример

Необходимо отметить, что при определении одноименности работ с целью проверки наличия у участников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, ка­питальному ремонту объекта капитального строительства следует учитывать ряд особенностей. Так, в соответствии с Законом № 94-ФЗ при размещении заказа на выполнение работ по строи­тельству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) со­ставляет 50 млн руб. и более, заказчик вправе установить участникам размещения заказа требо­вание выполнения ими работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенкла­турой.

Для этих целей работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капи­тального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, кио­сков, навесов и других подобных построек, включенные в группу № 158 номенклатуры, рекомен­дуется классифицировать в следующие подгруппы:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строи­тельства, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГСК РФ) к работам по особо опасным и технически сложным объектам;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объ­ектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

При этом заказчики, уполномоченные органы, руководствуясь ГСК РФ, самостоятельно прини­мают решения по отнесению работ, входящих в группу № 158 номенклатуры, к указанным под­группам.

Некоторые заказчики разместили заказы и за­ключили контракты в соответствии с ч. 3 ст. 42 За­кона № 94-ФЗ либо договора в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ еще до вступления в силу номенклатуры.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты граждан­ского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, действие номенклатуры не распространяется на отношения, возникшие до 1 февраля 2011 г.

В то же время начиная с этой даты заказчи­кам, размещающим заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ч. 3 ст. 42, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, при определении одноименности товаров, работ, услуг следует применять номенклатуру и учитывать уже закупленные в рамках данного квартала товары, работы, услуги в соответствии с указанными поло­жениями Закона № 94-ФЗ.

С момента вступления в силу номенклатуры прошло около трех месяцев. За это время в про­цессе применения номенклатуры у заказчиков сформировались определенные предложения, на­правленные на ее усовершенствование. Поэтому в настоящее время проводится анализ практики применения заказчиками номенклатуры с целью ее возможного усовершенствования.

Автор: К.М. Бурлаков, специалист-эксперт отдела регулирования государственных закупок Департамента развития конкуренции Минэконом­развития Росси



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль