Реформа системы госзакупок: разработки и риски

3200
Региональный взгляд на проблему реформирования си­стемы госзакупок представляет Пермский край

Автор: С.Л. Глухова, начальник Управления государственных закупок министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края

Региональный взгляд на проблему реформирования си­стемы госзакупок представляет Пермский край.

Вопрос реформирования системы госзакупок на­ходится сегодня в центре внима­ния общества. Представляется, что новая система госзакупок должна обладать следующими характеристиками:

  • иметь реальный потенциал для внедрения в практику;
  • способствовать существен­ному повышению эффек­тивности размещения гос­заказа;
  • восприниматься обществом как рыночный, прозрачный и открытый механизм при­обретения общественных благ.

В этом смысле мы не сможем пойти по пути, при котором предпочтение будет отдано одной из существующих кон­цепций - Минэкономразвития России или ФАС России. Как заявил Президент РФ Дмит­рий Медведев, нужен "единый консолидированный документ". У каждой из предложенных концепций есть свои преиму­щества.

Концепция Минэкономразвития России

С нашей точки зрения, пре­имуществом концепции Минэко­номразвития России, предусмат­ривающей создание Федеральной контрактной системой (далее -ФКС), является ее системность. Между собой в единый техноло­гический цикл взаимоувязаны элементы, которые в настоящее время функционируют незави­симо друг от друга. Так, сегодня отдельно существуют прогноз закупок (поскольку результа­ты его разработки не являются источником информации при планировании закупок и до­стоверность прогнозирования у нас традиционно низкая) и непосредственное размеще­ние заказа.

Регулированию указанного этапа посвящен целый закон, за несоблюдение которого предусмотрена административ­ная ответственность. Благодаря принимаемым мерам коррупция на этапе размещения заказа практически побежде­на, однако излишняя концентрация внимания го­сударства на данном направлении создала условия для ее процветания на этапе планирования заку­пок. Технические задания нередко пишутся под конкретного поставщика, и на этапе приемки, ко­гда поставляется продукция, не отвечающая заяв­ленным требованиям, подписываются акты при­емки "недовыполненных" работ и "недооказанных" услуг. Создание ФКС, призванной вывести из тени, сделав публичными, все эти этапы и обозначить меру ответственности конкретного чиновника за полученный результат, является действительно революционным шагом.

Разнообразие процедур ФКС, учитывающих специфику закупаемой продукции, - несомненно, положительный момент, однако почва под плани­рующиеся изменения должна быть подготовлена. Если этого не сделать, то все усилия будут напрас­ны и результата не принесут.

Чрезвычайно важной в этой связи представляется нацелен­ность концепции ФКС на фор­мирование предпосылок для профессионализации сферы закупок и использование прин­ципов персонификации ответ­ственности. Цель модернизации существующей системы заключается в том, чтобы общество изменило свое отношение к системе гос­заказа, начав воспринимать заказчиков как про­фессионалов, которым оно как лучшим из лучших доверило выбрать самого надежного поставщика, способного удовлетворить государственные нуж­ды продукцией самого лучшего качества.

Концепция ФАС России

Концепция изменений в Закон № 94-ФЗ, разра­ботанная ФАС России, изначально имела более вы­сокий потенциал к внедрению. Она представляет собой систему оперативных, в некотором смысле даже реанимационных мер, и именно возможность ее быстрого внедрения стала основным преимуще­ством этой концепции.

Предложенные ФАС России упрощенная про­цедура расторжения контракта, обязанность упла­ты госпошлины за подачу жалоб, а также вклю­чение в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим ли­цом позволили бы защитить систему госзакупок от дискредитирующих ее недобросовестных пред­принимателей.

Отмена процедуры запроса котировок и ее за­мена открытым аукционом в электронной форме, а также введение обязанности публичной защиты заказчиком своих бюджетных потребностей также несомненно будут способствовать повышению об­щественного доверия к госзакупкам.

Поправки к Закону № 94-ФЗ

Таким образом, положительные стороны обеих концепций очевидны, однако было бы слишком опасно радикальными нововведениями разрушать действующую ныне систему, ко­торая все же работает, несмотря на многочисленные нарекания со стороны специалистов госза­каза и общественности. Именно поэтому пакет очередных по­правок в Закон № 94-ФЗ, кото­рый в апреле с рекордной ско­ростью был принят Госдумой, Советом Федерации и подписан Президентом, инновационным назвать сложно. Скорее, это осто­рожный выход на тонкий весенний лед, пробный шар в сторону большей открытости этапов плани­рования и приемки результатов размещения госу­дарственного заказа.

С момента вступления в силу Закона № 79-ФЗ всех заказчиков, в т. ч. региональ­ных и муниципальных, коснется:

  • необходимость обоснования начальной (мак­симальной) цены контракта (лота) на основе данных государственной статистической от­четности, Официального сайта РФ для раз­мещения информации о размещении заказов, реестра контрактов, сведений о ценах произ­водителей, общедоступных результатов изуче­ния рынка, исследований рынка, проведенных по инициативе заказчика и иных источников информации.

Риск, связанный с исполнением данной нор­мы (помимо иных, уже широко обсуждавшихся рисков), может заключаться в возможном зло­употреблении заказчиком своим правом про­водить специальные исследования рынка для определения начальной цены контракта за бюджетные средства. Таким образом, испол­нение рассматриваемой нормы может стать причиной дополнительных бюджетных расхо­дов, а ответственность заказчика за форми­рование начальной (максимальной) цены кон­тракта будет переложена на бюджет;

  • право (или в ряде случаев обязанность) уста­навливать в конкурсной и аукционной доку­ментации требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара (работ, услуг), к обслужива­нию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обя­зательности осуществления монтажа и наладки обору­дования, к обучению лиц, использующих и обслужи­вающих товар. Вопрос га­рантий качества товара (работ, услуг) и учета эксплуатационных расходов давно требовал урегулирования, поскольку риск получить за минимальную цену недоброкачественный то­вар, который придет в негодность через месяц эксплуатации, до сих пор был слишком высок. Таким образом, данная норма может рассмат­риваться как шаг на пути к созданию системы сдерживающих факторов и противовесов в За­коне № 94-ФЗ;
  • возможность при исполнении контракта допу­скать поставку товара, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с харак­теристиками, указанными в контракте.

Трудность в реализации данной нормы за­ключается в отсутствии единой универсаль­ной линейки, которой можно измерить каче­ство товара. Это представление субъективно, поскольку зависит от степени соответствия свойств товара ожиданиям потребителя. Необходимо учитывать, что субъективный подход делает проблему оценки качества очень сложной. Известно к тому же, что любой субъ­ективный фактор является поводом для зло­употреблений.

Важной новеллой Закона № 79-ФЗ является предоставление Правительству РФ полномо­чий по установлению особого порядка разме­щения заказов. В частности, Правительство РФ будет вправе устанавливать дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам размещения заказа при размеще­нии заказа на поставки, выполнение, оказание соответственно определенных товаров, работ, услуг для федеральных, региональных или муни­ципальных нужд (в том случае, если источником финансового обеспечения указанных нужд полностью или частично слу­жат средства федерального бюджета или бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов).

Наиболее интересной является норма, ко­торой Правительство РФ наделяется правом включать в контракт так называемые встреч­ные требования, в т. ч. не связанные с предме­том контракта. Это, с одной стороны, позволит повысить социальную ответственность бизнеса, а с другой - увеличить степень доверия обще­ства к госзаказу. Таким образом, наконец начнет хотя бы отчасти использоваться скрытый по­тенциал, которым обладает госзаказ. При этом представляется целесообразным, чтобы меха­низм установления встречных требований по­сле его "обкатки" федеральным правительством стал доступен регионам.

Подводя итоги, отметим, что сфера госзакупок продолжает находиться в состоянии ожидания ин­новационного закона, который сможет вывести ее на качественно новый уровень. Пока же, к сожа­лению, бюджетные ресурсы скорее тратятся, чем вкладываются.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль