Конкурентные преимущества отечественных производителей в сфере госзакупок. Меры регулирования рынка

8058
В целях оздоровления ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, пострадавших от кри­зиса 2008 г., Правительство РФ утвердило план действий, направленных на поддержку отечественных производи­телей. План действий в секторе государственных заку­пок не потерял своей актуальности и сегодня.

Автор: М.А. Андреева, главный специалист-эксперт отдела регулиро­вания государственных закупок Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России

В целях оздоровления ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, пострадавших от кри­зиса 2008 г., Правительство РФ утвердило план действий, направленных на поддержку отечественных производи­телей. План действий в секторе государственных заку­пок не потерял своей актуальности и сегодня.

При размещении заказов в отношении товаров, происходящих из иностранного государства, а также к работам и услугам, выполняемым ино­странными лицами, подлежит применению национальный ре­жим, если аналогичный установ­лен иностранным государством. Норма об этом содержится в ст. 13 ^ Закона № 94-ФЗ. В данной

статье прямо указано, что национальный режим преду­сматривает, что иностранные товары, работы и услуги допу­скаются для целей размещения заказов на поставки для госнужд на равных условиях с товарами российского происхождения. Исключения из правила могут быть установлены только между­народным договором Российской Федерации, Законом № 94-ФЗ (а именно ч. 3, 4 ст. 13) или ины­ми федеральными законами.

Преференции товарам рос­сийского происхождения могут предоставляться в двух случаях:

  • установления Правитель­ством РФ запретов и ограни­чений допуска товаров, про­исходящих из иностранного государства для целей разме­щения заказов на поставки для нужд обороны страны и безопасности государства;
  • установления приоритета то­варам российского происхо­ждения по отношению к то­варам, происходящим из ино­странного государства. Рассмотрим указанные случаи.

Преимущества российским поставщикам. Предыстория

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона № 94-ФЗ, Правительством РФ могут устанавливаться запре­ты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы ино­странных государств (работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами), для целей размещения заказов на поставки товаров (выпол­нение работ, оказание услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.

Ранее, во исполнение требований данной нор­мы, было принято постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 369 "Об установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения зака­зов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление № 369).

Согласно указанному постановлению не допу­скалось приобретение для оборонных нужд им­портных товаров. Исключение составляли лишь случаи, когда производство аналогичных товаров в нашей стране отсутствовало или не соответство­вало требованиям заказчиков.

Таким образом, законодательство предусмат­ривало возможность установления условий допу­ска импортных товаров к закупкам для оборонных нужд, однако на практике этот механизм фактически не использовался. Так, не был утвержден порядок определения заказчиками наличия или отсутствия производства интересующих их товаров в России, а проведение экспертиз о соответствии выпускаемого отечественного оборудования требованиям заказ­чиков не было должным образом организовано.

В связи с этим по результатам заседания Пра­вительства РФ по вопросу недопущения при­обретения товаров (в части технологического оборудования), происходящих из иностранно­го государства, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд обороны страны и безопасности государства Минпромторгом России совместно с Минэкономразвития Рос­сии и Минобороны России было принято решение об издании нового постановления, которым будет предусмотрено, что определение государ­ственными заказчиками наличия или отсутствия производства в Российской Федерации товаров для нужд обороны страны и безопасности госу­дарства в части технологического оборудования будет осуществляться на основе утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 (далее - постановление № 372) перечня тех­нологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - перечень).

Предметом контрактов, заключаемых по резуль­татам конкурса или аукциона, на которых пре­доставляется приоритет российским товарам, в основном являлись:

  • пищевые продукты и напитки (код 1500000);

  • текстильные изделия (код 1700000);

  • одежда, мех и изделия из меха (код 1800000);

  • кожа и изделия из кожи, шорно-седельные из­делия, обувь (код 1900000);

  • продукция органического и неорганического синтеза (код 2400000);

  • машины и оборудование, не включенные в другие группировки (код 2900000);

  • аппаратура медицинская (код 3300000);

  • детали и принадлежности к автомобилям (код 3400000).

Указанный перечень является достаточной нормативно-правовой базой, подтверждающей отсутствие производства технологического обо­рудования в Российской Федерации для целей размещения заказов на поставки товаров для обо­ронных нужд в соответствии с постановлением № 369. При этом необходимо отметить, что поста­новлением № 372 предусмотрена процедура внесе­ния изменений в упомянутый перечень.

В этой связи следует иметь в виду, что в случае, если оборудование поименовано в перечне, госу­дарственный заказчик вправе не устанавливать требования к происхождению продукции. А в слу­чае, если предполагаемое к закупке оборудование не указано в перечне, государственным заказчи­ком должно быть установлено требование о том, что приобретается только отечественное оборудо­вание.

В случае если оборудование в перечне отсутству­ет, но, по мнению заказчика, отечественное обо­рудование с необходимыми характеристиками не производится или не соответствует требованиям за­казчика, то по его заявлению с представлением обос­новывающей документации, состав которой разра­батывается и утверждается дополнительно, должна быть проведена экспертиза возможности закупки иностранного технологического оборудования. Раз­работку порядка проведения такой экспертизы и ее проведение предлагается поручить Минпромторгу России, осуществляющему функции по норматив­но-правовому регулированию в сфере промышлен­ного и оборонно-промышленного комплексов.

Разработка порядка проведения экспертизы товаров, производство которых отсутствует в Рос­сийской Федерации, и ее проведение также пору­чена Минпромторгу России, как федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по выработке государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборон­но-промышленного комплексов, а также в области внешней и внутренней торговли.

Во избежание срыва сроков выполнения обо­ронного заказа при невозможности поставки рос­сийского технологического оборудования в сроки, предусмотренные программами технического пе­ревооружения предприятий оборонно-промыш­ленного комплекса, в случае отсутствия такого оборудования в перечне в виду уникальности его технических характеристик Минпромторг России может выдать разрешение на проведение закупки иностранного технологического оборудования.

В связи с изложенным издано новое постанов­ление Правительства РФ от 07.02.2011 № 56 "Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государ­ства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностран­ными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление № 56), ко­торое содержит ссылку на постановление № 372 и обеспечивает подготовку нормативноправовой базы для обязательного соблюдения заказчиками технологического оборудования требований по не­допущению приобретения иностранных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.

Реализация данных предложений позволит обеспечить контроль за расходованием бюджет­ных средств при размещении заказов на поставку товаров для нужд обороны страны и безопасности государства (в части технологического оборудо­вания), повысить эффективность закупок техно­логического оборудования предприятиями обо­ронно-промышленного комплекса и обеспечить приоритет закупок отечественной продукции при условии ее соответствия зарубежным аналогам по цене и качеству.

Следует отметить, что до принятия постанов­ления № 56 федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим размещение заказа на по­ставку товаров для нужд обороны и безопасности, было рекомендовано до объявления торгов на постав­ку таких товаров обращаться в Минпромторг России для проведения экспертизы о наличии или отсутствии производства соответствующих товаров в России, а Рособоронзаказу как уполномоченному феде­ральному органу исполнительной власти, осу­ществляющему контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных нужд по гособоронному заказу, при проведении контрольных проверок обращать особое внима­ние на недопустимость приобретения товаров (в части технологического оборудования), происхо­дящих из иностранного государства, для нужд обо­роны страны и безопасности государства в случае, если по заключению Минпромторга России на тер­ритории Российской Федерации производятся ана­логичные товары.

Таким образом, в России создана нормативно-правовая база, необходимая для обязательного со­блюдения заказчиками технологического оборудо­вания требований по недопущению приобретения иностранных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль