Трансформация законодательства о госзакупках: варианты и предложения

2759
В органах власти и бизнес-сообществе активно обсу­ждается проблема совершенствования законодатель­ства о государственных закупках. Варианты реформы, предложенные Минэкономразвития России и ФАС Рос­сии, сравнивает профессор кафедры предприниматель­ского права МГЮА Любовь Андреева.

Автор: Л.В. Андреева, д-р юрид. наук, проф. кафедры предпринимательского права МГЮА имени О.Е. Кутафина

В органах власти и бизнес-сообществе активно обсу­ждается проблема совершенствования законодатель­ства о государственных закупках. Варианты реформы, предложенные Минэкономразвития России и ФАС Рос­сии, сравнивает профессор кафедры предприниматель­ского права МГЮА Любовь Андреева.

Минэкономразвития Рос­сии разработало проект закона "О федеральной контракт­ной системе", в основе которого лежит концепция создания фе­деральной контрактной системы (ФКС), понимаемая как совокуп­ность норм и правил, обеспечи­вающих единый цикл организа­ции закупок для удовлетворения государственных (муниципаль­ных) нужд. Основными обяза­тельными этапами закупочного цикла должны стать:

  • прогнозирование закупок то­варов работ и услуг для госу­дарственных (муниципаль­ных) нужд;
  • формирование государствен­ными (муниципальными) за­казчиками планов закупок;
  • размещение заказов на по­ставку товаров, работ и услуг;
  • исполнение и мониторинг контрактов;
  • приемка и анализ результа­тов исполнения контрактов в целях планирования буду­щих закупок.

Задача создания федераль­ной контрактной системы была поставлена Правительством РФ в Программе по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р. Необходимость фор­мирования федеральной кон­трактной системы не вызывает сомнений. Ее создание позволит обеспечить системный подход к регулированию всего цикла государственных закупок. Од­нако решение данной задачи требует тщательной подготовки. В представленной Минэконом­развития России концепции лишь констатируется факт необ­ходимости создания федераль­ной контрактной системы, но не разработана си­стема мер по ее организации.

В законопроекте не определено, какую из мо­делей контрактной системы следует использовать в нашей стране - централизованную, децентрали­зованную или смешанную. Есть только ссылка на опыт применения контрактной системы в некото­рых странах.

Одной рукой пишем, другой - зачеркиваем

Требования к ФКС предлагается предусмот­реть в одном законе. Этот вариант не учиты­вает юридико-техническую сторону пробле­мы, поскольку в таком случае помимо Закона № 94-ФЗ придется отменить и другие специаль­ные федеральные законы: от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продук­ции для федеральных государственных нужд" (далее - Закон № 60-ФЗ), от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27.12.1995 № 213-ФЗ "О государственном обо­ронном заказе", от 02.12.1994 № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяй­ственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Концентрация всех правил, касающихся различных этапов осущест­вления государственных закупок, относящихся к различным отраслям законодательства, в одном законе нецелесообразна. Причем отменять при­дется не только специальные законы; изменения необходимо будет вносить также в Бюджетный и Гражданский кодексы РФ.

Как представляется, отмене подлежит прежде всего Закон № 60-ФЗ, устанавливающий общие правовые и экономические принципы, а также по­рядок формирования и исполнения на контракт­ной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ и услуг. К настоящему времени он в значи­тельной степени устарел и не соответствует изменившемуся с 1994 г. законодательству различных отраслей, регулирующему отношения в сфере гос­закупок.

Нельзя согласиться с выводом Минэконом­развития России о том, что антикоррупционный потенциал Закона № 94-ФЗ полностью исчерпан и поэтому его необходимо отменить. Практика применения этого закона выявила ряд недостат­ков, однако в этот закон, как и в любой другой, регулярно вносятся изменения и дополнения, на­правленные на их устранение. Так, последние из­менения в Закон № 94-ФЗ были внесены в апреле Законом № 79-ФЗ.

Конечно, такие "точечные" изменения Закона № 94-ФЗ не способствуют обеспечению стабиль­ности законодательства в сфере государственных закупок, поэтому насущной проблемой сегодня яв­ляется обобщение правоприменительной практи­ки, выявление всех недостатков и пробелов закона о госзакуп­ках с целью единовременного внесения в него максимально полного "пакета" изменений и дополнений.

Несмотря на все свои недо­статки, Закон № 94-ФЗ носит прогрессивный характер с точ­ки зрения развития конкурентных отношений. По ряду положений, в частности касающихся про­ведения электронного аукциона, даже опередил соответствующие законы в зарубежных странах.

Полумеры лучше отсутствия мер

С большинством изменений и дополнений в За­кон № 94-ФЗ, предлагаемых ФАС России*, можно согласиться. Так, с целью квалифицированного со­ставления проектов государственных контрактов по стандартным товарам ФАС России предлагает возложить на федеральные министерства обязан­ность по разработке типовых форм контрактов, в которых должны быть отражены инновацион­ные требования. Также представляется необходимым включать в типовые контракты требования по энергосбережению в отношении соответствующих видов товаров в соответствии с положениями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Фе­дерации". Поддержки заслужива­ет и предложение об установле­нии госпошлины за подачу жало­бы в антимонопольный орган.

Некоторые из предлагаемых ФАС России мер по совершенствованию Закона № 94-ФЗ уже под­держаны законодателем и отражены в Законе № 79-ФЗ. Это касается порядка формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, повышения профессионализма испол­нителей заказов и др.

В целом Закон № 79-ФЗ значительно расширяет права Правительства РФ. Так, Правительство РФ получило право определять особенности разме­щения конкретного заказа для федеральных нужд и решать вопрос о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполне­ния, в т. ч. не связанных с предметом контракта.

По-видимому, в данном случае речь идет о крупнейших и имеющих большое значение для экономики страны заказах. Установлен и порядок принятия Правительством РФ соответствующего решения.

Также Правительство РФ теперь вправе устанавливать порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов в отношении отдельных видов товаров, работ и услуг, в т. ч. определять закрытый перечень источников информации о ценах.

С прицелом на будущее

Надо признать, что внесенные в закон о госза­купках поправки не решили всех проблем в сфере размещения заказов. К примеру, в законе необос­нованно занижено значение качества поставля­емых товаров (работ, услуг) по сравнению с ценой.

Так, в соответствии с Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722, значимость ка­чественных показателей товара не должна превышать 20%, тогда как значимость критерия "цена контракта" не может быть менее 35%. Между тем одна из основ­ных целей государственных закупок, а именно эко­номия бюджетных средств, не должна достигаться в ущерб качеству закупаемых государством това­ров. В связи с этим требования о высоком качестве товаров, работ и услуг должны быть обязательно отражены в типовых контрактах. В целях оценки представляемых конкурсных заявок по сложному оборудованию целесообразно установить в зако­не право заказчика привлекать соответствующих специалистов-экспертов.

Также в связи с переходом к среднесрочному бюджетному планированию необходимо преду­смотреть возможность заключения на долгосроч­ный период всех видов контрактов с длительным сроком изготовления товаров, проведения работ или оказания услуг.

Кроме того, следует уточ­нить предложение ФАС России о включении в реестр недоб­росовестных поставщиков не только сведений о недобросовестном участнике размещения заказа - юридическом лице, но и о фи­зическом лице, осуществляющим управление со­ответствующим юридическим лицом. Представ­ляется целесообразным включать в указанный реестр сведения об учредителях такого юридиче­ского лица, а также о лицах, входящих в руково­дящие органы управления (наблюдательный совет, совет директоров) в соответствии с организацион­но-правовой формой юридического лица.

Заслуживает поддержки предложение о введении уголовной ответственности за преступления в сфере государственных закупок и необходимости разработки соответствующих составов преступлений. Введение процедуры дисквалификации должностных лиц заказчиков возможно при включении функций по размещению заказов в их должностные обязанности. Также следует учесть, что заказчики вправе передать функции по размещению заказов уполномоченному органу, следовательно, указанная мера административной ответственности должна распространяться и на должностных лиц уполномоченных органов.

Известно, что применение нормы ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, согласно которой расторжение контракта допускается исключительно по согла­шению сторон или по решению суда по основа­ниям, предусмотренным гражданским законода­тельством, затруднительно в случае нарушения договорных обязательств поставщиком (подряд­чиком, исполнителем). Проблемы связаны с дли­тельностью рассмотрения судебных споров, со­знательным затягиванием процесса со стороны недобросовестного участника размещения заказа и невозможностью заключить контракт на остав­шийся объем товаров (работ, услуг) с участником, заявка которого заняла "второе место", до приня­тия судебного решения. Однако предложенная ФАС России административная процедура рас­смотрения споров по расторжению контрактов не может быть применена на практике, хотя данная идея и привлекательна с точки зрения сокращения сроков рассмотрения указанных споров.

Государственные (муниципальные) контракты имеют гражданско-правовую природу, правила о них включены в ГК РФ и соответственно к ним должны применяться нормы названного Кодекса о расторжении и изменении договоров. Вместе с тем ч. 2 ст. 450 ГК РФ предусматривает расторжение договора при существенном нарушении его положений другой стороной только по решению суда. Выход из создавшейся ситуации видится в установлении в Законе № 94-ФЗ специальной нормы о праве заказчика на одностороннее расторжение контракта при существенном нарушении его условий поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Опасения, что установление такого правила приведет к произволу заказчиков, безосновательны, поскольку эти категории лиц – поставщики, подрядчики и исполнители – по закону вправе защищать свои права.

Подводя итог, следует отметить, что совершен­ствование норм Закона № 94-ФЗ не препятствует решению глобальной задачи формирования феде­ральной контрактной системы, поскольку разме­щение заказов является одним из ее элементов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль