"Вперед в прошлое"

2396
Уже несколько месяцев ведутся ожесточенные дискуссии в отношении законодательства о госзакупках. Обсуждение перспектив Закона № 94-ФЗ по общественному резонансу едва не сравнялось с накалом страстей вокруг нового об­разовательного стандарта. О том, что движет противника­ми этого закона и почему они получают "зеленый свет" на лоббирование принятия Федеральной контрактной си­стемы, в интервью журналу "Госзакупки.ру" рассказал генеральный директор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональ­ным связям Республики Татарстан" Яков Геллер.

Автор: Я.В. Геллер, генеральный директор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональ­ным связям Республики Татарстан"

Уже несколько месяцев ведутся ожесточенные дискуссии в отношении законодательства о госзакупках. Обсуждение перспектив Закона № 94-ФЗ по общественному резонансу едва не сравнялось с накалом страстей вокруг нового об­разовательного стандарта. О том, что движет противника­ми этого закона и почему они получают "зеленый свет" на лоббирование принятия Федеральной контрактной си­стемы, в интервью журналу "Госзакупки.ру" рассказал генеральный директор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональ­ным связям Республики Татарстан" Яков Геллер.

- Прежде всего, Яков Вениаминович, разрешите поздравить вас с присвоением звания "Почет­ный работник антимонопольных органов Рос­сии"!

- Спасибо! Это событие было таким же радост­ным, как и неожиданным. Во время июньского заседания Координационного совета по развитию конкуренции при Федеральной антимонопольной службе вдруг прозвучала моя фамилия, и я с удив­лением понял, что это награждают меня. В приказе руководителя ФАС России написано: "За большой личный вклад в развитие конкуренции". Приятно, конечно.

- Это же не первая ваша награда?

- Не первая. И вот что интересно: я 26 лет проработал в жилищном хозяйстве и имею зва­ние "Почетный работник ЖКХ России". А теперь у меня высшая ведомственная награда по нынеш­ней работе. Приятно.

- Но вы же понимаете, за что, собственно, вас на­градили...

- Могу только предположить, что за настой­чивое пропагандирование конкурентности, в т. ч. и в госзакупках. Я действительно разделяю точ­ку зрения тех, кто говорит, что у нашей страны осталось не так много способов и инструментов, чтобы "догнать и перегнать". И в первую очередь (а может быть, главным образом) под этим под­разумеваются конкуренция и равнодоступность. Не может быть развития за счет распределения на всех бюджетных уровнях бюджетных же средств среди своих "квалифицированных" поставщиков продукции. Это путь в никуда. Отсюда идут и на­стойчивые предложения о конкурентных закуп­ках, о гласности проведенных сделок. Отсюда же и любимый лозунг: "Нет контролера лучше, чем оби­женный конкурент". Отсюда и знаменитый Закон № 94-ФЗ.

Я вообще считаю, что Закон № 94-ФЗ задолго до провозглашения Президентом РФ Д.А. Мед­ведевым курса на модернизацию эту самую мо­дернизацию пытался устроить, но столкнулся с обычным сопроматом - сопротивлением материа­лов, причем на всех уровнях. Столько небылиц, сколько я наслушался за годы существования это­го Закона, даже в Продо­вольственной программе КПСС не было. И все с одной целью: отменить за­кон. Оно и понятно: кому хочется на всю страну пуб­ликовать намерения о за­купках "золотых ершиков", белых Ауди и многомиллионных круизах? Кому охота попадать под гласность даже в нашем нелю­бопытном обществе? Ведь, собственно, что сделал Алексей Навальный? Он начал перепечатывать с действующего Общероссийского официального сайта о размещении заказов абсолютно публичную информацию об интересных, с точки зрения опти­мальности, закупках. То есть пока эта информа­ция "пылилась" на сайте (хотя и в общем доступе), она мало кого интересовала. Если только силови­ков или Счетную палату. А стоило А. Навальному сконцентрировать внимание на подозрительности закупки, подозрительности по нереальности сро­ков поставки, по необходимости и адекватности приобретаемой продукции, по использованию бюджетных средств на себя, любимого, как сразу стал популярным. Но в принципе Навальный де­лает то, до чего руки не дошли у идеологов зако­на - популяризирует достоинства Закона № 94-ФЗ. Для страны, для народа, для нашего будущего до­стоинства.

- Тем не менее критика Закона № 94-ФЗ идет со всех сторон: и артисты, и врачи, и строители, и дорожники - все круглосуточно его критику­ют. Даже президент дал поручение поправить Закон № 94-ФЗ, особенно в отношении элек­тронных торгов, аргументируя это тем, что на аукционе дешево можно купить только плохую продукцию.

- Я же говорю: небылиц о нем очень много, и они еще будут... На аукционе покупают ту продук­цию, которая описана в заказе, и никакую другую. Если на аукцион выставлен лот "Строительство объекта", то этот объект должны построить по утвержденному проекту. Если это проект клу­ба, то подрядчики не могут построить коровник или мост... Ничего другого, кроме проектного решения... Вот контроль качества строительства, приемка скрытых работ, согласование продолжения операций и другие тонкости – это дело самого заказчика либо нанятого им технического надзора.

Другое дело - то, что многие заказчики привык­ли отдавать эту функцию на самоконтроль под­рядчику, а тот - на самоконтроль субподрядчику и т. д. со всеми вытекающими последствиями. Но здесь не Закон № 94-ФЗ виноват и не электрон­ные торги - здесь дело в образе мышления, в при­вычках и обрядах, перешедших со времен развитого социализма, в организации строительной отрас­ли в частности. Можно подумать, что до Закона № 94-ФЗ дороги строились исключительно качест­венно, а после его принятия - ухудшились! Ерун­да! Это вопрос монополии. В каждом "букваре" по экономике написано: монополия есть причина плохого качества и высоких стоимостей. А в той же стройке с ее архаичным индексным ценообразова­нием оптимальную цену при соблюдении проект­ных решений можно получить только на равнодо­ступном аукционе.

Вот вы говорили про награды. Кроме зва­ний "Почетный работник ЖКХ России", "Заслу­женный работник ЖКХ Республики Татарстан", мне еще присвоено звание "Почетный гражданин города Набережные Челны". Так вот, эти награ­ды я получил за то, что организация, в которой я имел честь работать, 26 лет "лечила" жилые дома и другие строительные объекты. То есть после сда­чи в эксплуатацию дома, которые строили лучшие строительные предприятия страны (лозунг такой был – “КамАЗ строит вся страна”), нужно было устранять строительный брак. Между количеством орденов на знамени предприятия и качеством продукции нет никакой связи, а есть совершенно другие взаимосвязи.

И в первую очередь это конкуренция, когда в затылок дышат конкуренты, готовые выполнить проектное решение за счет уменьшения накладных расходов (включая откаты – это слово, кстати, все чаще пишут без кавычек), за счет конкурентных закупок материалов, за счет оптимизации собственных непрофильных активов и т. д. Заметьте – не за счет замены материалов и конструктивов на менее надежные (этого не допустят проект и контроль заказчика), а за счет оптимизации расходов, в первую очередь – за счет конкурентных закупок продукции, необходимой для выполнения контракта. Качество определяет проект и надзор, а не способ размещения заказа.

- Но ведь разработчики Федеральной контракт­ной системы заявляют, что эта система должна обеспечить повышение качества госзакупок, что потенциал Закона № 94-ФЗ исчерпан и что заказ­чик будет сам определять, каким способом заку­пать.

- Вот-вот... Вековая мечта каждого чиновника - самому решать, у кого и по какой цене купить. Только потом президенту докладывают, что при закупке томографов "спилили" триллион рублей. Это кто сделал? Операторы площадок? Или те, кто хотел бы поучаствовать в честных торгах? Разве не очевидно, что если этот триллион “спилили”, то это можно сделать только на пару, когда заказчик создает условия, выбрав способ закупки, который позволит отдать победу “проверенному и квалифицированному” поставщику (и этот способ – не электронный аукцион), а “квалифицированный” поставщик выигрывает при любых условиях и по любой цене.

Электронные аукционы обязательны только полгода, а уже столько грязи на них вылили. Хотя еще не все закупки проводятся через них. Многие крупные заказы сегодня пока еще не размещают в ожидании и под обещания отмены такого способа.

И вы слышите из всех СМИ, сколько проводников у затеи отменить электронные аукционы. И здесь ни президент, ни премьер-министр, которые однозначно поддерживают электронные торги, понимая эффективность такого инструмента, не являются преградой. Сейчас, пользуясь любым случаем, говоруны высшим руководителям рассказывают небылицы про Закон № 94-ФЗ. При этом, заметьте, – без дискуссии. Собирают круг единомышленников и начинают носить ведро воды по лестнице, выливать его в бочку и ждать, пока стечет, чтобы повторить операцию.

Помните контору "Рога и копыта"? Вот проходят слушания в Госдуме – мне слово не дают. Проходит заседание Торгово-промышленной палаты – мне опять слово не дают, собирают “международный форум” – даже нет заочной дискуссии. Все одни и те же несколько лиц.

А если говорить о контрактной системе, то она, конечно, нужна. Планирование необходимо, управ­ление контрактом нужно. Кто подписывает те же скрытые работы на стройке? А кто согласовывает применяемые материалы по действующей цене? Нужно утверждение потребностей закупок в рам­ках выполнения программных задач. Мы все время путаем термины. Есть госзаказ, например "Здоровье нации". Есть критерии, например "Возраст смерт­ности". А есть закупки для государственных нужд, т. е. приобретение того, что нужно, чтобы выполнить установленный госзаказ: закупка томографов или строительство центра геронтологии. И эти закупки должны быть спланированы при утверждении про­граммы госзаказа. Должен быть перечень продук­ции, которую будут закупать. И принцип "чего нет в плане" не может размещаться на сайте. Тогда никто не сможет без соответствующей санкции Минфина России разместить заказ на золотые часы с бриллиан­тами за бюджетные деньги. Вот такую мы ждем кон­трактную систему. А нам предлагают отменить Закон № 94-ФЗ, вернуться к отбору заказчиком исполните­лей по своему усмотрению и назвать это контракт­ной системой.

– Тем не менее Министр экономического развития РФ Э.С. Набиуллина говорит, что Закон № 94-ФЗ отменять самоубийственно…

– Я читал, что она сказала. Но посмотрите недавнее интервью заместителя Министра экономического развития РФ А.Е. Лихачева. Он прямо говорит обратное, в т. ч. о цене как о главном критерии. Это на каком уровне уже рассказывают небылицы? Или действительно в министерстве образовались разные партии? А прочтите название семинаров, которые проводит Институт госзакупок: "ФКС вместо Закона о госзакупках". Лидером группы по созданию ФКС, вернее, по отмене Закона № 94-ФЗ, является И.В. Кузнецова. Мне, кстати, и приглашение пришло за небольшие деньги принять на нем участие.

Вот посмотрите на состав команды – двигателей ФКС и на состав команды противников отмены Закона № 94-ФЗ. Не смогло объединение бизнесменов, проигравшее отбор площадок в семи судах, отменить результаты отбора, так теперь они лоббируют ФКС как отмену Закона № 94-ФЗ и им дают слово на собраниях в Думе. Строители, вдруг понявшие, что рынок может переделиться, – и они лоббируют ФКС, а им дают слово на собрании в ТПП. Обучающим центрам, которые раньше имели монополию на обучение правилам проведения открытых конкурсов и которые остались без работы потому, что на каждой площадке опубликованы инструкции пользователей, и учить принципиально нечему. Они лоббируют ФКС и возможность возврата сертификации заказчиков с выдачей аттестата. А фон им, нужно признать, удалось создать мощный. Что неудивительно, учитывая, скольким людям электронные аукционы - как гость в гор­ле. Вот не странно ли, что в команде противников действующего Закона № 94-ФЗ нет ни одного пред­ставителя другой команды из тех, кто за равнодо­ступность, за конкуренцию результатов, а не по­тенций, за конкуренцию качества, а не количества тракторов на базе, за модернизацию экономики, а не за потакание клановым интересам? Почему так? Никто не задумывался? Почему того же На­вального не включили в группу для обсуждения, или меня, или В. Дегтева, или А. Емельянова? Мы ведь тоже кое-что понимаем в госзаказе. Нет отве­та? Есть, конечно.

- Говорят, что многие аукционы проходят с ми­нимумом участников. Это действительно так?

- Да. Это правда. Более того, много аукционов, где вообще нет участников. Я не раз говорил, что электронные торги - это градусник. Этот градус­ник, в частности, показывает, что в стране нет биз­неса, способного отреагировать на спрос. Но это тоже не вина Закона № 94-ФЗ. Это экономика та­кая. На пяти площадках уже аккредитованы сотни тысяч участников. И каждый день их число растет. В людях начала просыпаться вера, что можно без связей и взяток получить заказ, что можно обжа­ловать действия нечестных заказчиков и за пять дней получить результат. Это и пугает тех, кто сгруппировался под флагом ФКС как инструмента отмены Закона № 94-ФЗ.

Тенденция важнее фактов. Это все понимают. Так, М. Борщевский, выступая в радиопередаче, привел как аргумент движения руководства России против коррупции введение электронных торгов. И пояснил, как тяжело это проходит, потому что люди теряют бизнес. И в тот же день выступил за­меститель Министра экономического развития РФ и пояснил, почему нужно отменить электронные торги. Впрочем, после выступления М. Борщевского можно и не пояснять. И так все понятно. Стыдно только. За державу обидно. Но мы надеемся на тен­денцию продолжения дороги развития и адвокатирования конкуренции. Иначе - "вперед в прошлое"!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль