Письмо Минфина РФ от 12.05.2012 № 02-11-05/1675 "По вопросу оплаты государственными заказчиками третейского сбора"

1014

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу оплаты государственными заказчиками третейского сбора и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Пунктом 6 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. При этом судебный акт - решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде (ст. 1 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации").

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о третейских судах) в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, за исключением дел о банкротстве.

При разрешении спора в третейском суде в соответствии со ст. 15 Федерального закона о третейских судах оплачивается третейский сбор, на сумму которого осуществляются расходы, связанные с организацией третейского разбирательства.

В состав судебных расходов включаются судебные издержки, связанные с рассмотрением дела: денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг представителя, иные расходы, определяемые третейским судом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 № 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" подчеркнул, что конституционное право на судебную защиту может быть реализовано в том числе путем обращения в третейский суд, равно как и путем подачи заявления в государственный суд об отмене решения третейского суда либо о выдаче решения третейского суда.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона о третейских судах решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Таким образом, добровольное исполнение решения третейского суда является надлежащим исполнением соответствующего гражданско-правового договора, в силу которого стороны признали компетенцию избранного ими третейского суда и окончательность его решения для себя. В этой связи решение третейского суда следует рассматривать как продолжение договора, существующего между сторонами третейского разбирательства.

Если решение третейского суда добровольно не исполнено, оно подлежит принудительному исполнению по правилам принудительного производства. В отличие от решений государственных судов свойством принудительной исполнимости решение третейского суда наделяется только после прохождения установленных процессуальным законодательством процедур получения исполнительного листа на его принудительное исполнение.

Указанные процедуры предполагают проверку государственным судом (общей юрисдикции или арбитражным) на предмет надлежащего, основанного на законе формирования состава третейского суда, соблюдения процессуальных гарантий прав сторон и соответствия решения третейского суда основополагающим принципам российского права, то есть на предмет соответствия данного частноправового по своей природе акта тем требованиям, которые предъявляются законом для целей принудительного исполнения.

Принимая во внимание вышеизложенное, решения третейских судов по своим юридическим последствиям приравниваются к юридическим последствиям судебных актов, издаваемых государственными судами, но не отождествляются с ними.

Учитывая вышеуказанные положения, по мнению Департамента, государственный заказчик как получатель бюджетных средств вправе осуществить расходы по возмещению судебных издержек и уплате предусмотренных законом сборов в третейских судах в пределах доведенных до него в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по ст. 290 "Прочие расходы классификации операций сектора государственного управления" в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

Директор Департамента
бюджетной политики и методологии
С.В. Романов

12.05.2012



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль