Является ли СОНО субъектом малого предпринимательства по Закону № 44-ФЗ

6887
Может ли социально ориентированная некоммерческая организация являться субъектом малого предпринимательства по Закону № 44-ФЗ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое некомерчесская организация;
  • основная цель деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • как рассчитать минимальный объем закупок у СМП, СОНО;
  • правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности;
  • вывод: может ли социально ориентированная некоммерческая организация являться субъектом малого предпринимательства по Закону № 44-ФЗ?

Согласно ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее по тексту – Закон № 7-ФЗ), социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом №7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.

Является ли СОНО субъектом малого предпринимательства по Закону № 44-ФЗ

Получите квалифицированную экспертную помощь в Электронной системе "Госзаказ"

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон № 209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Таким образом, основной целью своей деятельности субъектов малого предпринимательства является извлечение прибыли.

Поэтому, так как основная цель данных субъектов различна, следовательно, социально ориентированная некоммерческая организация не может являться субъектом малого предпринимательства, также и в части осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.

Так как заказчик в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" является государственным унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления, то все закупки он должен осуществлять в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ.

В свою очередь, согласно в т.ч. п. 3 и 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

  • осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
  • осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Напоминаем, что планирование закупок регулируется гл. 2 положения Закона о контрактной системе, осуществление закупок регулируется гл. 3 положения Закона о контрактной системе.

В отношении Предприятия так же будут применяться положения гл. 4 и гл. 5 Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Также напоминаем, что обязанность осуществлять закупки в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе наступает у Предприятия с 1 января 2017 года (ч. 26 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Согласно ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление такими учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Обращаем внимание, что в случае выделения Предприятию субсидий, в соответствии с ч. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации произойдет увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у Предприятия.

Напоминаем, что принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований (здесь понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств) на осуществление за счет предусмотренных ст. 78.2 субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (ч. 2 ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Так, ежегодно Правительство Российской Федерации утверждает правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в которых, в том числе, устанавливается порядок выделения субсидий и порядок осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства (далее "Правила осуществления капитальных вложений").

Последние Правила осуществления капитальных вложений были приняты Постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 13 "Об утверждении правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета".

Так, согласно пп. в) п. 18 Правил в Соглашении о предоставлении субсидий должно быть включено условие о соблюдении организацией при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Напоминаем, что такие же условия указаны в ч. 4 ст. 78.2 БК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, до 1 января 2017 г. получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию Предприятию, должен указать условия о соблюдении тех или иных норм Закона о контрактной системе, независимо от того, что обязанность применения ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе для Предприятия наступает с 1 января 2017 года. Как вариант,это могут быть требования об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупки за счет выделенных субсидий и заключении гражданско-правового договора в соответствии с Законом о контрактной системе.

Что касается применения ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе к Предприятию, осуществляющему закупки в соответствии с указанной нормой, то применение Закона о контрактной системе будет распространяться на него в полном объеме в пределах переданных полномочий как на государственного заказчика.

Таким образом, в данном случае, Предприятие должно руководствоваться Законом о контрактной системе при осуществлении закупок, производимых за бюджетные средства, выделяемые в рамках ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при планировании и осуществлении закупок за счет бюджетных средств, предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе) с 1 января 2017 года.

А до этого срока Предприятие должно руководствоваться Законом о контрактной системе в объеме, установленном соглашением о предоставлении субсидии.

Если Предприятию выделяются бюджетные инвестиции в соответствии со ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то Предприятие должно руководствоваться Законом о контрактной системе как государственный (муниципальный) заказчик. Также Предприятие обязано выбирать услуги аудиторов при проведении обязательного аудита путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном Законом о контрактной системе.



Статьи по теме в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль