Открытость против эффективности

22 марта 2011 2397
Завтра начинает свою работу всероссийский форум-выставка "Госзаказ-2011". Одним из главных вопросов, обсуждаемых на форуме, станет, каким будет законодательство о госзакупках...

Завтра начинает свою работу всероссийский форум-выставка "Госзаказ-2011". Одним из главных вопросов, обсуждаемых на форуме, станет, каким будет законодательство о госзакупках. То, что нынешний закон о государственных и муниципальных закупках (94-ФЗ) несовершенен, признает большинство экспертов. Более того, на необходимость серьезных изменений обратил внимание и президент в своем Послании. Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе было поручено подумать, как улучшить процесс государственных закупок в стране. Весьма близкие до недавних пор позиции минэкономразвития и ФАС по совершенствованию законодательства о госзакупках разошлись. В преддверии форума ведомства представили на суд общественности диаметрально противоположные концепции законопроектов о регулировании госзаказа.

Как отмечают эксперты, ФАС предлагает развивать идеи, заложенные в 94-ФЗ, максимально перевести госзакупки на электронные аукционы, выбирая победителя исключительно по цене, не допускать установления каких-либо ограничений по участию в госзакупках поставщиков, в том числе квалификационных. Минэкономразвития считает, что решать задачу надо комплексно и рассматривать этап выбора поставщика лишь как одно из звеньев замкнутой цепочки размещения заказа, в которую также входит прогнозирование, планирование, бюджетирование, исполнение и мониторинг контрактов, оценка эффективности проведенных закупок. Одним из камней преткновения является предлагаемое расширение процедур выбора поставщика, возвращение предквалификации и ограничение сферы применения электронных аукционов.

Арбитром, по мнению экспертов, может стать премьер. Сегодня оба документа находятся в правительстве и планируются к рассмотрению на президиуме 24 марта.

"Предсказать, чья концепция в итоге будет поддержана правительством и представлена президенту, сложно, - говорит Кирилл Кузнецов, генеральный директор Центра эффективных закупок Тендеры.ру. - С одной стороны, минэкономразвития по закону отвечает за систему госзакупок, с другой - в последние годы практически все значимые изменения в 94-ФЗ фактически разрабатывались и продвигались ФАС".

Минэкономразвития считает, что 94-ФЗ необходимо упразднить и ввести закон о Федеральной контрактной системе (ФКС), который установит новый закупочный цикл. Начинаться он будет с этапов прогнозирования и планирования поставок, затем размещение самого заказа и заключение контракта и в завершение этапы администрирования исполнения, приемки и оценки эффективности контрактных результатов в целях планирования будущих поставок, при мониторинге и контроле всей системы.

Кроме того, ведомство предлагает расширить способы закупок и вернуть запрещенную предквалификацию.

Как отмечают в министерстве, существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных закупок. В законе крайне ограничены варианты допустимых способов размещения заказа, а значение цены как критерия оценки конкурсных предложений в ряде случаев преувеличено.

Существующие ныне процедуры, по мнению ведомства, позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим возможностями для исполнения государственного или муниципального контракта. Кроме того, предусмотренные законодательством механизмы обеспечения качества в основном направлены на применение санкций к поставщику по факту невыполненного контракта. "В этих случаях в результате недобросовестных действий поставщиков заказчики несут двойной ущерб: не выполнен заказ по закупке товаров, работ и услуг необходимого качества, бюджетные средства не освоены и возвращены в бюджет. Указанные недостатки правового регулирования приводят к сбоям в основной деятельности организации заказчика, а именно к распространению случаев поставки товаров, выполнения работ ненадлежащего качества", - заявляют в минэкономразвития.

Как вывод: "одним из результатов применения 94-ФЗ стало кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной основе, что свидетельствует об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правого регулирования в области государственных закупок".

ФАС уверена, что инициативы минэкономразвития создают поле для коррупции, необходимо редактировать сам 94-ФЗ, устраняя возможности злоупотреблений со стороны как заказчиков, так и поставщиков.

Служба предлагает существенно пересмотреть подходы к порядку проведения конкурсов, в том числе минимизировать влияние на выбор победителя конкурса субъективного мнения членов конкурсных комиссий при рассмотрении вопроса о качестве предлагаемой продукции и квалификации участников конкурса, а также заменить конкурентный, но коррупционный запрос котировок на более эффективный и сокращенный по времени электронный аукцион. Также ФАС предлагает ввести обязанность заказчиков обосновывать установленный уровень начальной цены контракта с указанием ее источников, централизовать установление требований к стандартной закупаемой продукции, в том числе и с учетом инновационной составляющей, ввести ограничение возможности заказчиков закупать продукцию премиум-класса. Помимо прочего законопроектом предусматривается необходимость введения короткой административной процедуры расторжения заключенных контрактов и необходимость ввода государственной пошлины для обеспечения возможности участникам подавать жалобы в электронной форме. По словам Михаила Евраева, начальника управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа, в результате реализации законопроекта будут усовершенствованы существующие и введены новые механизмы регулирования сферы размещения заказов, что позволит существенно повысить результативность осуществления закупок, а также значительно снизить уровень коррупции.

Эксперты видят плюсы в том, что мнения ведомств разошлись. "Это не может не радовать, ведь сферы ответственности ведомств разные, - говорит Кирилл Кузнецов. - ФАС призвана бороться за открытость и конкуренцию, а минэкономразвития должно ратовать за эффективное расходование бюджетных средств и решение иных экономических задач. К сожалению, избыточная открытость нередко вступает в противоречие с эффективностью. За прошедшие годы немало контрактов, в которых поставщик был выбран исключительно по цене, было сорвано. И даже в ситуациях, когда виновного удалось "наказать рублем", итог не весел - сорваны сроки выполнения многих важных задач".

За расширение процедур выбора поставщика и ограничение сферы применения электронных аукционов, по словам эксперта, говорит и мировой опыт, признающий достоинства аукционов, но указывающий на необходимость при сложных и нестандартных закупках использовать конкурсные и переговорные процедуры, в том числе многоэтапные.

При этом Кирилл Кузнецов отметил, что кое в чем концепция ФАС перекликается с концепцией Федеральной контрактной системы, предложенной минэкономразвития. "Антимонопольная служба согласна, что в ходе реформ надо уделять внимание коррект ности подготовки спецификаций и контракта, определению стартовой цены", - заметил эксперт.

Елена Агапова, директор Центра госзаказа Академии народного хозяйства при правительстве РФ, уверена, что необходимо сохранить положительные результаты, достигнутые в ходе реформирования системы размещения заказов, в том числе сформированную единую для всей страны законодательную основу, а также осуществить значительное дополнение и совершенствование иных норм, регламентирующих данную сферу.

"В настоящее время, учитывая тот факт, что закон 94-ФЗ действует уже шестой год, а безграмотность заказчика все еще имеет место, а также то, что при регламентации только одного этапа - размещения заказа - заказчик тратит безумные силы и средства на организацию данного процесса, при жесткой регламентации этапов закупочных циклов "массовый" заказчик просто не сможет нормально работать", - отметила эксперт.

Однако, по словам Елены Агаповой, если законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок, предусмотрев планирование в три периода - долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, то это позволит большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов и обеспечит заказчику большее количество участников при проведении торгов.

В отношении повышения качества исполнения контрактов, по мнению эксперта, правильнее всего установить законодательные требования к их обеспечению, в том числе разработать и утвердить типовые формы банковских гарантий и поручительств, а также обязать заказчиков выставлять требования по финансовому обеспечению на все контракты. При этом должны быть установлены сроки действия финансового обеспечения и процедура его предоставления. Что касается повышения публичности и качества исполнения контрактов, лучше всего внести изменения в законодательство в части обязательного размещения в реестре контрактов всей информации о стадиях исполнения контрактов, в т.ч. сопровождающие контракт документы, а также сами заключенные контракты.

Источник: "Российская Бизнес-газета" №792 (10)

Автор: Юлия Васильева



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль