Компромисс на время

26 апреля 2011 2604
Президент подписал закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Президент подписал закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В начале марта Минэкономразвития России совместно с НИУ-ВШЭ подготовило и опубликовало Концепцию законопроекта "О федеральной контрактной системе", который должен был заменить или кардинально изменить закон о размещении заказов. Более того, 15 апреля приказом Эльвиры Набиуллиной в минэкономразвития был создан Департамент развития Федеральной контрактной системы (ФКС).

Однако анализ показал, что подписанный президентом закон содержит в большинстве случаев поправки технического характера и лишь отдельные давно предлагаемые позитивные нововведения.

Выходит, что создание ФКС сведено к внесению нескольких поправок? Или реформа провалилась? Представляется, что "поправочный" закон - временный компромисс, а переход на ФКС остается в приоритете.

Ключевыми нововведениями закона являются нормы, обязывающие заказчика обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, а также положения, позволяющие заказчику устанавливать в конкурсной документации требования к сроку и объему предоставляемых гарантий, к расходам на эксплуатацию товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара.

Кроме того, существенной поправкой представляется наделение правительства РФ правом устанавливать: особенности размещения конкретных заказов; дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам при размещении заказов на отдельные товары, работы, услуги; порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов на отдельные виды товаров, работ, услуг.

Рассмотренные поправки не устраняют в полной мере пробелы действующего закона, о которых пойдет речь ниже.

В адрес пресловутого Федерального закона N 94-ФЗ в действующей редакции было немало нареканий. Так, на стадии определения государственных нужд заказчику предоставлена неоправданно высокая степень свободы, а порядок формирования государственных заказов и определение начальной (максимальной) цены контракта в принципе не относятся к предмету правового регулирования закона. Как показывает практика, это делает возможным не только приобретение за счет средств налогоплательщиков предметов роскоши "для государственных нужд", но и влечет риск реализации коррупциогенных схем на стадии размещения заказа.

На этой стадии возможен и немотивированный отказ в допуске, и немотивированный допуск к участию в торгах, и картельные сговоры участников торгов. Размытость квалификационных требований зачастую ведет к победе фирм-однодневок, заявивших минимальную цену контракта и не исполняющих обязательств по нему. В свое время Генеральной прокуратурой было выявлено более 20 коррупционных факторов и пробелов в рамках антикоррупционной экспертизы Закона N 94-ФЗ.

Одним из ключевых недостатков Закона N 94-ФЗ является неадаптированность к проведению так называемой сложной закупки. Иными словами, действующий закон хорош для закупки карандашей или скрепок, а вот закупки в сфере науки и культуры в рамках процедур этого закона неэффективны. При размещении заказов на строительство объектов инфраструктуры в рамках инвестиционных проектов процедура закона не позволяет заказчику и исполнителю вести диалог в процессе заключения контракта, а также не позволяет заказчику устанавливать эффективные критерии для отбора исполнителей и контролировать качество выполнения работ.

Все это затрудняет строительство сложных инфраструктурных объектов в рамках инвестиционных (ГЧП) проектов, не позволяя Закону N 94-ФЗ стать эффективным инструментом устранения инфраструктурной недостаточности. В России в условиях отсутствия легитимного определения ГЧП распространено мнение, что Закон N 94-ФЗ является основой для государственно-частного партнерства, а государственный контракт - одним из видов соглашений об этом партнерстве. Есть проблемы и в самой системе размещения заказов. Формирование заказа и исполнение контракта остается за рамками нормативного регулирования, а размещение заказа обусловлено соблюдением громоздкой формальной процедуры. Укрупненно можно выделить такие ключевые пробелы действующего закона: отсутствие порядка определения начальной (максимальной) цены контракта и завышение цены контракта; недостаточная проработанность процедуры размещения заказа, включая квалификационные требования к участникам торгов; непригодность процедуры размещения заказов для проведения "сложных закупок"; отсутствие единой системы закупок, а также мониторинга исполнения госконтрактов.

Источник: "Российская Бизнес-газета" №797 (15)

Автор: Евгения Зусман, старший юрист-аналитик практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы "Вегас-Лекс"



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль