Закупка по правилам

7 июня 2011 1191
Прошло менее полугода с принятия номенклатуры одноименной продукции для госнужд. И вот на официальном сайте Минэкономразвития представлен на обсуждение новый проект...

Прошло менее полугода с принятия номенклатуры одноименной продукции для государственных и муниципальных нужд, на разработку, утверждение и согласование которой было потрачено несколько лет. И вот на официальном сайте Минэкономразвития представлен на обсуждение новый проект. Предполагается, что экспертиза документа завершится к началу июня, и вскоре после этого будет подписан приказ, его утверждающий.

Как и действующая номенклатура, представленный проект составлен на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, и, по мнению разработчиков, включает все виды продукции, закупаемой по правилам Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Это означает, что по-прежнему у заказчиков сохраняются проблемы, связанные с неточностями и опечатками в ОКДП, а также головная боль, связанная с решением шарад по отнесению закупаемой продукции к тому или иному коду ОКДП и, соответственно, группе номенклатуры. Впрочем, последнее скорее "болезнь роста" - со временем вопросов в этой части становится все меньше.

Надо отметить, что само название документа не совсем удачное, так как номенклатура одноименной продукции для госзакупок на самом деле не имеет отношения к классификации схожих товаров, работ и услуг. К примеру, "одноименными" по ней считаются металлические двери и газовые баллоны, средства для чистки унитазов и крем для лица. Это неудивительно, так как главное ее предназначение - в определении ограничений для закупок без проведения торгов. По каждой группе "одноименной" продукции заказчику разрешено ежеквартально заключать прямых договоров на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., а контрактов простой процедурой запроса цен (запросом котировок) - не более чем на 500 тыс. руб. Кроме этого этой номенклатурой должны руководствоваться заказчики при проведении совместных торгов и при установлении квалификационных требований для крупных подрядных торгов.

До принятия номенклатуры заказчики сами классифицировали продукцию по одноименности, относя к одной группе только взаимозаменяемую продукцию, что приводило к колоссальному объему закупок "до 100 тыс. руб." и "до 500 тыс. руб.", проходивших в условиях фактического отсутствия конкурентного отбора поставщиков.

Может показаться, что и сегодня заказчик имеет весьма солидные возможности в этой части, ведь действующая номенклатура позволяет закупить в течение года у любых поставщиков, без проведения каких-либо процедур их отбора, товаров, работ и услуг в общей сложности на 63,2 млн руб. А для запроса котировок сумма выглядит еще солиднее - 316 млн руб. Однако на деле далеко не у каждого заказчика есть потребность приобретать продукцию из всех 158 групп действующей номенклатуры. Поэтому на практике суммы прямых закупок заметно ниже указанных многомиллионных порогов. Востребованными обычно являются лишь несколько десятков групп, и только отдельные заказчики закупают продукцию, попавшую в такие группы, как "Металлические руды", "Оружие" или "Ядерные материалы" и тому подобные.

Само право заказчиков на закупку без торгов, закрепленное в 94-ФЗ, является своего рода компромиссом. Очевидно, что возможность заключить договор с любым, выбранным исключительно по желанию заказчика, поставщиком сама по себе таит коррупционные риски. Всегда найдутся закупщики, предпочитающие выбирать "своего поставщика", зачастую не самого лучшего, и не бескорыстно. Однако подобная гибкость необходима в случаях небольших закупок, когда стоимость организации торгов выше, чем возможная экономия от них. Не проводить же аукцион ради приобретения десятка-другого ручек? Она важна и при возникновении срочных потребностей, например выполнения непредвиденного ремонта техники.

Вопрос в том, какую сумму разрешить расходовать подобным образом. К сожалению, лимит устанавливается единый для всех заказчиков. Хотя очевидно, что то, что является "крупными расходами" для сельской больницы, для федерального министерства - не значительнее капли в море. Но перед лицом 94-ФЗ все заказчики равны.

По мнению большинства практиков, занимающихся размещением заказов, существующие группы номенклатуры чрезмерно укрупнены. Это приводит к тому, что, исчерпав отведенный квартальный лимит в 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб., заказчики вынуждены проводить на весьма незначительные суммы конкурсы и электронные аукционы, сложность которых на фоне цены разыгрываемых контрактов делает для поставщиков участие в подобных процедурах малопривлекательным. В результате значительные средства и время уходят на проведение бессмысленной формальной процедуры, которая, как правило, признается несостоявшейся, после чего заказчик опять же получает право заключения договора с любым поставщиком на свой выбор.

Надо отметить, что своим правом проводить "одноименные" закупки не все заказчики пользуются умело. Логика 94-ФЗ в том, чтобы заказчик заблаговременно планировал размещение своих заказов, проводя торги. Если требуются дополнительные закупки - проводил запросы котировок "до 500 тыс. руб.". И только в случае, если возникают непредвиденные потребности, закупал прямыми договорами "до 100 тыс.". На практике же многие заказчики сначала исчерпывают разрешенные лимиты простых закупок, а потом вынуждены проводить торги на оставшиеся, зачастую небольшие суммы.

Проанализировав ситуацию, Минэкономразвития пришло к выводу - номенклатуру нужно детализировать. В представленном проекте их число возросло более чем на треть и составляет 224. Это решение практически единогласно поддержано заказчиками, однако в основном изменения касаются закупок, связанных с медициной, в первую очередь в части лекарственных препаратов. К тому же некоторые новые группы вызывают вопросы. К примеру, лабораторные мыши и крысы почему-то отнесены к разным группам, а некоторые коды ОКДП встречаются сразу в нескольких группах. В целом для большинства заказчиков ситуация практически не изменяется. Хотя пока приказ не подписан, еще остается вероятность дальнейшей детализации и корректировки проекта номенклатуры, в том числе и увеличения числа групп "одноименной" продукции.

Источник: "Российская Бизнес-газета"№801 (19)

Автор: Кирилл Кузнецов



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль