Безжизненный контракт жизненного цикла

5 августа 2011 6453
Свердловские дорожные компании не верят в эффективность системы долгосрочных контрактов...

С 2012 года на Среднем Урале начнется внедрение практики долгосрочных контрактов, так называемых «контрактов жизненного цикла» в строительстве и эксплуатации дорог. Областные власти, реагируя на тезисы российского правительства, предпринимают попытку создать систему, при которой будет увеличена эффективность бюджетных расходов, повысится срок службы дорожной инфраструктуры при общем снижении стоимости работ. Однако, участники местного «дорожного» рынка сомневаются в успешности реализации идеи на Среднем Урале по целому ряду причину. В том числе из-за отсутствия необходимой законодательной базы. Подробности – в материале «НЭП».

С 2012 года в дорожной отрасли на Среднем Урале должно начаться внедрение практики заключения долгосрочных контрактов, так называемых «контрактов жизненного цикла» (КЖЦ). Такую задачу поставил губернатор Свердловской области Александр Мишарин, выступая с бюджетным посланием. По мнению главы региона, это позволит увеличить эффективность бюджетных расходов, повысит срок службы дорожных сооружений, а также снизит стоимость дорожных работ.

Об этом же в ходе своего визита в Тверь говорил премьер-министр России Владимир Путин. По словам премьера, сегодня подрядчики не отвечают за эксплуатацию дороги и, пользуясь этим, могут выполнять работу некачественно. Введение системы КЖЦ должно кардинально изменить ситуацию. Долгосрочные контракты должны обеспечить возможность непрерывного круглогодичного содержания дорог, позволят снизить финансовую нагрузку на региональные бюджеты, а также окажут положительное влияние на финансовую и экономическую устойчивость подрядных организаций. Кроме того, контракты жизненного цикла должны помочь привлечению инвесторов к строительству и содержанию дорог. Это, в частности, отвечает поставленной свердловским губернатором задаче по увеличению частных инвестиций в дороги.

«Контракт жизненного цикла» (от английского life cycle contract) – это разработанная и успешно применяемая на Западе форма государственно-частного партнерства. Так, в Великобритании с помощью КЖЦ строится и ремонтируется до 90% дорог. Такой контракт учитывает жизненный цикл объекта (в среднем, 25 – 30 лет). По условиям, подрядчик берет на себя создание проектно-сметной документации, строительство, ремонт, обслуживание и эксплуатацию объекта на протяжении всего жизненного цикла, а также финансирование всех этих работ. Заказчик в лице государства, в свою очередь, гарантирует оплату «сервиса работающей дороги» равными частями на протяжении всего срока службы объекта. При этом деньги начинают перечислять только после сдачи объекта в эксплуатацию. Размер оплаты также зависит от уровня соответствия выставленным функциональным требованиям к объекту, в том числе, по качеству дороги и безопасности движения на ней.

Как бы то ни было, пока в России нет опыта практического применения КЖЦ. Одним из первых регионов России, где может быть разработана отдельная схема для долгосрочных контрактов, станет Санкт-Петербург. В настоящее время Смольный разрабатывает законопроект, позволяющий заключать договоры по строительству и эксплуатации дорог на длительные сроки. Однако именоваться такие контракты будут не «контракт жизненного цикла», а «долгосрочный контракт на выполнение работ с длительным производственным циклом в отношении автомобильных дорог». Использоваться он будет только при строительстве новых магистралей – при ремонте улиц будут применяться традиционные механизмы оплаты. Но и для новых дорог он не станет обязательным, а будет применяться лишь к определенным проектам.

В Свердловской области при строительстве дорог используются чаще всего трехлетние контракты. Но попытки перейти на договоры с более длительным периодом обязательств предпринимались с 2008 года. По данным регионального министерства финансов, практика заключения долгосрочных контрактов сложилась на Среднем Урале еще в 2008 году. Например, в сфере строительства автомобильных дорог в 2008 году было заключено 490 контрактов, из них 100 долгосрочных. В 2011 году заключено девять долгосрочных контрактов. Реализация долгосрочных проектов в регионе осуществляется, как правило, в рамках областных целевых программ, которые включают в себя обоснование расходов, необходимых для достижения поставленных программой результатов.

Ожидается, что развитию системы КЖЦ в дорожном строительстве региона должно способствовать принятие до конца 2011 года закона «О дорожном фонде Свердловской области». Документ, в частности, позволит увеличить объем бюджетных ассигнований и закрепит объем целевых расходов на дорожное хозяйство, обеспечит стабильность выделения средств, а также даст возможность гарантированного финансирования заключенных контрактов на дорожные работы. Также закон гарантирует перенос остатков ассигнований, неиспользованных в текущем году, на очередной финансовый год.

«Все это позволяет обеспечить расширение использования механизмов долгосрочных контрактов, выходящих за пределы финансового года, на строительство, ремонт и содержание дорог», – отмечают в региональном Минфине, добавляя, что заключение контрактов на трехлетний срок не предел. С совершенствованием законодательства о государственных закупках рассматривается возможность заключения контрактов на более длительные сроки.

О необходимости совершенствования законодательства, как в сфере госзакупок, так и в бюджетной сфере, говорят и в Департаменте государственного заказа Свердловской области. По мнению специалистов ведомства, только после внесения соответствующих изменений в законодательстве возможен переход на систему «контрактов жизненного цикла». Однако проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях заключения контрактов жизненного цикла», внесенный в Госдуму РФ, до сих пор не принят.

О проблемах, связанных с отсутствием отлаженной системы для внедрения КЖЦ в рамках круглого стола на форуме «Иннопром-2011» говорил заместитель транспорта России Александр Недосеков. По мнению федерального чиновника, новая контрактная система могла стать наиболее эффективным инструментом для внедрения инновационных технологий.

«К сожалению, должен признать, мы никуда не продвинулись за полтора года. Единственное, что мы смогли сделать, приблизить КЖЦ через закон о концессиях. Я прошу МЭРТ услышать нас и сделать КЖЦ не каким-то глобальным проектом, а контрактом каждого дня. Нужно предусмотреть, что у нас есть сложные инфраструктурные объекты, где-нибудь на автодороге «Лена», то есть на территориях, где нет огромных компаний, способных взять на содержание дорогу целиком. Поэтому нужно создавать условия, чтобы дорога делилась на небольшие участки, а небольшие компании брали их на себя. Кроме того, строительством крупных объектов у нас, как правило, занимаются крупные подрядчики, которые имеют собственные ресурсы. А они, в отличие от малых и средних компаний, не заинтересованы в инновациях», – считает замминистра транспорта РФ Александр Недосеков.

Представители уральских дорожных компаний, опрошенные «НЭП» пока не готовы обсуждать достоинства и недостатки новой системы, поскольку непонятно, каким образом она будет реализована. Однако эксперты полагают, что быстрого перехода на долгосрочные контракты не случится – при отсутствии нормативной базы на федеральном уровне регион не сможет стать одной из пилотных территорий, самостоятельно запустившей КЖЦ.

«Разговор о КЖЦ идет давно, но сдвигов в этом вопросе пока нет. Не решен вопрос и на уровне федерации, не говоря уже о регионе. Для введения системы долгосрочных контрактов необходимо принятие ряда правовых документов и внесение изменений в существующие акты. Без создания нормативно-правовой базы реализация долгосрочных проектов в сфере дорожного строительства будет просто невозможна», – считает начальник информационно-аналитического отдела Управления автомобильных дорог Свердловской области Сергей Ибрагимов.

Эксперт отмечает, что в России, где и экономическая и политическая среда отличаются нестабильностью, трудно верить в тридцатилетние гарантии от государства (жизненный ЦИК дороги – 30 лет. прим. «НЭП»), а это значит, что компания, получившая контракт, не может быть уверена, в том что через пару лет договор не будет расторгнут по каким-либо причинам.

Кроме того, участники рынка пока не очень хорошо понимают, насколько эффективным для них будет участие в подобных проектах. Представитель компании ЗАО «Форатек ЭнергоТрансСтрой» заявил, что система должна учесть интересы частных инвесторов, иначе их участие в долгосрочных проектах вообще будет под вопросом.

С коллегой соглашается гендиректор ООО «Жасмин» Александр Слесарев. По его мнению, долгосрочные проекты сегодня по плечу только крупным игрокам, но даже они не станут заниматься строительством и содержанием автодорог без дополнительных гарантий со стороны государства.

«Мне вообще не понятно, как эта схема будет работать. Если строить придется на свои деньги, а потом уже в течение 20 лет получать их от государства, то на это просто никто не пойдет. Мелкие и средние компании ­– уж точно. Даже в Москве. Что касается крупных компаний, которым и достанутся КЖЦ, то и они, я думаю, вряд ли согласятся на долгосрочное сотрудничество без дополнительных гарантий», – считает Александр Слесарев.

Эксперты считают, что применение долгосрочных контрактов станет возможным только при наличии трех условий. Во-первых, если у государства не хватает средств для строительства объектов инфраструктуры и есть необходимо привлечь частные инвестиций. Во-вторых, если речь идет об инфраструктурных мега-объектах, стоимостью более 100 млн евро (с большими финансовыми рисками. А в-третьих, если компания хочет применять инновационные технологии – ведь КЖЦ стимулирует подрядчиков экономить.

Справка:

В Свердловской области функционирует 33,8 тыс км автомобильных дорог, из них 588 км – федерального, 11 тыс км – регионального и 22 тыс – местного значения. В основном преобладают дороги третьей (более 50%) и четвертой (более 20%) категорий, то есть с двумя полосами движения шириной по 3,5 или 3 метра. При этом 335 населенных пунктов вообще не имеют подъездов с твердым покрытием.

По мнению экспертов, для того, чтобы поддерживать полотно в рабочем состоянии автодорожникам необходимо в год ремонтировать как минимум 600-700 км. На деле не восстанавливается и 200 км. В 2011 году в планы включены 127 км полотна, ремонт которых обойдется в 1,7 млрд рублей. Всего на содержание сети в 2011 году планируется потратить 7 млрд рублей, львиная доля из которых будет направлена на возведение обходов вокруг Екатеринбурга – Северный обход (с Серовского направления с выходом на Тюменский тракт и Челябинск), а также на проектирование южного обхода.

Автор: Ирина Якино

Источник: www.nep08.ru

Рекомендую



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль